Психоархитектоника. Введение 2. 7

Корень Владимир
Нейропсихологические основы категориального моделирования.
Продолжение.


[Да простят мне естественники такое примитивное представление о мире!
А что с меня, гуманитария, взять? Я - о картинке.]

Надо ли говорить, что организм, как и окружающая его внешняя среда, являясь частью мира, так же как и он, развивается по определенным пространственно-временным и структурно-процессуальным принципам?! Конечно, сенсорная сторона тетраэдрической модели мозга соответствует статическому аспекту движения и прошлому во временном отношении, а моторная сторона – динамическому аспекту и будущему времени. К тому же, S-ные компоненты модели несут в себе смысловую нагрузку психических состояний, а М-ные – психических процессов, иначе говоря, структурности и функциональности.

Интересно отметить различие трехкомпонентных и четырехкомпонентных структур в пространственном отношении: трехкомпонентные – плоскостны, а четырехкомпонентные – объемны. Тетрада уже даже на плоскости может рассматриваться как тетраэдр.

Возвращаясь к моделям на рисунке 3 и учитывая все вышесказанное о пространственно-временной организации субъекта, можно видеть, что первый уровень (В, S1, М1, С1) будет ответственен за сиюминутное (здесь–и–теперь), непосредственное взаимодействие организма со средой, в субъективном настоящем времени; второй уровень (С1, S2, М2, С2) будет осуществлять отстаивание (хранение) следов прошлого взаимодействия на первом уровне; третий уровень (С2, S3, M3, С3) занят экстраполяцией, или проекцией прошлого опыта на будущее (антиципирующее устройство, предугадывающее будущие события и подготавливающее его к новым условиям взаимодействия со средой); и, наконец, четвертый уровень (С3, S4, М4, С4), объединяя нижележащие уровни, будет управлять взаимодействием организма со средой и контролировать, исходя из прошлого опыта, собственные программы и собственную внутреннюю активность. Четвертый уровень будет характеризоваться целостностью психосенсорики и психомоторики, связывая воедино и субъективное настоящее, и субъективное прошлое, и субъективное будущее.

Исследования по функциональным асимметриям мозга (Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова) показали, что правое, психосенсорное полушарие функционирует в субъективном настоящем времени с опорой на субъективное прошлое, а левое, психомоторное – в субъективном настоящем с опорой на субъективное будущее. Само собой разумеется, что такая же картина наблюдается и в задне-передней асимметрии: задняя, сенсорная кора функционирует в субъективном настоящем времени с опорой на субъективное прошлое, а передняя, моторная кора – в субъективном настоящем с опорой на субъективное будущее. Уверен, что подобное можно встретить, изучая нижне-верхнюю асимметрию. В итоге, субъективное прошлое преимущественно представлено в нижних отделах задней доли правого полушария, а субъективное будущее – в верхних отделах левой лобной доли. Здесь необходимо отметить, что имеется в виду именно психическое субъективное время, а не физическое, биологическое и т.п.

Итак, хронотопологически S имеет значение субъективного психического прошлого, М – субъективного психического будущего (смотреть назад – смотреть в прошлое, затылочные доли; смотреть вперед – смотреть в будущее, лобные доли мозга), а В и С – субъективного психического настоящего времени. Причем временной вектор В;С несет в себе смысл движущегося и развивающегося в своем движении психического настоящего. Поэтому каждый новый уровень С или макроуровень С (один макроуровень равен четырем уровням, также как каждый уровень состоит из четырех микроуровней) приобретает новые структурно-функциональные характеристики соответственно общему хронотопологическому принципу.

Первый макроуровень – соматопсихический, макроуровень В  существует опять таки в субъективном психическом настоящем времени. Второй макроуровень  -психосенсорный, макроуровень S: сфера эмоционально- влеченческих состояний и процессов или потребностно-мотивационная сфера, где С приобретает функцию отношения, оценочную функцию, «опирается» по выражению Брагиной и Доброхотовой на прошлое. Неслучайна ведь преимущественная связь лимбических, эмоциональных структур мозга с правым, психосенсорным полушарием. Третий макроуровень – психомоторный, сфера интеллектуальных состояний и процессов, речемыслительных по своей природе, или сфера вербального интеллекта. Разумеется, эта сфера «опирается» на будущее время, работает на него, подготавливая действия организма в среде, решая задачи на операционный  состав этих действий.

