Река времени 113. Курсы ЛГУ осень 1990г

Юрий Бахарев
 
 К  началу нового 1990-1991 учебного года страна уже ощутимо билась в  конвульсиях «Перестройки».  В гастрономах полки пусты. Введены талоны почти на все продовольственные товары.  В магазинах огромные очереди за любой мало-мальски качественной промышленной продукцией. 

Начались задержки зарплат на предприятиях. Кое-где зарплату стали выдавать продукцией своих предприятий. По всей стране бастуют шахтёры. Страшные публикации в прессе и ещё более жуткие слухи о непрерывно возникающих кровавых конфликтах в Средней Азии и на Кавказе.

Парад суверенитетов Союзных Республик вносит свою лепту во всё увеличивающуюся дезорганизацию жизни. Последней союзной республикой, объявившей о своем суверенитете, стал Казахстан.  Прерываются плановые поставки из регионов. Всё более очевидной становится борьба за власть между   Верховным Советом СССР и   Верховным советом РСФСР.

 Несмотря на тревожные дискуссии о возникающем двоевластии между Горбачёвым и Ельциным,   жуткие слухи о кровавых событиях,  и споры с сослуживцами на тему, куда мы идем, в тот сентябрь я и представить себе не мог, что наступающий учебный год будет последним при советской власти.

Начало нового учебного года не предвещало ничего необычного. Назначен новый первый заместитель начальника училища. Им стал капитан 1 ранга  Лебедев К.Л., бывший ранее начальником кафедры боевой подготовки.  Сменился и начальник второго факультета, им стал
капитан 1 ранга  Куракин В.И.

Вася с первого сентября пошёл в 9-й класс. У меня, с 5-го сентября, на факультете повышения квалификации преподавателей  при ЛГУ, начинаются занятия. Занятия рассчитаны на целый семестр, свыше 400 часов по 11-ти дисциплинам.

С сентября  до конца октября занимаюсь на Васильевском острове в помещениях Философского факультета. Затем, придется на электричке ездить  в кемпинг ЛГУ, за  Петергоф, на Математический факультет.

Передал дела своему заместителю Сергею Аверьянову, и решил приходить в училище только в дни получки. Конечно, когда занятия будут на Васильевском острове, то периодически буду заглядывать. Вопрос с предоставлением жилья пока завис. Председатель жилищной комиссии попросил обновить справку о прописке, но заверил, что «как только – так сразу».

Сходил в училищную типографию, узнал, что сдано в набор моё «Методическое пособие по организации самостоятельных занятий по курсу Корабельные электрические измерения».
Еще одно, приятное для меня, извещение пришло в сентябре 1990 года: я утвержден в звании доцента.

3 сентября 1990 газеты опубликовали  Указ Президента СССР о реформировании политических органов Вооруженных Сил СССР, войск КГБ, внутренних войск МИД и железнодорожных войск.

Из прилагаемого текста разобрать, в чем суть реформирования, довольно сложно. Говорится о  преобразование их «в соответствующие военно-политические органы проведения государственной политики в области обороны и безопасности СССР». Так они и были военно-политическими органами! Но не соответствующими? Тогда в чём?

 Высоким военным ведомствам предписывается «в  трехмесячный срок разработать проект Положения о военно-политических органах» и реформировать политические органы  «в контексте проводимой военной реформы с учетом решаемых войсками и силами флота задач».

Заговорил об этом указе с  Протченко, ожидавшем на кафедре начала занятия. Валентин Михайлович сказал,  что указ, являет собой характерный пример Горбачевских попыток  преобразований с использованием бессмысленного  словоизвержения: «Иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Начинайте сами, а там дело подскажет.

