Галопом по Европам или Автопробег

Ксения Панина
Написано по заявкам…
Основано на реальных событиях.

     Стоило окончить институт, как я смогла окунуться с головой в беспечность теплого русского лета.

     Работа не волк – в лес не убежит. Так что, поменять свой статус с «при делах» на «в активном поиске (работы!)», я не спешила. Стоит найти ее, работу эту, как свободное лето будет только сниться, выманивая золотистыми лучами прочь из цепких лап «работы».

     Отчего-то так думала лишь я одна, родители придерживались мнения диаметрально противоположного, чем несколько отравляли мое эйфоричное состояние. В возрасте 21 года родители, к сожалению все еще видятся по другую сторону баррикад... н-да...

     Тем временем, лето пролетало со скоростью мысли, и потихоньку подбиралась осень. Попытки родителей воззвать к моему разуму стали набирать силу, как вдруг мне поступило совершенно авантюрное предложение поехать в Европу личным переводчиком директора одного замечательного народного фонда.

     Поездочка намечалась веселая, судя по тому, что ехать нам предстояло группой из трех человек на автомобиле. Сроки поездки четко не оговаривались, а обязанности были совершенно обширнейшие… За время этого путешествия я успела побывать вторым водителем, навигатором, кинооператором, личным переводчиком с четырех языков, одним из которых я, как сейчас модно говорить «не владею ни разу» (французский!), а о смысле сказанного могу лишь догадываться уповая на знания другого представителя этой обширной языковой группы (испанского). Не легкая это задача, скажу я вам… но, да о чем, бишь, я? Ах, да…

     Надо заметить, что в реальность поездки я не верила с самого начала. Согласилась же на эту авантюру, руководствуясь выражением «не бери на понт!», и буквально через пару недель сидела за рулем старенького дизельного Ford Sierra, держа курс на Фрайбург, что находится в юго-западной федеральной земли Баден Вюртемберг в Германии. В загранпаспорте чудом стояли две первых в моей жизни европейских визы. Обе бесплатные с многократным въездом: годовой Шенген, полученный в консульстве Германии, и полугодичная Швейцарская виза. Скажете, такого не бывает? У меня есть вещественные доказательства. Они до сих пор хранятся в папке со старыми документами.

     Путь наш пролегал через Белоруссию, Польшу и Чехию. Первый раз мы ночевали в ста километрах от Москвы в придорожном мотеле. Сейчас не вспомню ни его названия, ни места, где он находился. Такое решение было немного странным, но учитывая, что мы выехали в 4 часа дня и тут же внезапно встряли в пробку в самом центре Москвы, наверное, ожидаемо.

     Далее путешествие пошло несколько резвее. Белоруссия осталась позади, запомнившись лишь одной прямой автострадой, и к ночи мы прибыли в Варшаву. Там произошло одно довольно-таки показательное событие, пролившее свет на наше дальнейшее существование во время поездки. Наш бессменный руководитель из уличного автомата позвонил кому-то, и буквально через полчаса мы, фактически на ощупь, выехали к нужному дому в самом центре города.
 
     Принимали нас радушно. Угощали разными наливками и даже чем-то кормили. Директор без умолку вещал что-то на польском языке хозяевам, как выяснилось состоявшим с ним в давней дружбе, а те улыбались, кивали, хмурились и настойчиво предлагали ему говорить по-русски, но он не менее настойчиво отказывался. Как бы то ни было, его знанием польского языка я была просто-таки сражена наповал. Этот змеиный «пшикающий» язык совершенно не вязался с моими представлениями о нашем руководителе. До сих у меня сохранились воспоминания о странном поклонении поляков маленьким лошадкам пони… Вдоль всех их убитых дорог каждые несколько километров стояли таблички с надписью «Опони!». Сами люди до сих пор видятся мною жуткими монстрами, проживающими в склепах со страшными названиями «Споживча».

     Теперь-то я конечно знаю, что «опони» это всего лишь «шины», «склеп» - магазин, а «споживча» - продукты, но согласитесь, русскому человеку такое только в страшных снах присниться может. Наверное, за это поляки нас не любят в первую очередь, а уж потом за всякие имперско-исторические происшествия. Мы не можем принимать людей, оперирующих такими кошмарными понятиями, за нормальных, вот они и обижаются. (Здесь приношу извинение всем полякам. Вышеупомянутое написано мной с иронией, но ко мне относится не в меньшей степени, чем к полякам, т.к. польская кровь во мне тоже течет. Немного… но все же течет).

     Следующий день прошел намного менее продуктивно. Польские дороги оказались самыми убитыми во всей Европе, через которую нам пришлось проехать. Они представляли собой две глубочайшие складки в асфальте, шириной ровно под колеса какой-нибудь фуры, так что на обычном авто приходилось ехать по колее либо правыми колесами, либо левыми, но никогда вместе, и ни разу не удалось колеи избежать. Это оказалось… выматывающе.