Театральный режиссер П.М.Ершов различал в общении людей на сцене и в жизни три вида воздействий на своих партнеров:
- «наступление за настоящее», требование определенного поступка, действия в настоящем времени;
- «наступление за прошлое», требование оценить или переоценить (придать большую или меньшую значимость) только что или когда-то происшедшее;
- «наступление за будущее», активность, направленную на изменение понимания, на «сдвиг в сознании» партнера путем рассказа, объяснения, интеллектуального спора, убеждения и переубеждения.

Четвертый макроуровень С, объединяющий эмоционально-чувственно-волевую
(здесь воля понимается еще как несамосознательная, природная воля, воля в виде влечений, склонностей, желаний и хотений) сферу с интеллектом, функционирует, так сказать, в действительном настоящем, в противоположность функционированию макроуровня В  случайном настоящем. Интеграционный макроуровень С, возникающий в результате обращения познавательных сил организма на самого себя (рефлексия), обеспечивает целостность субъекта в форме Я и, далее, Мы (Эго и Супер-Эго).

Всей иерархии макроуровней соответствует деление внутреннего пространства субъекта (человека) на «тело», «душу», «дух» и «духовную сущность». В синкретическом единстве «тела» содержится все: и «душа», и «дух», и «духовная сущность» - но в неразвитом и неразличенном состоянии. При дальнейшем развитии субъекта они обособляются в противоположность «души» и «духа», надстраивающихся над «телом», а затем - в синтезе этих противоположностей, т.е. в «духовной сущности» или в «субъективном духе» как «духе», направленном на познание и совершенствование самого себя.  Духовная сущность есть не мышление и сознание, не рассудок и разум, а личность, обретающая саму себя в самопознании и поэтому обладающая самосознанием и волей. Духовная сущность появляется из духа и восстанавливает отрицаемую интеллектом душу на новом уровне (закон отрицания отрицания). Так что духовная сущность – есть душа, обогащенная духом (интеллектом) и его находками, душа, спаянная с интеллектом, и потому душа разумная, нравственная и моральная, совестливая и свободная, любящая и мудрая душа.

[Здесь вы сами можете нарисовать у себя в уме (воображении) тетраэдр, компонентами которого будут "тело", "душа", "дух" и "духовная сущность". А то мне уже надоело дробить текст из-за этих картинок. Необходимо при этом узнать, что это давнишнее моё представление об иерархии психики. Тогда я ещё не догадывался, что "поделю" потом "душу" на природную (Anima) и социальную, культурную (Psyche), а "дух" - на природный (Animus), т.е. невербальный интеллект, и социальный (Logos), т.е. вербальный интеллект. Причём, они будут не в такой последовательности, как вы себе сейчас представили. Вдобавок кроме новоявленных шести макросуперпуперуровней психики объявился ещё и седьмой, с которого всё начинается, и которым всё якобы кончается. Тут я, чтобы вы не мучались неизвестностью и догадками, отсылаю вас к так вами пренебрегаемому стихотворному эпиграфу. Дело в том, что в эпиграфе есть картинка, отражающая в общих чертах моё нынешнее понимание психики.]

В заключение главы о нейропсихологических предпосылках иерархически категориального моделирования психической деятельности снова обратимся к А.Р.Лурии и его фундаментальному труду «Основы нейропсихологии», где он приводит схему русского физиолога Н.А.Бернштейна, касающуюся эволюционного развития мозга.

«Важнейший принцип работы мозга заключается в том, что прежние нервные аппараты сохраняются в нем, но сохраняются, если пользоваться выражением Гегеля, в снятом виде, иначе говоря, сохраняются, уступая ведущее место новым образованиям и приобретая иную роль. Они все больше и больше становятся аппаратами, обеспечивающими фон поведения, принимающими активное участие в регуляции состояний организма, передавая как функцию получения, переработки и хранения информации, так и функции создания новых программ поведения и регуляции и контроля сознательной деятельности высшим аппаратам коры головного мозга». (Основы нейропсихологии, стр. 18-19).

Аналогия между схемой «обрастания мозга по ходу его развития», как выразился А.Н.Бернштейн, и тетраэдрической формой очевидна:

[И последний фрагмент нейропсихологических основ моделирования психики
с последней картинкой, самой нейропсихологичной из всех.]