«Может быть и надо, в условиях перестройки, активнее включаться в процесс реформирования, и, с уровня первичных парторганизаций, предлагать варианты реформы политических органов?», - возразил я.   Протченко, иронически взглянул на меня и   продолжил:

«Наверное, Горбачёв  хочет ликвидировать штатных политработников. Ведь сейчас почти все офицеры – члены КПСС. Вполне возможно, решил сделать как у вас, на подводной лодке 705 проекта, где роль штатного политработника выполняет секретарь партийной организации».

«Но тогда на  обычных экипажах надо будет вводить должность офицеров - воспитателей. А это только смена названия. Вот если бы вообще отказаться от идеологического воспитания, то вполне можно не иметь в армии ни кого, кроме специалистов», - начал фантазировать я.


«Но это уже будет армия, построенная на других принципах, как в США или Англии. Но, тогда Горбачев должен не вилять, подлаживаясь то под Межрегиональную группу, то под Марксистскую платформу, а честно сказать, что с опорой на коммунистическую идеологию не получилось!»,- ответил Протченко.

«Но, Горбачёв везде клянётся, что он за коммунистическую идеологию и все достижения нашей страны связаны с её социалистическим выбором в ходе  Октябрьской революции 1917 года. Значит, планируемая перестройка политических органов будет производиться на основе коммунистической идеологии»,- сказал я.

«Поживём – увидим», - ответил Протченко,  направляясь на занятие.
«Надеюсь, все новации по перестройке партийного аппарата Училища пройдут без меня, пока я буду на курсах повышения квалификации », - подумал я, и ошибся всего лишь на полгода. К осени 1991 года был не только ликвидирован весь партийный аппарат училища, но и распущены все партийные организации.

5 сентября поехал на первое занятие на курсы повышения квалификации.
У Ростральных колонн вышел из троллейбуса и тут же меня захлестнули воспоминания, как сразу после окончания 11 класса шел я этой же дорогой, сдавать документы для поступления на Философский факультет.http://proza.ru/2010/06/21/71

Факультет расположен в правом крыле здания Новобиржевого гостиного двора, входящего в ансамбль Стрелки Васильевского острова, месте, в устье  Невы, где она разделяется на Большую и Малую Неву.
Несомненно, что Стрелка являет собой наиболее завораживающий  пример гармонии архитектуры города с пейзажем берегов Невы.

Здесь, напротив подковообразной площади, спускающейся к Неве, архитектор Тома-де-Томон построил  величественное здание Биржи,  выполненное в стиле античных храмов. Перед зданием архитектор установил две  колонны-маяки с аллегорическими фигурами у подножия, олицетворяющими великие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов.

По праздничным и торжественным дням на Ростральных колонах зажигают газовые факелы. Ростральными колоны называют из-за архитектурных украшений в виде ростров - носовых частей военного корабля времён Древнего Рима.

От  здания Биржи,  двумя крыльями, отходят здания южного и северного пакгаузов. В южном пакгаузе сейчас расположен Зоологический музей, а в северном – музей почвоведения и институт химии силикатов.

За северным пакгаузом, вдоль набережной Малой Невы расположено еще одно украшение Стрелки – здание Таможни.
Центральная часть фасада Таможни выделена восьмиколонным ионическим портиком, над которым возвышается башня, завершенная куполом. 

По углам фронтона стоят три отлитые из меди статуи римских богов. Меркурия - покровителя торговли, стоящего в центре с высоко поднятым жезлом, повелителя морей Нептуна с веслом,  и Цереры - богини плодородия, держащей рог изобилия.

В здании Таможни сейчас находится  Институт русской литературы (Пушкинский Дом) АН и Литературный музей.  В архиве Пушкинского Дома и в музее хранятся материалы, связанные с жизнью и творчеством великих русских писателей и поэтов.

За зданием Биржи начинается Биржевой сквер,  на территории которого был сооружен комплекс зданий  Императорского Клинического повивально - гинекологического института. Строительство комплекса, осуществляемое  по проекту арх. Л. Н. Бенуа, было завершено в 1904 году.
С 1988 года институт именуется НИИ акушерства и гинекологии им. Отто.

