Дмитрий Готфрид - художник нашего времени

Койфман Валерий
               
                "Творчество - это замечательный
                способ придать жизни смысл"
                Антуан Рено. Художник

Издавна считалось, что назначение художника объективно отображать живописными средствами явления окружающего мира, разъяснять и давать им оценку через призму своего таланта.
В XX веке многое изменилось: В. Кандинский в 1910 году создает абстрактные импровизации, К. Малевич пишет в 1915 году «Черный квадрат». Декларируя, что суть живописи в ее внутренней свободе, они решили воздействовать на зрителя не через «сковывающую» творчество реальность, а через беспредметные красочные созвучия и ритмы.
Если ранее искусство развивалось относительно  последовательно, то изобразить генеалогическое древо новейшего искусства практически невозможно: стили, жанры и техники смешались, а границы между искусством и китчем чрезвычайно размыты.
 В условиях всеобщей компьютеризации и цифровых технологий искусство в XXI веке испытывает диктат «визуальности». Потребление изображений (теле-, фото-, видеоматериалов, компьютерных игр, «глянцевой» периодики, рекламы и т. п.) стало наиболее распространенным явлением. Низкое, порой антихудожественное, качество визуальной продукции способно негативно влиять на актуальное искусство, которое слишком часто демонстрирует непрофессионализм, нашествие различных «новшеств», размывающих в восприятии зрителя границы между искусством и его имитацией.
Радует то, что даже в этих условиях интерес к традиционной живописи не исчез, и писать картины - совсем не старомодно. Художники экспериментируют с красками и материалами, создавая, как сейчас говорят, «живопись после живописи». Об одном из  таких художников-экспериментаторов новой волны, Дмитрии Готфриде из Штутгарта, автомобильной столицы Германии, и пойдет далее  разговор. Ему 36 лет, более 10 из них можно назвать «жизнью в искусстве». Сказать новое слово в искусстве художнику его поколения непросто, ибо самые радикальные новации искусства XX века – уже достояние истории, но талант, искренность и трудолюбие, позволили Дмитрию создать свой, узнаваемый художественный почерк.
Родился он в 1978 году в Душанбе. Отец, инженер-автодорожник Александр Готфрид, человек творческий, он увлекался фотографией, рисованием, изготовлением небольших керамических и деревянных скульптур и масок. Хобби отца передались Диме, к 11 годам он уже сам вырезал маски, ловко работал лобзиком, увлеченно раскрашивал и разрисовывал отцовские и свои работы. В 1995 году война между кланами в Таджикистане стала угрозой для их семьи, и Готфриды через Казахстан выезжают в Бишкек. Не прекращая занятий рисунком и живописью, Дмитрий 3 года изучал в университете банковское и кредитное дело, пока в 1998 году семья не эмигрировала  из Киргизии в Германию. Поселились недалеко от Штутгарта в красивом, располагающем к творчеству городе Эсслинген-на-Неккаре. Интеграция в новую жизнь Дмитрию давалась легко, готовился продолжать учебу в ВУЗе. Юноша успешно окончил языковые курсы  для высшей школы от Otto Benecke Stiftung. При первой возможности стал путешествовать по Европе, посещать знаменитые музеи. Особенно впечатлили юношу Босх и Рембрандт, испанцы от Веласкеса до Гойи и, конечно, импрессионисты и постимпрессионисты. Все это еще более укрепило его желание посвятить себя искусству. Важные события жизни Дмитрия связаны с соседним городком Нюртинген. Сначала, в 2002 году, он поступил здесь на факультет экономики и энергоснабжения (Fachhochschule N;rtingen). Учился без энтузиазма, ибо по-настоящему любил все то, что связано с искусством. Выяснив, что в Нюртингене  есть художественная академия, Готфрид становится ее студентом.
В 2005 году - новый поворот. Неудовлетворенный постановкой обучения, Дмитрий покидает стены художественной академии и  выбирает профессию свободного художника. К этому времени он был уже женат на Елене, выпускнице Гейдельбергского университета. Жена сразу поверила в талант своего мужа и стала главной опорой в его непростой жизни профессионального художника. Их квартира в тихом районе Штутгарта - это одновременно и жилье, и офис Лены, и мастерская Дмитрия. В семье растут дети - сын и дочь.
