Психоархитектоника. Введение 2. 6

Корень Владимир
Нейропсихологические основы категориального моделирования.
Продолжение.


При таком способе формализации видно, что центр возвышен над основывающими его процессами. Центр есть вершина иерархии, а периферийные функции ложатся в ее основание. (При дальнейшем развитии материала мы будем иметь в виду относительную равнозначность различных формализаций и пользоваться ею). Выгодная сторона пирамидального способа формализации в том, что он дает нам возможность увидеть принципиальную совмещаемость триадических и тетрадических схем. То есть, трехблоковая модель функционирования мозга, разработанная А.Р.Лурией, ничуть не хуже извлекаемой из нее четырехблоковой модели. Это опять таки относительно равнозначные модели, необходимость отделения которых друг от друга продиктована специфичностью задач, решаемых с их помощью.

[Сравнивая слоисто-сферический и пирамидальный способы представления иерархии психических процессов, можно отметить любопытную закономерность: вершина иерархии (центр сферы) синкретична и хаотична, низ иерархии (периферия сферы) упорядочён и отлажен. То есть в "центре управления полётами" царит "полный бардак"!

Это не согласуется со взглядами тех  психологов, которые говорят, что содержимое бессознательного находится
в хаотическом движении, из-за чего бессознательное обладает огромным запасом энергии, которой заряжает бессознательные комплексы, и они, если не осознаются, довлеют над нами и не дают нам спокойно и нормально жить. А сознание - это такой всё упорядочивающий порядок, при соприкосновении с которым части бессознательного содержания выстраиваются в строгий порядок, стоят по стойке "смирно" и держат равнение на главнокомандующего, т.е. Эго.
 
А тут оказывается всё наоборот! На периферии психики находятся уже построенные, отлаженные и работающие в автоматическом режиме механизмы. И сознание (самосознание, Эго) обращает на них внимание только тогда, когда они при неожиданном изменении и усложнении ситуации во внешней среде совершают ошибки, не срабатывают и подвергают носителя психики опасности что-нибудь потерять. Дело сознания и самосознания - искать решения задачек, подкидываемых жизнью. И поначалу, если это довольно трудные задачки, решение сразу не очевидно, начинаются "муки творчества", размышления, и т.п., то есть хаотичный или более-менее организованный, как в Теории Решения Изобретательских Задач, поиск. Как только сознание (Рассудок, Разум) задачку решило, дало соответствующие указания исполнительным механизмам, оно переключается на другие возникающие проблемы. А если их нет, или Эго их "в упор не видит", отказывается замечать, то погружается в спячку, обременяемую беспокойными сновидениями, поскольку функция сознания - познавать, искать знания, находиться в неустанном поиске.

Другими словами, это сознание по сравнению с бессознательным наиболее энергетично. И горе тому, у кого сознание зафиксируется (зациклится) на чём-нибудь одном, не сможет переключиться на другое,  создаст очаг патологического возбуждения. Да оно сначала разнесёт в дребезги налаженный автоматизм, а потом из него сделает такой автоматизм, который будет разрушать целостную работу психики и мозга. Такие разрушительные автоматизмы будут фунционировать как деструктивные вирусы в компьютере, будут давать частые сбои, выдавать большое количество окон (глюков), перегружать систему и давать зловредные команды на исполнительные механизмы нижнего уровня, которые вообще выведут систему из строя.

Даже на уровне обыденных представлений очевидно, что человек в бессознательном состоянии наименее энергичен, а находясь в сознании бодр и активен. Конечно, есть разные уровни бодрости и активности человека в сознательном состоянии, но в бессознательном состоянии (в обмороке или в коме) они приближаются к нулю.

Завершая это "маленькое" отступление, можно сказать, что если бы вершина иерархии была внутри себя упорядочена, то у иерархии не было бы никакой необходимости и возможности расти выше и развиваться.]

Для того чтобы понять принципы качественного обозначивания элементов и структурных уровней выстраиваемой иерархической модели психической деятельности путем соотнесения с ними выработанных всей историей науки психологических понятий и категорий, необходимо обратиться к рассмотрению следующих соответствий. Известно, что мир как целое характеризуется четырьмя его сторонами: материя, пространство, движение, время. Каждая сторона дифференцирована опять таки на четыре аспекта. Уровнями организации материи считаются поле, вещество, энергия и информация. Уровни пространственной организации: точка, линия, плоскость, объем. В движении различают кинематику, статику, динамику и механику. Временными параметрами являются настоящее, прошлое, будущее и вечное. Соотношение между ними можно выразить в форме тетраэдра тетраэдров:

[Картинка в следующем фрагменте.]