Беседы о Главном

Наталия Богомолова 2
«Я просил всего,
 чтобы наслаждаться жизнью;
я получил жизнь,
 чтобы наслаждаться всем».

Джеральд Нэш,
книга «Почему Бог допускает испытания»


         Очень мудрые слова сказала добрая фея своей крестнице в фильме-сказке «Ослиная шкура»: «Помни о прошлом, мирись с настоящим и не бойся будущего». Мы все учимся  сначала на сказках, потом на притчах и книгах, и всегда – у самой жизни. Вся наша жизнь – это вечная учёба. Как точно подметил Александр Котенёв: «Полжизни – жить готовишься, полжизни – умирать». Многое зависит от учителей, но главное – отношение самого ученика к этой школе жизни. Мы все хотим прожить долго и счастливо, но далеко не всем это удаётся.

        Разумеется, у каждого свои понятия о счастье. Для кого-то это богатство и почёт, для кого-то – свобода и непривязанность к миру, для кого-то – тихая семейная идиллия, и для всех – это здоровье и душевный комфорт. Раньше нас учили: «В здоровом теле – здоровый дух!». Однако, уже давно люди поняли, что истина – в обратном: если здоров дух, тогда здорово и тело. То есть, прежде всего, мы должны обращать внимание на свой духовный уровень – свои мысли, эмоции, слова, на своё отношение к людям, к животным, ко всей природе, ко всему Мирозданию. Именно от состояния здоровья нашей души зависит наше физическое здоровье.
 
         Наука быть здоровым  очень древняя. Правила её просты, они заложены в основах любых религий в виде заповедей, а для атеистов можно сказать, что Природа предусмотрительно наделила каждого из нас, независимо от веры или неверия, голосом совести. Это – нравственный ориентир, индикатор правильности нашего поведения по отношению к себе и к Миру, который находит отражение в заповедях, собранных в священных книгах различных религий. И неважно, кого считать автором заповедей – Бога или Природу, главное – следовать им в своей жизни. Вообще-то, разница между верующими и «совестливыми» атеистами лишь в том, что первым – легче жить, потому что они знают, что не одиноки, что им всегда есть к кому обратиться за помощью, что – и это главное – со смертью их тела не закончится жизнь Духа, поэтому им не страшно умирать, ведь они возвращаются домой – к своему Отцу...

         Я прошу прощения у атеистов, но, поскольку я – верующий человек, мне ближе слова «Бог, Создатель, Творец», чем «Природа, Вселенная, Космос, Абсолют или Высший Разум». Дорогие атеисты, я предлагаю вам при слове «Бог» представлять себе некое Высшее организующее начало этого Мира, наличие которого даже учёные не отрицают. Я думаю, что разность в терминологии не отвратит вас от дальнейшего чтения и не помешает вам понять основные идеи этой статьи.

         Господь призывает к себе каждого в определённое время, когда Он видит, что человек уже имеет силы духовно возродиться. А дальше всё зависит от свободной воли человека. Если он готов к этой тяжёлой духовной работе, Бог будет ему помогать: посылать Учителей, устраивать обучающие (трудные) ситуации, иногда тяжёлые испытания, но всегда – посильные. Если человек старается избавиться от своих, наработанных годами, грехов, если извлекает уроки из любого испытания и не ропщет, а благодарит Господа («Что меня не убило, то сделало меня сильнее»), то Бог, видя его старания, не оставит такого человека, даже если он сделает много ошибок. Но если человек испугается трудностей, или ему лень менять свои привычки, образ жизни, то Бог «отпустит» его на волю его собственных страстей. Тогда он уже сам будет пожинать плоды своих действий (или бездействия), а помощь Божья ему не будет видна. Бог милует только тех, кто прилагает усилия на пути к Нему, так же, как учитель, видя старания не очень способного ученика, будет с радостью помогать ему, а способного, но ленивого, он не станет учить насильно. «С Богом сначала трудно, но потом легко, а с дьяволом сначала легко, а потом трудно», так как «за всё надо платить».  Я пишу  для тех, кто уже готов приступить к своей главной работе.

         Зная правила дорожного движения, можно не бояться быть пешеходом или водителем. Опытный капитан легко преодолеет океан, а недоучка будет блуждать по морю и может погубить и себя, и вверенных ему людей. Науку жизни также необходимо изучать, чтобы с максимальной пользой и минимальными затратами использовать этот шанс, данный Богом, для самореализации и для гармонизации окружающего Мира через своё духовное Преображение.
 
