Научный взгляд на религиозные события

Мадали Найманбаев
     (о дне рождения пророка Мухаммеда)

     В 2015 году мусульмане многих стран отметили день рождения пророка Мухаммеда 3 января по современному календарю. Каждый год эта дата сдвигается в соответствии с лунным календарем. Лунный календарь используется в исламе для определения дат религиозных праздников, а также применяется как официальный календарь в некоторых мусульманских странах. Летоисчисление ведётся от Хиджры (16 июля 622 года н.э.) - дня, когда пророк Мухаммед и первые мусульмане покинули Мекку для переселения в Медину. Поэтому в мусульманских странах этот календарь называют календарём Хиджры. Для того, чтобы понять объективность применения этой хронологической системы в настоящее время, сделаем экскурс в историю летоисчислений.

Краткая история отсчета времени

     Самой первой и естественной единицей счёта времени для древних людей были сутки, разделённые на день и ночь. Впоследствии, при наблюдении за фазами луны, стали выделять лунный месяц, который считали попеременно в 29 и 30 суток. Затем было замечено, что, спустя примерно 12 лунных месяцев, явления природы повторяются. Так был открыт год.
     Однако год из 12 лунных месяцев в 354 суток не соответствовал астрономическому (солнечному) году, и лунный календарь из 12 лунных месяцев оказался подвижным. Для того, чтобы соотнести его с астрономическим годом, по мере накопления ошибки (примерно раз в 3 года) вставлялся добавочный месяц (у римлян, например, он носил название «мерцедоний» и вставлялся между 23-24 февраля). Такого рода лунно-солнечный календарь использовался у древних народов.
     Солнечный календарь был изобретён в Египте. Он состоял из 12 месяцев по 30 дней и 5 добавочных дней. Но поскольку истинный астрономический год превышает 365 суток, то египетский календарь тоже оказался неточным. Впоследствии эллинистические цари Египта, основываясь на расчётах александрийских астрономов, пытались ввести високосные годы; но реформа не прижилась.
     В 46 году до н.э. Юлий Цезарь провёл реформу календаря, по разработкам александрийского астронома Созигена, взяв за основу египетский солнечный календарь. Чтобы исправить накопившиеся ошибки, он своей властью вставил в переходном году, кроме мерцедония, два добавочных месяца между ноябрём и декабрём; а с 1 января 45 года до н.э. был установлен юлианский год в 365 дней, с високосными годами каждые 4 года. При этом лишний день вставлялся между 23 и 24 февраля, как ранее мерцедоний. Однако по мере накопления ошибки (1 день в 128 лет), расхождение между астрономическим весенним равноденствием и календарным становилось всё более явным, и многие считали, что его нельзя более игнорировать.
     Последнюю реформу провёл папа Григорий XIII в 1582 году, опираясь на проект математика и врача Луиджи Лилио. Декретом папы от 24 февраля 1582 года устанавливалось, что за 5 октября 1582 года должно последовать 15 октября, и в дальнейшем високосными, кроме обычных, кратных четырем, будут считаться только те вековые годы, оканчивающиеся на два нуля, число сотен лет которых без остатка делятся на четыре (1600, 2000, 2400), а иные (1900, 2100) будут считаться простыми.
     В результате был создан григорианский календарь, астрономически более точный, чем юлианский. Из европейских стран католические перешли на новый стиль сразу, протестантские - в XVIII веке: Северная Германия, Дания и Норвегия – с 1700 года, Англия – c 1752 года, Швеция – c 1753 года; православные страны перешли на этот календарь только в начале ХХ века: Болгария с 1916 года, Россия с 1/14 февраля 1918 года, Сербия и Румыния – с 1919 года, Греция – с 1924 года.

