5. 009 Сосуд мудрости Тамар Тамара Великая

Виорэль Ломов
Великие меценаты и филантропы

5.009 Сосуд мудрости Тамар (Тамара) Великая


Пик могущества Грузии пришелся на правление царицы Тамары, точнее — Тамар. Тамар создала самую мощную империю, когда-либо располагавшуюся между Каспийским и Черным морем, и возвысила грузинскую культуру до мировой.

Достаточно вспомнить о гениальном грузинском поэте Ш. Руставели, посвятившем своей венценосной благотворительнице поэму «Витязь в тигровой шкуре».

Современники величали Тамар царем («мэпэ»), а не царицей («дэдопали») — уникальный случай в мировой истории, сосудом мудрости и т.д. Историки назвали время ее царствования (1184—1209…1213) «Золотым веком Грузии».

Тамар родилась около 1165 г. в царской семье Георгия III (из династии Багратионов) и царицы Бурдухан, дочери осетинского царя Худана. Получив от природы прекрасные задатки, а от своей воспитательницы тетушки Русудан глубокие знания, девушка славилась умом, красотой и христианской кротостью.

В царствование Георгия III, захватившего престол нелегитимным путем, обстановка в Грузии была нестабильной, феодалы грызлись друг с другом, претендовали на трон, но монарху удалось подавить мятежи. Поскольку у него наследника не было, Георгий III в предчувствии скорой кончины короновал в 1178 г. Тамар в Уплисцихе (12 км от г. Гори) в качестве соправительницы.

В 1184 г. самодержец умер, и юная царица оказалась один на один с жадными до власти сановниками грузинского парламента — дарбази, бывшими тише воды ниже травы при ее отце. Менять царицу аристократы не собирались, но для острастки короновали ее еще раз, чтоб знала, кто в стране хозяин.

Чиновники предполагают, а царь располагает. Вышло отчасти по их замыслам, но в целом — как того захотела Тамар. «Молодая царица проявила исключительную щедрость, раздав во время коронации несметные сокровища на нужды бедняков и церкви».

Пойдя на некоторые уступки дарбази, она быстро расставила всех по своим местам, весьма мудро пригласив в советники богослова католикоса Николая Гулабридзе из Иерусалима. Созвав собор для устранения неурядиц в церковной жизни, Тамар освободила церкви от повинностей, облегчила участь крестьян, отменила смертную казнь и телесные наказания.

Однако царице пришлось пойти на уступки и выйти замуж за предложенного чиновниками дарбази сына владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского — Юрия (Георгия).

Юрий проявил себя талантливым военачальником, но своим пьянством и распутством (грузинская версия) до того дискредитировал царскую власть, что Тамар через 2 года дала ему отступного и выпроводила из Грузии. Экс-супруг, поддержанный рядом грузинских феодалов, пытался восстановить «справедливость» силой, но был разбит войском царицы в 1191 и 1193 г.

После первого неудачного замужества Тамар отвергла венценосных претендентов на ее руку и сама выбрала себе избранника — осетинского царевича Давида Сослана (из рода Багратионов), также воспитанника Русудан.

Царица не ошиблась в выборе — Давид прославился как выдающийся полководец. При правлении Тамар в Грузию дважды вторгались объединенные силы мусульманских государств, намного превосходившие грузинские войска, и дважды царица одерживала над ними убедительную победу.

Пока Давид Сослан собирал к походу грузинское войско, Тамар, надев власяницу, молилась в храмах Божией Матери, чтоб освободила Грузию от всяких бед. А когда воины выходили из города, она шла впереди — босая, с распущенными волосами. «Пусть не устрашает вас многочисленность врага, надейтесь на силу креста. В битве совершится суд Божий», — благословляла крестом своих витязей Тамар. (http://www.sobor.ru/).

В 1194 г. грузины у Шамхора и Байлакана разбили огромную армию атабека Абу Бакра (Иранский Азербайджан), а в 1202 — при Басиане разгромили полчища Румского султана Рукн ад-дина, правителя государства, образованного из отторгнутой от Византии провинции.