     Где-то в районе Вроцлава мы свернули не туда, от чего пришлось срочно менять маршрут. Проселочным дорогам конца-края видно не было. Наши продовольственные запасы подходили к концу, а до следующих друзей нужно было вначале доехать до Праги. Путь лежал от Вроцлава через Градец-Кралове в Прагу, а затем на Мюнхен.
На границу с Чехией мы попали лишь поздним вечером. Пограничный пункт располагался в лесу после долгого темного горного перевала с неимоверным количеством поворотов на серпантине. Мне, как водителю без стажа, дорога давалась тяжело и безвозмездно потребляла миллиарды нервных клеток.
 
     Поляки нас радостно выпустили, махая ручками, а чехи… А вот чехи не пустили, основываясь на том, что у нас транзитной визы нет, а Шенген им не указ… Препирались мы долго, картинно, но безрезультатно. Транзит на границе нам давать наотрез отказались, любезно предлагая съездить за ним в Москву. Одним словом полякам пришлось впускать нас обратно. Хорошо, хоть они не воспротивились, иначе бы висеть нам на границе в междуцарствии до конца времен. А вот, время как раз было уже позднее. Ночной серпантин совершенно не казался вариантом для отступления. Отелей поблизости было не видно, равно как и любого другого жилья. Так что ночевали мы в машине, в десяти метрах от границы, дабы находиться под неусыпным присмотром властей. Как-никак, а защита от жуликов и грабителей казалась совершенно не лишней.
 
     Следующий день также запомнился одним происшествием, до сих пор вызывающим у меня бурю самых противоречивых эмоций. Я и по сей день вижу в нем нечто от меня сокрытое и подлое, но обидчик так и канул в неизвестность, и, думаю, узнать мне о нем не удастся никогда.
 
     Как бы то ни было, ехать нам пришлось в объезд всей Чехии, и въезжать в Германию через Гёрлиц, а далее через Дрезден в Мюнхен.
 
     До границы добрались кое-как, попутно вспоминая чешского пограничного вредину и всю его семью. Его мерзкая, масляная улыбочка молодого фашиста, а улыбался он, надо заметить, именно так, еще долго стояла у меня перед глазами.
Германия встретила нас приветливо, можно сказать с распростертыми объятиями. Мы радостно пообедали в кафе, оценили прелести супер-чистых немецких публичных отхожих мест на трассе и на окружной дороге у Дрездена словили то самое, вышеупомянутое происшествие. С самого въезда в Германию, мне казалось, что не может все быть настолько хорошо и красиво. Оказалось не казалось…

     За рулем конечно же сидела я. Ехала себе спокойно, никого не трогала, как вдруг обгоняет меня какая-то бело-зеленая машинка с мигалками, подрезает и притормаживая подает сигналом бегущую строку под мигалкой «Bitte folgen». От такой наглости, я даже немецкий на мгновение забыла, и попыталась уйти от столкновения путем сворачивания на другую полосу, но не тут-то было! Сзади пристроилась еще одна такая же прилипчивая машинка с мигалками, которая быстро вернула меня в колонну. Надпись спереди предусмотрительно поменялась на «Please follow», и проигнорировать это я уже не смогла. Через пару километров мы свернули с окружной дороги, потом еще пару раз куда-то, и оказались на заброшенном пустыре в окружении не менее десятка таких же сверкающих мигалками бело-зеленых машинок с бегущими строками.

     Премного благодарна местным копам, что не заламывали руки, а позволили выйти из машины своим ходом. Нас быстро всех разъединили, запретили друг с другом разговаривать и потребовали открыть багажник, попутно выведывая за каким лешим мы к ним в страну пожаловали.  Вот Вам и гостеприимство… Дело осложнялось тем, что кроме меня этих «замечательных» людей никто не понимал, и как бы им ни хотелось обратного, но разговаривать друг с другом нам-таки позволили. Я выступала в роли переводчика, а заодно и за главаря «банды».
 
     В багажнике их привлекла сумка моей коллеги. Это была единственная вещь яркого цвета. Копы очень удивились, когда коллега сразу согласилась с тем, что сумка действительно ее, и упаковывала она сама, и даже готова продемонстрировать ее содержимое. Для террористов мы слишком быстро соглашались с очевидным, и даже не требовали присутствия адвоката. Допрашивали нас пол часа, так и эдак пытаясь уличить в чем-то, о чем я и представить себе не могла. То ли они думали, что мы являемся представителями пресловутой «русской мафии», то ли что мы наркоторговцы, то ли еще какой-нибудь полный бред. Но две девицы в возрасте 21-22 лет и один мужчина пенсионного возраста ну никак не вязались с их красочными теориями, и нас-таки отпустили, правда, очень неохотно. После обыска нашей машины немцами пропала очень важная визитка одной местной правительственной шишки. Возможно, ее находка послужила сигналом к их капитуляции, сейчас можно лишь гадать. Но из-за того, что эти «добрые» люди сбили нас с маршрута, и я очень смутно представляла себе, куда же нас-таки завезли, выезжали мы крайне долго, и Мюнхен встретил нас лишь около двух ночи.
 
