В Филофее

Арефьев Вадим
В Филофее

    На Святой горе Афон, где довелось мне побывать целый месяц в начале этого века, более всего меня поразила костница в монастыре Филофей. Костница - это место, в котором хранятся кости умерших насельников этого монастыря. Как известно, останки монахов на Афоне через несколько лет после их погребения извлекают из земли, тщательно очищают, моют и, затем, складывают в костницах. Короче говоря, костница – это хранилище для костей, отошедших ко Господу, монахов.
    Когда я зашёл в это помещение, то увидел на полках целые ряды черепов. На каждом из них значилось имя их хозяина. А кости рук и ног, словно поленья в поленницах, были аккуратно сложены вдоль стен. Понятно, что ничего подобного никогда в жизни я ранее не видел. Но странное дело – никакого ужаса перед увиденным я не испытал. Да, был, конечно же, внутренний трепет, но страха не было. Я стоял и думал: «Вот, где она - живая связь времён». Те, кто жил и служил Богу здесь раньше – они тут и остались. И не только в памяти ныне здесь живущих и постоянно поминающих их насельников, но и физически – в этом здании. И ещё, как нигде и никогда, ощутил в те минуты мимолётность и бренность нашего земного бытия. Вот ведь, чудеса, стоишь и смотришь на них, живших несколько веков назад, а они, совсем рядом с тобой, во все глазницы смотрят на тебя.
    Там ещё была небольшая табличка со словами на греческом языке.
    - Что же там было написано? - спросил я чуть позже у сопровождавшего нас гостиничного монаха.
    - Мы были, как вы, - коротко ответил он. – Скоро и вы будете, как мы.