За   Менделеевской Линией,  Биржевой сквер переходит в  узкий Менделеевский сквер, расположенный перед зданием 12-ти коллегий.  Здание – одно  из самых ранних сооружений на Васильевском острове.  Здесь с 1742 года размещались высшие органы государственного управления России, Сенат, Синод и  министерства (коллегии) - учрежденные Петром I.

  Проект здания был разработан Доменико Трезини;  Здание представляет собой двенадцать одинаковых по размерам и архитектуре трехэтажных корпусов, соединенных между собой. В 18 веке каждый корпус имел свой отдельный вход. Архитектура здания глубоко символична: она отражает самостоятельность каждого министерства и вместе с тем подчеркивает их взаимосвязь при решении государственных задач.


 В 1804 году часть помещений здания  Двенадцати коллегий было передано Педагогическому институту, на основе которого в 1819 году был учрежден Университет. С того времен история здания слилась с историей университета.

 В  начале XIX века, по проекту архитектора  Д. Кваренги, напротив зданий 12-ти коллегий и к северу от Биржевого сквера построено двухэтажное здание, которое входит в ансамбль Стрелки Васильевского острова, -  Новобиржевый гостиный двор.

Здание  Новобиржевого гостиного двора типична для торговых учреждений того времени – Апраксина двора и  Гостиного двора. Здание имеет четырехугольную в плане форму с большим внутренним двором. На втором этаже устроены открытые галереи, обращенные в сторону просторного двора.

Уже в советское время здание перестроили под нужды учебного заведения. Появляется третий этаж и большая двухэтажная аудитория. С апреля 1934 года, в здании размещается Исторический факультет. А первого сентября 1940,  на базе философского отделения исторического факультета, здесь был создан философский факультет.

От пешеходного перехода через Биржевую площадь, по Биржевому проспекту, мимо НИИ им. Отто, до здания Новобиржевого гостиного двора не более 200 метров.

  Нашу группу Повышения квалификации преподавателей высшей школы собрали  на втором этаже, в большой двухэтажной аудитории. Собрания вела женщина лет 60.  Представилась: профессор факультет повышения квалификации ЛГУ Грановская Рада Михайловна.

Объявила, что форма обучения – очная, с отрывом от производства. Первый цикл обучения, 162 часа гуманитарных дисциплин,  будут проходить в данной аудитории.  На первый цикл предусмотрено 30 часов самоподготовки.
С расписанием можно ознакомиться  на втором этаже философского факультета в этом здании, на перерыве или в конце занятий.

Философию будет читать доцент с кафедры «Онтологии и теории познания».
Психологию и педагогику будет вести она, доктор психологических наук; Она же будет читать курс по ораторскому мастерству. Историю религии будет вести доцент с кафедры «Философии религии и религиоведения», а основы правовых знаний – преподаватель с юридического факультета.

Контроль усвоения,  в форме зачёта  предполагается только по дисциплинам «Философия» и «Психология, педагогика» на шестой
неделе.

Второй цикл занятий на Курсах будет проходить, начиная с шестой недели, в университетском городке в Петергофе, где сейчас базируются математический и  физический факультеты. Порядок прохождения дисциплин математического цикла определят на месте проведения занятий.

Вводная часть постановочного занятия заняла не более 15 минут, и Рада Михайловна перешла к лекции, назвав тему «Развитие высших психических процессов». Читала лекции она, на мой взгляд, блестяще. С чёткой дикцией, хорошо поставленным голосом, и главное, не занудно, а так, как будто беседует со слушателями. Привлекая выражения типа: «И что же мы видим?», «Попытаемся решить вопрос совместно с вами».

Периодически используя цитаты и  истории, подкрепляющие её мысль. Так, формулируя мысль о желательности выражаться точнее, привела историю от Дирака. Однажды, окончив сообщение, он обратился  к аудитории: «Вопросы есть?»