Участвовать в выставках Дмитрий начал в 2006 году, но перед широкой публикой он предстал в 2007 году на персональной выставке в Galerie 13 (Эсслинген) „Vorsicht, Trivial!“ («Осторожно, ТРИВИАЛЬНОСТЬ!». Посетители и специалисты обратили внимание на оригинальный стиль молодого художника и очень высокую для его возраста технику живописи. Необычное название выставки отражало взгляды Дмитрия на творчество: «То, что я делаю, это объект, и я не могу претендовать, чтобы его считали  искусством. Поэтому вместо подписи я сигнирую свои работы штампом – TRIVIAL (тривиальное, незначительное)».
Художник «заимствовал» этот термин у известного немецкого социолога Никласа Лумана, который применил его для общей характеристики искусства в виде бинарного кода: «тривиальное - нетривиальное» (по типу кода науки: «истина - неистина»). Соглашаясь с Луманом, художник констатирует: «Чтобы объект считался предметом искусства, а не тривиальностью, одних усилий автора мало, требуется еще признание целого «сообщества экспертов»: прессы, искусствоведов, галеристов, коллекционеров, меценатов».
Художник считает свои творения провокационно-ироничными, острыми, приглашающими зрителя к непростым философским размышлениям о мире вокруг нас, о судьбе искусства. Их, конечно, лучше всего видеть «вживую», но пока это не просто сделать, зато можно подробно рассмотреть их на сайте  www.dmitrijgotfried.com. Тематически они объединены в несколько циклов: «Универсальный мир шаров», «Портреты», «Полосатая эротика», «Мегаполис», «Воспоминание о Таджикистане», «Миниатюры», «Я, Оно и сверх-Я» (по Фрейду), «Горести жизни», «Реалити-шоу». Работы отличаются изящностью исполнения, хорошим вкусом, кажется даже, что создавались они легко, на одном дыхании.
Лишь внимательно присмотревшись к ним, понимаешь, сколько труда и  творческой энергии вложено автором. В стремлении придать своим картинам оригинальность, выразительность и объемность художник не просто пишет на холсте яркими акриловыми красками, он создает своего рода объемные картины-инсталляции.
В процессе работы Дмитрий их разрезает, кроит, склеивает, сшивает, скрепляет, надстраивает или углубляет, использует коллажи и так далее.
Одной из самых интересных его новаций является применение почти во всех картинах тонких гибких стальных тросиков в качестве формообразующих линий. К этой оригинальной технологии Дмитрий пришел в 2005 году, когда он, еще студент академии, упорно искал собственный стиль. Линия в творчестве художников всегда была важна. «Выбросьте линию, и вы выбросите самую жизнь; все снова станет хаосом…», - утверждал Уильям Блейк. Желая добиться подчеркнутой выразительности изображения, Дмитрий усиливает тросиками линии и изгибы, намеченные на холсте, и даже создает ими формы, иногда выходящие за пределы холста. Результат всегда поражает воображение и вызывает уважение к мастерству автора.
Интересным моментом в творчестве художника Готфрида является фактура - характер и обработка поверхности изображения. Особенно это касается картин цикла «Универсальный мир шаров», где чрезвычайно сложная фактура шаров, придает картинам особую объемность, привлекательность и даже таинственность. Размеры многих картин Готфрида довольно значительные, и в том, как умело он справляется с большими поверхностями, чувствуется мастерство зрелого мастера.

Как художник Дмитрий Готфрид личность волевая, целеустремленная, и весь поглощен в свое творчество. На вопрос, что для него является любимой частью творческого процесса, отвечает: «Весь процесс от натягивания холста на подрамник до последнего штриха. Правда, результат не всегда приносит удовлетворение».
В личной жизни Дмитрий очень приятный, мягкий, контактный человек. Он прекрасный семьянин и любящий отец. Любит горы, природу и общество (большие шумные компании), любит ходить пешком и ездить на общественном транспорте, там он находит интересные персонажи. Живо интересуется историей и политикой.
Таков вкратце рассказ об интереснейшем  штутгартском художнике-новаторе Дмитрии Готфриде. Его самобытный оригинальный стиль ныне достиг профессиональной зрелости. Впечатляет и творческий  багаж художника – почти 400 картин, около 20 выставок, благожелательная пресса. Хочется пожелать Дмитрию творческих удач, чтобы сигнатура TRIVIAL стала просто визитной карточкой мастера. К этому ему, наверное, потребуется приложить еще много усилий, а также необходимы более пристальное внимание и поддержка со стороны того же «сообщества экспертов», о котором говорилось выше и, конечно, от всех тех, для кого высокое искусство не пустой звук.