Матушка, или - искусство выжить

Александр Ясень-Горелов
   МАТУШКА, ИЛИ - ИСКУССТВО ВЫЖИТЬ
   в одной, отдельно взятой, Стране.

   Матушка моя - Анастасия Захаровна Горелова
(в девичестве - Корнеева)родилась в Красной Поляне,
но не Сочинской, а - Подмосковной, что под Лобней
Савёловского "радиуса" Московской ж.д.
И было это 7-го марта 1913 от Рождества Христова.
   Там, на одной из Морозовских мануфактур,
дед мой - Захар Филимонович, до 22-х лет почти
не говоривший на русском языке (по причине того,
что он в нём - не нуждался, работая у своего отца
конюхом на одном из конезаводов в Рязанской губернии,
где Корнеевы - православные "касимовские" татары уже
лет триста разводили "гужевых" лошадей),
но закончивший в Казани 2-летние курсы управляющих,
был управляющим этим весьма прибыльным филиалом
и даже вёл деловую документацию на французском
языке, что впоследствии - очень пригодилось.
   Захар Филимонович в 1922-м году вполне
благополучно "застрял" во Франции, где пребывал
с 1918 года по "морозовским" делам, и связи с ним -
потерялись. В Советской России у него остались жена
и трое детей - Анастасия, Василий и Валентина.
   Все трое прошли фронт, а тётя Валя -
   и за его линией "побывала" не один раз -
   радисткой и переводчицей в допросах взятых
   в плен убийц своей матери - моей бабушки.


   Моя "лобненская" бабушка - кубанская казачка
Мария(в девичестве - Ясень)их мужественно вырастила
и "вывела в люди", но погибла зимой 1941 года,
когда войска фашистской Германии и их европейских
сателлитов подошли к Лобне. 
   Анастасия Захаровна. Успешно закончила московский
спортивно-медицинский техникум("двойного применения"
специалистов, что было свойственно образованию царской
России и СССР) и одновременно - "школа босоножек"
на Пречистенке у Ирмы Дункан, приёмной дочери
Великой Айседоры - жены Сергея Есенина, по чьим
стихам меня учили читать с четырёх лет...
   Как матушке удалось стать не "фельдшером-акушером"
или "тренером по игровым видам " - не разрешённая
мною загадка, но уже в 1932 году она танцует в кордебалете
театра Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

   В кордебалете у Мейрхольда Она поработала только до того,
как родила моего "первого старшего брата" - Вячеслава
("водолаз"). Танцевать так же "чисто", как до уже второй
беременности Она не могла, как и подавляющее большинство
рожавших(хотя-бы единожды)"балетных"(а у Мейрхольда с его
сценическими "выкрутасами" на сцене - подавно).
   По-этому забеременев Оксаною , Матушка заранее обговорила
свой переход в кордебалет Московской Оперетты - жизнь свою
без Театра уже не могла себе представить(аборты в нашей семь
исключались "из  обихода" вовсе не из-за того, что за них
при Сталине давали немалый "срок", а по-причине своего рода
"наследственной аллергии", свойственной всем жителям
России, а Рогожской заставы - в особенности).

...Попытаюсь напомнить моему возможному Читателю,
какими были балерины в опереттах 30-50- годов.
   Они пытались быть похожими не на идеал интеллигенции -
(откровенно презиравшей "лёгкий жанр", который основатель
Московского Театра Оперетты - Георгий Маркович Ярон,
гордо называл: "Нелёгкий лёгкий жанр") - Анну Павлову,
а на более "земную" - Матильду Кшесинскую и хорошо
знакомую по кино, печально известную, - Мату Хари.
   А в 30-е годы - "французская женщина": "Пышка" -
гениальная "вахтанговка" Галина Сергеева в одноименном
фильме и она же "русская красавица" в "Актрисе".
   Во Франции - Симона Синьоре в "Золотой каске"
(в СССР, много позднее, - Людмила Сенчина в чудесном
"Вооружён и очень опасен" и Александра Яковлева
в "Человеке с бульвара Капуцинов").
   "Мода" на Одри Хёбберн, это уже"закат" 50-х годов,
а потом массовое, практически поголовное  - "Твигги-шоу".
   Как  только не говорили про "мальчикоподобных" за кулисами:
"Глиста в корсете!", "Ни кожи, ни рожи - рёбра не вырост!",
"Это не канкан в "Фиалке Монмартра, это - "Кости на раскалённой
крыше", "Вешалки"! На сцену! Выход из левой, первой, кулисы!"
и ещё много-чего в том же духе...
   Из ныне танцующих с настоящими Звёздами(а не "звиздёнками")
кордебалета той эпохи, в прекраснейшем жанре Оперетты, может
сравниться только Аделаида Ветрова - Богиня Фокстрота.
   Уточню, что речь не идёт об "Монолитах" советской оперетты -
Татьяне Шмыге и Лилии Амарфия, с которыми мне посчастливилось
работать в Московском Театре Оперетты.
   Им - "Богинями сцены", "Мечтами грёз", мне -
машинистом сцены(тем, кого ни кто и никогда не должен видеть
на его "рабочем месте" - театральном планшете, "рабочих галёрках",
исключение - поведение т.н. "чистых перестановок" во время
непрерывного сценического действа).
  "Балет, балет, Балет - единственный мой друг!"...
 