Особенности исламского календаря

     Год состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря. Сутки, согласно мусульманскому календарю, начинаются в момент захода солнца, а не в полночь, как в григорианском календаре. Месяцы состоят из 29 или 30 дней. По традиции, первым днём нового месяца считается первый день после астрономического новолуния, в который вскоре после захода солнца на небе можно увидеть серп луны. Если серп не был виден после 29-го дня месяца, например, из-за облаков или из-за того, что луна заходила сразу после солнца, и небо было ещё слишком светлым, то новый день считался 30-м днём текущего месяца.
     Такая система до сих пор используется в некоторых странах, например, в Пакистане и Бангладеш. Однако в большинстве исламских стран пользуются астрономическими правилами, которые позволяют рассчитать начало месяцев заранее. Кроме того, разница во времени между заходом солнца и заходом луны зависит от географических координат местности. Луна передвигается среди звёзд с запада на восток со средней скоростью 13,2° в сутки. Чем западнее находится страна, тем больше вероятность, что серп молодой Луны после новолуния будет виден на небе. Таким образом, в разных исламских странах календари различаются и часто одни и те же религиозные праздники отмечаются в разные дни.
     Поскольку истинная продолжительность лунного месяца не 29,5 дней, а несколько больше, то и продолжительность лунного года равна не 354 дням, а 354,367. Так как это не целое число, то неизбежно возникает проблема високосов, то есть чередования простых лет, содержащих 354 дня, и лет удлиненных - по 355 дней.Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время - на зимние.
     Каждый месяц начинается с неомении, то есть начало месяца приходится на тот день, когда серп молодой Луны, после новолуния, становится видимым с заходом Солнца. Астрономическое новолуние совсем не обязательно означает начало одного из месяцев Хиджры. Луна движется по небесной сфере по очень сложной траектории, и хотя дату новолуния можно рассчитать весьма точно, действительную видимость полумесяца предсказать гораздо сложнее. Это зависит от таких факторов, как погода, оптические свойства атмосферы и место нахождения наблюдателя. Поэтому очень сложно заранее предсказать, когда начнется новый месяц.

Основные даты жизни пророка Мухаммеда

     Пророк Мухаммед, основатель ислама, родился 22 апреля 570 года н.э. в Мекке. В настоящее время, согласно исламской традиции, дата рождения основоположника исламской религии отмечается на 12-й день третьего месяца лунного календаря Рабиуль-Авваль - одного из самых почитаемых месяцев в исламе. Отец Мухаммеда умер незадолго до его рождения, а когда мальчику было 6 лет, он потерял мать. Спустя два года скончался дедушка Мухаммеда, который отечески заботился о нем.
Юного Мухаммеда воспитал его дядя Абу Талиб.
     В 12 лет Мухаммед вместе с дядей отправился по торговым делам в Сирию, и окунулся в атмосферу духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством, иными вероисповеданиями. Мухаммед был погонщиком верблюдов, затем торговцем. Когда ему исполнился 21 год, он получил место приказчика у богатой вдовы Хадиджи. Занимаясь торговыми делами Хадиджи, он побывал во многих местах и везде проявлял интерес к местным обычаям и верованиям. В 25 лет он женился на своей хозяйке. Брак был счастливым. Но Мухаммеда влекло к духовным исканиям. Он уходил в пустынные ущелья и в одиночестве погружался в глубокое созерцание.
     В 610 году в пещере горы Хира Мухаммеду явился ангел Джабраил, посланный Аллахом, с первыми аятами Корана, который приказал ему запомнить текст откровения и назвал его «Посланником Аллаха». Начав проповедовать среди близких, Мухаммед понемногу расширял круг приверженцев. Он призвал своих соплеменников к единобожию, к праведной жизни, соблюдению заповедей при подготовке к грядущему божьему суду, рассказывал о всемогуществе Аллаха, создавшего человека, все живое и неживое на земле.
     24 сентября 622 года Мухаммед прибыл в Ясриб (Медину), один из крупнейших земледельческих оазисов Аравии, куда приехал сопровождаемый сотней последователей-мухаджиров. Он сплотил вокруг себя разобщенных арабов и сумел установить власть над Мединой. Именно в Медине сформировалась первая мусульманская община. Незадолго до своей кончины (в начале 632 года) пророк посетил Мекку, где сломал все языческие идолы, стоявшие вокруг Каабы.
8 июня 632 года Мухаммед завершил свой земной путь и был похоронен в Медине.