     Тут на мою голову свалилось еще одно увлекательное действо. Т.к. немецким владела только я, то мне и надлежало звонить очередному знакомому нашего директора с просьбой приютить нас на эту ночь.

     Вот представьте себе, что около двух ночи Вы, конечно же, сладко спите. Вдруг у Вас над ухом звенит телефон. Вы просыпаетесь (между прочим, в будни!), берете трубку, а там какая-то девица сбивчиво вещает Вам о Вашем давнем иностранном товарище, которому просто необходимо именно сейчас приехать к Вам в сопровождении двух человек поспать. Море удовольствия, правда? Но отказать же Вы не сможете! Посреди ночи-то. Деваться им все равно больше некуда. Н-да… на то и расчет, чтобы Вы отвертеться не смогли лишний раз. Еще и завтраком накормите, и город с утра покажете, и обедом тоже… и еды с собой в дорогу дадите, а когда они таки уедут и Ваше состояние полнейшего ступора пройдет, только тогда Вы задумаетесь, а что это, собственно, было? Но гости Ваши будут уже далеко, и все что останется Вам это качать головой и печально произносить: «Ох уж, эти русские…!».

     Несмотря на некоторые моральные аспекты такого путешествия, оно становилось весьма увлекательным. Моя коллега прыгала при выходе на Мариенплац на одной ножке и тихонечко повизгивала: «Я заграницей! Я действительно заграницей!». Знакомые, заботившиеся о нас были людьми очень интересными. Да и те неприятности, что происходили с нами при пересечениях границ, иначе как приключением не назовешь, а это значит есть что вспомнить! А это, в свою очередь, согласитесь, весьма ценно.
Во Фрайбург мы прибыли снова поздно вечером. Каким образом мы нашли нужные нам бани, где проходило празднование какого-то там торжества, до сих пор понять не могу. Искали, спрашивали, никто, казалось, и не слышал о таком месте, и в результате, каким-то чудным образом машина сама вырулила туда, где нас ждали. Бедные немцы. Они никак не могли поверить, что на этот праздник мы прикатили аж из самой Москвы! И прямо с дороги, без отдыха стоим перед ними, а по-немецки из всех говорю только я одна, да и то с затруднениями. Я бы многое дала за то, чтобы еще разок поглядеть с таким триумфом на их искреннее недоумение!

     Мы были счастливы! Первая наша цель оказалась достигнута. Наши рассказы о происшествиях в дороге возымели невероятный успех среди всей честной пьяной немецкой компании во главе с бургомистром маленького универстетского городка неподалеку от Фрайбурга. Эта почтенная дама даже предлагала мне грант на обучение в одном из университетов ее города, с условием, что я немного подтяну за год свой немецкий. Надо заметить, что я впоследствии отказалась. Городок не понравился. Вот если бы она мне Фрайбург на рассмотрение предложила, я, наверное, в лепешку бы разбилась ради этого гранта, а так… далась нам эта Германия.

     Вот так было положено начало нашей удивительной поездке, а что было дальше? Дальше нас ждал кинофестиваль в горном ущелье Швейцарии, удивительная сказочница на границе с Францией, о которой мы снимали фильм, одинокая итальянская любовница русского органиста в Италии, снова Фрайбург, затем Брюссель и старый замок под Льежем, замечательный фотограф –карикатурист в Берлине, и лишь затем обратная дорога домой. Всего в общей сложности мы пробыли в Европе 52 дня.
 
     Теперь немного о финансовом аспекте. На все про все, мой гениальный директор фонда попросил у спонсора… угадайте сколько? Тысяч пять-десять евро, думаете? А вот и не угадали. У нас в распоряжении была целая тысяча! Одна. На троих. На неопределенный срок пребывания… Это сейчас я знаю, что «неопределенный срок» растянулся аж на 52 дня, но кто знал об этом в начале путешествия? Самое удивительное, что тогда мне казалось, что это уйма денег! Мы не голодали. совершенно. В машине за все время ночевали всего два раза, все остальное время мы очень уютно проживали у разных знакомых. И как же интересно там было. Если бы мне заранее сказали о том, как это будет, и потом предложили поехать, я бы вероятно ответила «Нет!». Но сейчас, ни за что на свете я бы не хотела изменить тот момент, когда мой дед (Упс! Проговорилась-таки…) взял меня "на понт"! Шел 2004 год. Судите сами господа.

О дальнейших наших приключениях читайте в моем разделе «Непутевые заметки».

С уважением к читателю,
Остаюсь неизменно
                Ks