   Театром Матушка жила до 1941 года, до получения
повестки из военкомата. Как дипломированного фельдшера
Её призвали в первых числах июля. Пока "суть да дело"
(бумажки и т.п.)- фашист уже подходил к Смоленску...
   Госпитали Подольска, освобождённых Белоруссии и Украины,
Польши и Германии. Не выживших близняшек Она рожала прямо на
"рабочем месте" - в Подольске, а когда оказалась в Германии
(апрель 45-го) - Батюшка уже принимал "комендантство" над
городишком Фюрстенберг, но продолжалось эта Его "командование"
всего месяц с небольшим - отозвали в Москву -
в распоряжение Главштаба ВМФ...

   Матушка вернулась в Бутово в декабре 45-го года.
Отец "дослуживал" два послевоенных года в Москве.
   Мирная жизнь налаживалась - "стандартная" для той
эпохи коммуналка, но на на Б.Калитниковской, а - в Бутово,
в добротном 2-х этажном бывшем барском доме(соответственно
перестроенном), с прекрасным садом и огородом, обширным сараем
(вскоре переделанным отцом в "летнюю резиденцию"), в котором
кроме Отца (летом)живут куры, дойная коза и десяток-полтора
кроликов, а на крыше возвышается голубятня, без которой в те
очень да-а-а-вние годы просто невозможно было представить
ни одного двора в Москве и Подмосковье. В апреле 1946-го
Матушка рожает Валентину - мою "вторую старшую сестру"
(тогда - третью из выживших детей)...
   
   Да - мирная жизнь налаживалась, но девочка в 16-ть
лет игравшая в футбол на областных чемпионатах Профсоюзов
под именем своего младшего брата Василия, учившаяся искусству
танца у Ирмы Дункан и танцевавшая пусть не в Большом Театре,
или - Мариинском, а "всего лишь" у Мейрхольда и Ярона -
не могла не думать о Сцене. Танцевать матушка элементарно 
не могла - физически. Оставалось только одно - проститься
со Сценой, но остаться в Театре. Оперетту Матушка отбросила
сразу - не смогла преодолеть некоего психологического барьера
и пошла работать костюмером в Малый театр на его Малую сцену
на Ордынке. Театральные "дела" не закончились, а просто -
"перешли в иное русло". И всё-бы хорошо, но (как часто
в жизни любого из нас это "но" - перечёркивает "мирное
течение событий")- работа Отца привела нашу семью к тому,
чего все в Стране боялись, но - ждали...

   Батюшка(то ли - спьяну, то ли - "по глупости",
а скорее всего - и второе, и первое)в компании сослуживцев
в своей "шарашке"(а там трудились и "зеки"-профессионалы,
которых "Лаврентий Премудрый" вместо лесоповала использовал
с гораздо большим для Страны КПД, и ещё не "оформленные"
инженеры, техники, кандидаты и доктора наук)не очень далеко
от Владимира и брякнул, что американская и немецкая, т.е. -
империалистическая и фашистская радиоаппаратура надёжнее
и ремонтабельнее отечественной - то есть - советской!.
  Честные сослуживцы честно доложили "куда следует", и -
и Анастасия Захаровна отправилась, уже на 4-м месяце
беременности, рожать меня в 80 километрах южнее
Чёшской губы ...

...Моя "первая старшая" сестра Оксана получила
в сентябре 1950 года из Волокового(с "оказией")письмо
(датированное июнем), в котором ей отписали, что Матушка
родила сынка(т.е. - меня), но он "плохенький" и скорее
всего - не выживет. Оксанка стояла на бутовской платформе,
ждала подольскую электричку и всхлипывая перечитывала письмо.
Платформы тогда были "плоскими", к ней подошла некая "бабулька"
(которую впоследствии, по рассказам Оксаны, я всегда представлял
эдакой "Арбатской Старушкой Шапокляк"). Попросила посмотреть -
когда пойдёт пригородный поезд на Москву и купить ей пригородный
билет. Оксана сходила, посмотрела и вернувшись к старушенции,
разговорилась "о жизни"(и - о письме)...

..."Ох, девочка!Да не помрёт твой братик - он всех Вас
переживёт, а самого его только третья жена похоронит!".
  В итоге так и получилось(в "первой части" предсказания)-
в сентябре 84-го ушёл Леонид Алексеевич и пошло-поехало -
семь похорон в семье за девять лет...