Психоархитектоника. Введение 1. 3

Корень Владимир
Недостаточность триадичной логической парадигмы особенно подчеркивается успехами юнговского психоанализа, замешанного в основном на другом логическом принципе – принципе кватерности.

«Кватерность является архетипом почти всеобщего распространения. Она образует логическую основу для любого целостного суждения. Желая воспроизвести суждение подобного рода, неизбежно попадаешь в выражение четырехкратности. К примеру, если вы хотите описать горизонт как целое, вы называете четыре части света. Везде вы натыкаетесь на четыре элемента, четыре первичных качества, четыре цвета, четыре касты, четыре способа духовного совершенства и т.д. По-видимому, существуют также и четыре аспекта психологической ориентации.… Для определения самих себя нам необходимо действие, которое устанавливает, что имеется нечто (ощущение); затем другое действие, которое устанавливает что есть нечто (мышление); третье действие или функция утверждает: подходит нам это нечто, желаем мы принять это нечто или нет (эмоции и чувства); наконец четвертая функция определяет источник нечто и его направление (интуиция). Когда эти действия осуществлены, сказать больше нечего… Идеал завершенности есть круг или сфера, но ее минимальное естественное членение – кватерность». (Аналитическая психология. Глоссарий., стр. 127).

Располагая функции в своей модели крестообразно, Юнг помещал в центре креста Эго, обладающее определенной энергией, которую Юнг называл силой воли. Психотипология Юнга базируется на том положении, что одна из функций в психике конкретного индивида обычно сильно развита и доминирует, другая функция менее развита и является подчиненной, остальные две функции бессознательны, малодифференцированы и менее эффективны. Чем более развиты и сознательны доминирующая и подчиненная функции, тем более глубоко бессознательны две остальные.

[Здесь должен быть рисунок, который вы видите наверху.]

На рисунке 3Б изображена психика интуитивно - чувствующего типа с сильно развитой интуицией, а на рисунке 3В – психика сенсорно – мыслительного типа с равномерно развитыми сенсорными и мыслительными функциями.

Психопатология Юнга начинается с положения о том, что наименее развитая и наиболее бессознательная функция, называемая низшей (ощущение для интуита, рис. 3Б), может приобретать за счет энергии бессознательного настолько сильный заряд, что становится в психике неким навязчивым, демонически разрушительным фактором. Например, у интуита, так как он слабо связан со своими ощущениями, сексуальные импульсы воспринимаются им как нечто таинственное и опасное.

Структуру психики Юнг изображает на диаграмме в виде сферы, состоящей из слоев – функций. Поверхностную сторону представляют вышеупомянутые функции в том же порядке следования: самая «поверхностная» функция – ощущение, затем следуют мышление, чувство и интуиция. Эти функции – слои представляют собой эктопсихическую сферу. За ней – идущие вглубь сферы четыре функции эндопсихической сферы, являющейся сознательным Эго-комплексом. Это: память, контролируемая волей, субъективные компоненты, аффекты и вторжения (инвазии). И в самой сердцевине психосферы находятся личностное бессознательное и коллективное бессознательное.

Важными компонентами в модели Юнга являются такие структуры, как Эго, Персона, Тень, Анима и Анимус, и, наконец, Самость. Если Эго – это центр сознания, то Тень – центр личного бессознательного, куда уходит все вытесненное содержание, несовместимое с Персоной, комплексом ролей и масок, с помощью которых человек демонстрирует себя миру и людям. Самость же – это и центр всей личности и вся личность одновременно. Самость глубоко бессознательна, т.е. живет в коллективном бессознательном. «Самость является нашей жизненной целью, так как она есть завершенное выражение этой роковой комбинации, которую мы называем индивидуальностью». (Аналитическая психология. Глоссарий., стр.130). Анима и Анимус - архетипы, выражающие психологическую бисексуальность человека. Анима воплощает женское начало в мужском бессознательном, Анимус – мужское начало в женском бессознательном. Если Персона является слоем между эгосознанием и объектами внешнего мира, то Анима и Анимус – это дверь в коллективное бессознательное.

Цель психотерапии – установление подлинных отношений с личностью пациента в целом, а не «починка» разных частей его души, как чинят отдельные детали или блоки в телевизоре. Акцент на развитии автономии и домашних заданиях говорят о том, что Юнг считал, что психотерапевтический процесс происходит не столько в беседах врача с пациентом, сколько в попытках пациента самостоятельно добиться успехов в своей семейной, профессиональной жизни и личностном росте.

Две основные стадии психотерапевтического процесса: аналитическая и синтетическая. Первая делится на фазу «признания» (осознавание бессознательного материала) и фазу «толкования» (понимание осознанного материала). Вторая делится на фазу обучения (переход к индивидуальному новому опыту, результатом которого является индивидуальный рост и формирование новых привычек) и фазу трансформации или самообучения (пациент принимает на себя все большую ответственность за свое развитие).

Личностный рост или индивидуация – это процесс, идущий по линии: эго --- самость;
процесс развития целостности, объединения сознания с бессознательным, достижение за счет этого большей свободы. Индивидуация проходит четыре стадии. Первая: раскрытие Персоны. Вторая: встреча с Тенью и освобождение от ее влияния. Третья: встреча с Анимой или Анимусом. Четвертая: развитие самости, нового центра психики, ядра личности, интегрирующего сознательный и бессознательный материал.