«Я не понимаю, как вы получили это выражение», - сказал один из присутствующих. 
«Это утверждение, а не вопрос, - произнес Дирак,- вопросы есть?»

Прослушав её лекцию, понял, что буду ходить на все её занятия обязательно. И не пропустил ни одной лекции, пытаясь, по мере возможности, откликаться на все её призывы типа: «Давайте вместе разберём».

Почти на каждой лекции давала пятиминутные  задания типа: «Нарисуйте, хотя бы схематично, фантастическое неведомое существо и дайте ему имя». В ходе разбирательства выполненных заданий оказывалось, что ни кто не смог выйти за пределы реальности элементов фантазии, подобно мифическим: грифон = орел +лев, кентавр = конь + человек, русалка = девушка + рыба.

На одном из занятий о способах активизации памяти предложила придумать варианты запоминания. Я воспользовался тем, что в своё время придумал рифмы для запоминания имён в династии Рюриковичей:

Рюрик(1), Игорь(2), Святослав(3), князь Владимир(4), Ярослав(5)
Все от Рюрикова древа: Сева(6), Вова(7), Юра(8), Сева(9).
Ярослав(10), князь Невский(11), Даня(12), Ваня 1-й(13), 2-й Ваня(14).
Дмитрий доблестный Донской(15), Вася Первый(16) и Второй (17)
Ваня Третий (18), Вася Третий(19), Иоанн Четвертый(20), Федя (21). 

В моем фрагменте: (4)-Владимир Святой. (5)- Ярослав Мудрый. (6)- Всеволод 1-й.  (7) Владимир Мономах. (8)-Долгорукий (9) Всеволод 2-й
(10) Ярослав 2-й (12)- Даниил Московский (13)- Иван Калита.             (14) Иван Красный. (16) Василий Московский. (17) Василий Темный.
(18) Иван Великий. (19) Василий Третий. (20) Иван Грозный (21) Фёдор

Можно сказать, отличился. За это Рада Михайловна преподнесла мне свою книгу «Элементы практической философии» с дарственной надписью, которая до сих пор, с уважением, хранится в моей домашней библиотеке.

Лекции по философии мне казались значительно менее интересными. В 1989 году кафедра Диалектического и исторического материализма изменила своё название и стала кафедрой Онтологии и теории познания. 

И лектор,  доцент, фамилию которого я не запомнил, старался «актуализировать» изучение философии, привлекая имена философов из «Философского парохода» Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, Н. О. Лосского. Мне быстрая смена идеологических ориентиров всегда казалась не достойным делом.

Поэтому слушал лектора со скептическим любопытством, вникая ровно настолько, чтобы не перепутать «Философию общего дела» Фёдорова и «Предание и предания» Лосского,  и уверенно  сдать зачет.

На первую лекцию по «Основам правовых знаний» я пришел, но понял, что лучше не ходить. И больше не ходил. Тем более что зачёт не предусматривался.

Историю религии (до 1989 года называлась кафедрой Истории атеизма) я прослушал, но ни чего нового для себя я на этих лекциях не получил. Хотя лектор излагал материал не плохо и не пропагандировал  особую роль православия в формировании русской идентичности, что вполне можно было ожидать по скорости трансформации идеологических кафедр в университете.

Осенью 1990 года,  большинство советских людей ещё были уверены, что живут при социализме, в трудный момент его демократической перестройки. А в это время  уже разваливались несущие структуры единого государства, и на его обломках  создавался жесткий  криминально-олигархический капитализм.

К началу осени 1990 года только одна Союзная республика  не провозгласила собственного суверенитета.  Но 26 сентября 1990, последним,  Декларацию  о независимости  принял и  Верховный Совет Казахской ССР.

К октябрю 1990 года республики Прибалтики, Грузия, Украина, Молдавия объявили о своей полной независимости и неприятии какого-либо объединения в рамках Союзного государства.