События бытия относительно времени

     Необходимость последовательного счёта лет появилась с возникновением письменной культуры и, прежде всего, исходила из административных потребностей. Как правило, документы датировались годами правления царей или значимых исторических событий; таким образом, создавались примитивные хронологические таблицы, которыми надо было пользоваться с большой осторожностью, так как в них нередко некоторые правления указывались как последовательные, а в реальности часто синхронные (например, во времена смут), и допускались тому подобные «упрощения». Острая необходимость хронологических вычислений появилась с возникновением исторической науки, то есть примерно в V веке до н.э. Самым простым способом датировки было взаимное относительное датирование событий: событие А произошло за Х лет до события B; событие С случилось через Y лет после события В.
     В результате кропотливого труда мыслителей прошлого было введено понятие до нашей эры и после, имея в виду год рождения пророка Исы (Иисуса), имя которого в священной книге мусульман Коране упоминается 25 раз. В древних хрониках датой рождения Исы принимался примерно 5505-й год от «Сотворения мира». Промежуток времени, через который, вследствие обращения Земли вокруг Солнца, наша планета возвращается к тем же созвездиям, к «той же звезде», называется звездным годом. Современными научными исследованиями установлено, что величина звёздного года не изменяется и составляет 365 дней 6 часов 9 минут 9,6 секунды.
     Рождение пророка Мухаммеда — Маулид ан-Наби (в переводе с арабского — рождение Пророка) — отмечается в третьем месяце Рабиуль-Авваль лунного календаря, а этот праздник, как показано выше, перемещается во времени. То есть день рождения Пророка, который широко празднуется в Египте, Сирии, Алжире, Тунисе, Марокко, Пакистане и других странах отмечается не под той звездой, в которой Солнце и Земля находились в день появления на свет Мухаммеда (мир ему и благословение). К тому же сунниты, отмечающие Маулид, празднуют его 12-го Рабиуль-Авваль, в то время как мусульмане - шииты отмечают его 17-го Рабиуль-Авваль.
     Если это событие произошло 22 апреля 570 года по современному летоисчислению (которое, как показано выше, имеет достаточно условный характер, но зафиксировало этот исторический момент), то оно и должно всеми мусульманами отмечаться именно в этот день, когда Земля находится под «звездой Мухаммеда». Более того, если мусульманские страны перейдут на «звездный» календарь, то и пост Рамадан может проводиться в определенный период года, не переходя в наиболее жаркие месяцы. Это очень важно с учетом того, что в основном эти страны находятся в южных регионах Земли, так как обезвоживание организма (во время поста нельзя даже пить воду) может серьезно повредить здоровье верующих людей.
     Конечно, данный научный взгляд о праздновании дня рождения пророка Мухаммеда может встретить вначале негативное восприятие со стороны мусульман, но если обратиться к истории, то и Ватикан только в 1992 году официально признал, что Земля не является неподвижным телом и действительно вращается вокруг Солнца.  И итальянскому физику и астроному Галилео Галилею (1564-1642), которого католическая церковь вынудила отказаться от гипотезы о гелиоцентрической системе мира, только сейчас устанавливается памятник в одном из садов Ватикана.
   
      Объективным обоснованием проведения религиозных праздников в строго определенные дни научно установленного «звездного года» может быть то обстоятельство, что, когда устанавливались эти традиции, человечеству не было известно о том, что не Земля, а Солнце является центром нашей системы. Принятие решения об этом подтвердит, что ислам является не догмой, а развивающимся учением, учитывающим все достижения современной цивилизации. При этом исламский календарь может продолжать отсчитывать свое начало от Хиджры, то есть сохранить свой основной постулат, лишь отмечая день рождения пророка именно в тот день, когда Земля находится под «звездой Мухаммеда».  Поэтому искренне надеюсь на правильное понимание всеми правоверными вышеизложенных размышлений и принятие ими верных решений.
   
Мадали Найманбаев,
член Международной профессорской ассоциации (аккред. при ООН с 1993 года).