Нетрудно заметить прямое соответствие между Самостью у Юнга и Высшим Я в Психосинтезе, а также идентичность целей психотерапии, которая больше похожа здесь не столько на собственно психотерапию, сколько на психопрофилактику через личностный рост. По количеству ценных идей Юнг, наверное, самый плодовитый после Фрейда или даже наряду с ним. К тому же и самый диалектичный, превосходя в этом плане самого Фрейда. Понятно, что его диалектика в большей степени имеет своим источником восточные учения, в частности даосизм, чем откровения западных философов – диалектиков, таких, например, как Гегель.

Можно долгое время перечислять достоинства юнговской системы. Но это может сделать любой ее адепт. Для меня важно здесь остановиться на недостатках модели Юнга. Их не так много, но они настолько фундаментальны, что последователи Юнга, разрабатывающие психотипологию индивидуальных различий, не стали ковырять их критическим ломиком, а построили на них целую квазинауку. Достаточно упомянуть известный на Западе (в Америке) индикатор характера Изабеллы Майерс-Бриггс, где психотип шифруется четырьмя буквами, например: INFP – интровертированный, интуитивный, чувствующий, созерцающий. Далее, аналогичный подход разрабатывается в рамках соционики, где рассматриваются не только различные варианты доминирования и подавления функций внутри психотипов, но и межличностные отношения совместимости, активации, контроля и т.п.  Разработчики этой новоявленной науки, называемой метапсихологией, уже построили функцион, т.е. куб из восьми функций, и думают, что этим исчерпали всю сложность внутреннего мира человека. Обширное и высокое здание. А основание для него какое?

Как можно думать, что последовательность функций в слоях эктопсихики справедлива?! Мышление, дающее название тому нечто, которое предстает перед нами в ощущениях, почему-то оказывается между ощущением и чувством. Если бы это было так, то животные, у которых пока еще никто не отрицал наличие эмоций и чувств, использовали бы свой язык так же, как и люди, т.е. говорили бы. Однако они лишь обогащают на разные лады эмоциональным интонированием однообразные «гав-гав» или «мяу-мяу». Не могут же эти звуки обозначать для собак или кошек абсолютно все. Если бы под «мышлением» понимался невербальный интеллект, тогда можно было бы кое-как согласиться с правдоподобностью данного функционального ряда. Но у Юнга, к сожалению, имеется в виду именно вербальный интеллект, дающий названия. Кстати, а где хранятся эти названия? Ведь память у Юнга стоит между интуицией и субъективными компонентами, т.е. отграничена от мышления чувствами и интуицией. Как человек может думать, мыслить, давать имена, не пользуясь памятью? Как он может оценивать (эмоции и чувства), когда ему для этого нужно сопоставлять поступающую информацию с хранимой? Как он может видеть, откуда берутся те или иные явления и что может произойти с ними в будущем (интуиция), не дойдя до хранилища своего индивидуального опыта – памяти, если не говорить уже о коллективном опыте в коллективном бессознательном? А с какой стати аффекты оторваны от эмоций и чувств?

В одном месте у Юнга все-таки есть указание на то, что он понимает под мышлением: «Оно дает имя вещи и вводит понятие, ибо мышление есть восприятие и суждение» (Аналитическая психология., стр. 18). Любой более-менее грамотный современный психолог справедливо отнесет восприятие к невербальному интеллекту, а суждение и «давание имен» - к вербальному. Налицо смесь из того и другого. Её-то и потребляют современные психотипологи.

Интуиция у Юнга стоит на таком месте, что при небольшом размышлении становится понятно, что животным в ней отказано. А между тем без нее животные не смогли бы проявлять чудеса ловкости, например, в прыжках, ведь для того, чтобы прыгнуть, нужно почти мгновенно представить будущий результат прыжка при мобилизации определенной степени усилий и активизации определенных групп мышц. Интуиция (предугадывание) и память вполне может быть отнесены к невербальному интеллекту, поскольку без этих функций ни одно животное не сможет жить.

Так что если располагать функции в ряд, то справедливей было бы выписать следующую последовательность: ощущение, память, восприятие, интуиция, чувство, аффекты, мышление и т.д. Конечно, ни о какой кватерности уже не могло бы быть и речи, и, прежде всего потому, что способ мышления не выходит здесь за рамки линейности. В целом, в плане моделирования соотношения функций ни Юнг, ни Ассаджиоли друг от друга и куда-либо вперед далеко не ушли.

Самое ценное, что привнес Юнг в моделирование психики, это идея сферичности психологического пространства с иерархической соподчиненностью слоев. Это намного отличается от моделей Фрейда и Ассаджиоли с их яйцеподобием и трехсекционным делением. Хотя временной или генетико-исторический параметр в модели Юнга мало заметен. С другой стороны, именно сферическая форма намекает на некоторую аналогию между физическими процессами планетообразования и эволюционно-биологическими процессами развития психики.

В предлагаемом здесь подходе используются взаимозаменяемые способы изображения иерархических систем психики. Они дополняют друг друга и проясняют то, что пропадает из вида при одном только способе выражения сути. Это как разные точки зрения на сложную геометрическую фигуру, или как разные плоскостные проекции объемного предмета. Вполне возможно, что другими исследователями в дополнении к представленным здесь моделям психохронотопа будут изобретены другие, более изощренные. Данный подход открыт для этого.