Но наибольший удар по Союзу был нанесен со стороны Верховного совета РСФСР не только признавший суверенитет России, но и утвердивший верховенство законов РСФСР над законами СССР.

Следом за Союзными республиками о своем суверенитете заявили Верховные Советы всех автономных республик и власти  всех автономные областей и округов.

 Объявили о своём суверенитете  даже Иркутский регион и Приднестровье.  В ответ на принятый в МСССР закон о языке, в Тирасполе объявили  декларацию о создании Приднестровской Советской Социалистической Республики. 
Но этот акт не был  признан ни МССР, ни центральной властью в Москве.

Всю осень  1990 года между заседающими в Москве Верховными Советами РСФСР и СССР шла позиционная война законов, постановлений и методов перехода к рыночным отношениям, ибо и команда Горбачёва и команда Ельцина уже не видели альтернативы рынку.

В команде Ельцина разрабатывался план Явлинского, предполагающего переход к рынку за 500 дней, в Верховном Совете СССР разрабатывался план Рыжкова – Абалкина, по которому для перехода к рынку отводилось несколько лет.

В команде Горбачёва не было единства по этому вопросу. Радикальная часть политбюро Яковлев, Медведев, да и сам Горбачёв были склонны поддержать вариант быстрейшего перехода к рынку.

Ельцин был категорически  против плана Рыжков – Абалкин. Прежде всего, потому, что одной из своих главных политических задач в борьбе с центральной властью он видел в устранении Совета Министров СССР, являющейся к тому времени почти единственной реальной властью, обладающей собственным аппаратом по всему Союзу.

 Ибо аппарат Президента СССР, к тому времени, по словам члена Президентского Совета В.А.Медведева, «состоял из одних генералов без войска». Но и взаимоотношения Горбачёва с Рыжковым, судя по мемуарам Рыжкова, к этому времени были более чем натянутые.

С подачи Ельцина Верховный Совет РСФСР принимает постановление, в котором предлагает Верховному Совету СССР решить вопрос об отставке правительства Н.И. Рыжкова, как неспособного вывести страну из кризиса и лишившегося доверия масс.

 Понимая слабость своего аппарата, Горбачёв не соглашался на отставку Рыжкова и возглавляемого им Совета Министров.

В конце концов,  М.С. Горбачев представил Верховному Совету СССР новую редакцию синтеза программы экономической реформы. В его основе лежала программа 500 дней, слегка подкорректированная в духе программы Рыжкова.

Но движение навстречу Ельцин не принял. На заседании Верховного Совета Российской  Федерации  он выступил с резко конфронтационной речью, передаваемой по ТВ.  Вот как пишет об этом в своих мемуарах член Президентского Совета В.А. Медведев:

 «Были высказаны обвинения   в  стремлении  ограничить  суверенитет  Российской  Федерации, сорвать  переход  экономики  к  рыночным  отношениям, сохранить  и  упрочить господство  административно-командной  системы. Оратор не  остановился  даже перед обвинением в саботаже, правда, было неясно, в чей  адрес.

По  существу высказано нечто вроде ультиматума - или принимаются требования Председателя Верховного  Совета  РСФСР,  или  встает  вопрос  о  дележе власти,  ключевых государственных  постов, собственности, даже Вооруженных Сил. Прозвучал едва прикрытый призыв людей выходить на улицу».

А желающих выходить на улицу с каждым днем становилось всё больше. Полки в магазинах опустели. По всей стране бастовали шахтеры. Их поддерживали оппозиционеры из Межрегиональной депутатской группы.

В Союзных и автономных республиках образовались, враждебные Кремлю,  Народные фронты, в части республик уже пришедшие к власти.
По окраинам Союза, на Кавказе, Средней Азии, Молдавии уже лилась кровь
 В воздухе ощутимо запахло  большой гражданской войной.

На заставке: здание факультетов Истории и Философии ЛГУ

Продолжение: http://www.proza.ru/2015/01/12/1042