Это были годы, когда Грузия достигла вершины своего могущества. Границы были раздвинуты до морей, в долинах воздвигнуты соборы, вершины гор украшены каменными крестами, а склоны и ущелья — храмами и монастырями. Тамар также достроила и восстановила ряд крупнейших монастырей, ставших памятниками грузинской архитектуры: Бетания в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Святого Креста в Иерусалиме (в нем сохранился единственный портрет Шота Руставели), а также уникальный пещерный город-монастырь Успения Пресвятой Богородицы Вардзия, протянувшийся на 900 м вдоль берега Куры. По всей Грузии прокладывались дороги и оросительные каналы, сооружались водопроводы и мосты.

Военные трофеи и огромная дань с завоеванных земель обращались «в новые крепости, дороги, мосты, храмы, корабли, школы. С особенным тщанием царица заботилась об образовании — она одновременно содержала 60 стипендиатов афонской обители. Качество преподавания в грузинских школах было необыкновенно высоким. Один только список обязательных предметов, которые штудировали ученики, вызывает уважение и восхищение — богословие, философия, история, греческий, еврейский языки, толкование стихотворных текстов, изучение вежливой беседы, арифметика, астрология, сочинение стихов» (http://lib.rus.ec/).

В конце XII в. расцвели зодчество и роспись стен, каллиграфия и художественное оформление рукописей, искусство чеканки и эмаль, музыка и литература. Царица пригласила во дворец лучших философов, богословов, историков, художников, чеканщиков, золотых дел мастеров, архитекторов, певцов, поэтов, прозаиков (С. Тмогвели, И. Шавтели, Чахрухадзе, М. Хонели и др.). Ш. Руставели был казнохранителем и личным поверенным царицы в Палестине. «Витязя в тигровой шкуре» стихотворец посвятил Тамаре и ее в поэме изобразил.

Для священников и монахов царица устраивала жилища, обеспечивала их пищей и всем необходимым. Десятую часть всего государственного дохода, внешнего и внутреннего, она отдавала нищим и «следила, чтобы не пропадало даже одно зернышко ячменя».

С каждым годом царица «еще более скромной делалась перед богом… Наполняла пригоршни просившим и подолы нищим, обогащала учреждения, имевшие попечение о церквах, вдовах и сиротах, нищих и вообще всех нуждавшихся» (http://usahlkaro.livejournal.com/).

«При ней авторитет грузин в глазах мирового сообщества поднялся на недосягаемую высоту — путешествующие к святым местам соотечественники Тамар были освобождены от дани, султан турецкий и султан египетский почитали за счастье пригласить в свои элитные охранные войска горцев» (http://biopeoples.ru/).

Последние годы жизни Тамар провела в пещерном монастыре Вардзиа. Царица умерла от тяжелой болезни, по различным свидетельствам в 1209—1213 гг. «Царица знала, что враги Христа захотят отомстить ей после смерти, и поэтому завещала похоронить ее тайно, чтобы могила навсегда оставалась скрытой от мира…

Ночью из ворот замка, где умерла царица Тамар, выехало десять отрядов. Каждый вез гроб, десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы» (http://www.ruskline.ru/). Историки указывают на два наиболее вероятные места упокоения царицы — фамильный склеп Багратионов в Гелати и монастырь Святого Креста в Иерусалиме.

После кончины Тамар Грузия надолго попала под монголо-татарское иго, а затем под власть Турции.

P.S. «Три вещи отрицательно действуют на человека: высокая должность, богатство и красота. Всем этим обладала царица Тамара, и все равно она осталась святой… Имея величие и богатство, находясь на такой высоте, жила, будто не было у нее ничего, равно как у всякого нищего, будто говорил голос ее: «Нагой вышла я из утробы матери и нагой уйду». (И. Джавахишвили).