Во! Витя приехал!

Виктор Коноплёв
                «Во! Витя приехал!»

    «Во! Витя приехал!» - радостный вопль одного из спортсменов утонул в дружном хохоте нескольких парней - преподавателей двух московских ВУЗов. Дело происходило полста лет назад в преподавательской раздевалке «Стадиона юных пионеров». Причиной этого веселья был я, вошедший в комнату к этим здоровякам. А история этого веселья вот какая.
    Зимним солнечным днем я вылез из небольшого самолетика и зашагал в сторону деревни Некрасово, невдалеке от Вязьмы. Зачехленное ружье, рюкзак с подарками и продуктами для моих знакомых приятно оттягивали плечи. Около сельского магазина очередь селян – привезли муку для жителей. Выкупил причитающуюся долю для своих хозяев, к которым я и шел в соседнюю деревеньку Желтовка.
    Пришел. Постучал – в ответ молчание. Толкнул дверь – открыто. Зашел в избу – никто не отозвался на мое приветствие. Разделся. На кухне у окна стоят две молочные фляги литров по 35 каждая. На одной из них лежит перевернутая вверх дном кружка.
    Вдруг на русской печи подошвы валенок, уложенных, как я думал, на просушку, зашевелились и пропали. Что за навождение? В ответ на это появилась старенькая шапка-ушанка, а под ней давно небритое лицо хозяина дома. Его мутный взгляд заскользил по мне, пытаясь установить личность появившегося гостя. Голова пропала. Опять появились валенки, нащупывающие ступеньку лестницы у печки. Наконец, передо мной образовался владелец дома. Его непонимающий взгляд ползал по мне, пытаясь собрать воедино расплывающуюся мозаику частей тела в единый образ. Стою молча. «Во! Витя приехал!» - наконец-то определил меня хозяин. Тут же в нем заговорил закон гостеприимства: - «Иди сюда» - махнув рукой в сторону окна, позвал меня Женя. Взял кружку, открыл флягу и, зачерпнув самогона, молча протянул мне. Я выпил. Все также молча он зачерпнул себе. Затем повернулся, залез на печку и подошвы его валенок вновь заняли исходное положение.
    Несколько лет назад меня познакомил с семьей Жени его брат - Жора. Оба они были заядлые охотники и держали по нескольку русских гончих. Собаки прекрасно натасканные, особенно на зайцев. Следует отметить, братья были увлеченными любителями послушать голоса собак во время гона. Они подбирали эти голоса так, чтобы лай выжлеца (кобеля) и выжловки соответствовали друг другу.Действительно, во время гона мне слышалась какая-то мелодия, напоминающая церковный перезвон: «Ааа-фф, аа-аф» - густым басом большого колокола подавал голос выжлец, а в промежутках раздавались подголоски маленьких колокольчиков выжловки – «оёё-ой, оёё-ой». Опавшая листва деревьев не задерживала эту песню, и можно было легко проследить траекторию гона. Бывало, что Жора, заслушавшись, приходил в неописуемый восторг, швырял ружье о земь с криком: «Красатища-то какая! Трам-трах-тах!». До сих пор полностью разделяю обе точки зрения! Этот азарт, эту красоту и потеху прекрасно понимал поэт Н.А.Некрасов, когда-то сам охотившийся здесь:
          «Тот же, кто заячьей охоты не любит -
           Тот свою душу проспит и загубит» 
Ярко отобразил этот момент и Н.А.Минх (“Братья феврали») – «Где-то в лесном отъеме с непередаваемой страстью и тоской стонала и плакала, преследуя красного зверя, парочка голосистых, нестомчивых гончих, и эхо голосов их то замирало, то оживало в звонких окрестных оврагах».

    Через некоторое время с фермы вернулась хозяйка дома Аннушка. Там она работала дояркой. Поздоровавшись, молча из печи достала чугунок с горячими щами. Накормила и занялась хозяйственными делами. До темноты оставалось еще часа два, и я пошел побродить по лесу. Как же прекрасен лес зимой! Тишину нарушает только стук дятла. Спокойствие и тишина окружают забредшего сюда человека. Как разителен этот контраст для горожанина! Восточная мудрость гласит: «Обрети спокойствие – познаешь истину». Как это верно… Если бы еще знать – в чем заключается моя истина? В спокойствии? В единении с природой?
    Вернулся в дом. Подошвы валенок неподвижно лежали на печи. Аннушка поставила на стол пыхтящий самовар. Рассказываю московские новости. Слезает с печи Женя и начинает внимательно меня разглядывать. «Во! Витя приехал!» - удивляется он, и машет рукой в сторону фляг – «Пошли!» Я выпиваю свою порцию, он свою - и снова на печь. В запое, наконец-то соображаю я. А причина появления этого запоя следующая.
    Несколько лет назад у Жени и Аннушки сгорел дом с младшим ребенком дошкольного возраста. Супруги находились на работе и примчались к дому, когда уже было поздно – деревянный дом горит минут 20 – 30. Вот она причина появления запоя… Дело в том, что оба работали на ферме: она дояркой, он – пастухом. То есть уходили на работу, когда еще темно, а возвращались, когда уже темно. Семеро детей вынуждены вести самостоятельный образ жизни. Под руководством старшего из них, понимая свою ответственность за каждое действие, они выполняли необходимые поступки: убрать в избе, достать и накормить младших (еще ночью приготовленной в печи едой, неизвестно, когда отдыхающей Аннушкой), помочь им собрать вещи в школу и т.д. Каждый помогал друг другу. Должен отметить, что все дети учились хорошо и, впоследствии, закончили кто техникум, а кто и институт.
    Меня же поразила полнейшая самостоятельность детишек. Никаких указаний или понуканий со стороны родителей – все знают и делают сами. Я застал период, когда старшие дети учились или работали в городе, оставался младший – 12-летний Николка. Представьте, наезжают 5 – 6 охотников, накрывается стол с городскими продуктами, ведутся различные интересные разговоры о неизвестной городской жизни или охотничьих приключениях. Николка завороженно слушает. Однако, взглянув на часы, он уверенным движением освобождает край стола и начинает делать школьные уроки. Полностью сосредоточен, никак не реагирует на звучащие шутки и смех. Покончив с уроками – включает телевизор на запланированную заранее передачу. По окончании передачи разбирает постель и укладывается спать. Все эти операции производятся молча. Видно, что человек знает то, что ему необходимо, и ничто не сможет отвлечь его от заданной программы действий. Максимально собранный и самостоятельный мальчишка. Деловой! Такие парни в дальнейшем становятся надежными, трудолюбивыми работниками в армии ли, на производстве ли.
    Утром, попив чая, собираюсь на охоту. С опаской поглядываю на «смирные» валенки. Не тут-то было! Далее все по сложившемуся ритуалу: «Во! Витя приехал!» - удивляется хозяин - «Пойдем. На!» Вечером все повторяется один в один. И так всю неделю, два раза в день – утром и вечером, пока я находился в этом гостеприимном доме.
    Вот эту историю я и рассказал своим коллегам преподавателям. Вот отсюда и возникло приветствие и хохот при моем появлении.
    И вряд ли, кто-то из горожан задумывается, что, то молоко, которое они пьют, и те котлеты, которые они едят, обеспечены каждодневным трудом многих жень и аннушек. Дай им Бог счастья!