         Законы Вселенной едины для всех, и ответственность за их неисполнение ложится на  каждого человека, независимо от того, знал он об этих законах, или нет, грешил сознательно, или невольно: «Незнание законов не освобождает от ответственности».

         Люди делают поблажки детям: «Неразумные – что с них взять?», а Космос спрашивает со всех одинаково. Для Творца (Природы) все мы – энергии. Наши тела (молодые или старые) – временны, а истинное наше Я – неизменно, оно не подвержено старению, оно всё понимает, и ему нет поблажек: «что посеешь, то и пожнёшь». Мы получаем воздаяние на энергетическом уровне, притягивая к себе те энергии, которые сами когда-то послали в Пространство. Загрязняя Мир своими негативными энергиями (гневом, обидами, ненавистью), мы обязательно получим обратно это зло в свой адрес, и наоборот – наши забота, доброта и любовь вернутся к нам в виде ответной любви к нам людей. Поэтому нас с детства учат: «Поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». Народная мудрость рождается из опыта поколений.

         Вселенная – гармонична, её механизмы работают безупречно. Мы все – частички единого Организма, которые чётко взаимосвязаны на всех уровнях, и призваны помогать друг другу в духовном развитии, в стремлении к самосовершенствованию, к достижению Любви и Покоя, к слиянию с Создателем этого Мира, нашим Отцом. Мы все ушли от Него святыми, как Адам и Ева до грехопадения, и все вернёмся к нему святыми – каждый в свой срок. Не удивляйтесь – мы все должны стремиться к святости, чтобы каждый излучал лишь «чистые мысли из чистого сердца».

         Мы загрязнили образ Божий внутри себя своими грехами и мы должны очиститься через покаяние, прощение и добрые дела. Бог есть Любовь. Если мы – дети Бога, значит, мы – дети Любви. Все святые просили Господа даровать им Любовь ко всем и к каждому. Жизнь в Любви – это высшая цель человека. И чтобы облегчить путь к ней, Бог – нам в помощь – создал совершенную систему, познав которую и приняв её законы к чёткому исполнению, мы сможем радостно идти по жизни к этой высшей цели, внимательно читая «дорожные знаки и указатели» и благодаря за эти ежесекундные подсказки всех видимых и невидимых Помощников.

         Главные наши видимые помощники живут в самом близком нашем окружении. Это – семья, соседи, соученики, коллеги, друзья-враги, знакомые и т. д. Наш близкий круг  наиболее точно и полно отражает наши собственные нерешённые проблемы: «подобное притягивает подобное». Все наши близкие – это наше зеркало. Более того, и любой встречный человек – тоже не случаен, он тоже затрагивает какую-то грань нашей жизни, даёт повод задуматься, заглянуть в себя.

         Подумайте, как мудро  и в то же время просто всё устроено! Бог специально окружает нас теми людьми, с которыми у нас общие проблемы, чтобы мы, наблюдая за их поведением (ни в коем случае не осуждая их!), увидели бы свои неприглядные черты. В зеркале всегда легче увидеть себя со стороны. Отшельникам приходится труднее: у них нет таких помощников-зеркал.
 
         Запомните: именно то, что нам не нравится в других, обязательно есть в нас, над этим нам и надо работать. Как струны отзываются на близкий звук, так и мы «резонируем» со своими же проблемами. Все окружающие – наши Учителя. И не обижаться на них надо, не осуждать их, а благодарить каждое своё «зеркало» за наглядный пример. И обязательно благодарить Господа: ведь это Он послал к нам для нашей же пользы данного человека, Он вложил в его уста именно те слова, которые нас взволновали, а значит, дали повод оглянуться на себя, предоставили очередную возможность «поработать над ошибками».

         И ещё: чем больше нам не нравится что-то в человеке, тем больше этого в нас. То, чего в нас нет –  не раздражает, мы этого просто не замечаем. При этом мы настроены видеть в другом человеке больше плохих черт, чем хороших, но, к сожалению, мы используем эту свою особенность не для собственного вразумления, а для самооправдания своих неблаговидных поступков («Все так делают!») или  чтобы потешить свою гордыню («Он ничем не лучше меня!»). Недаром  Христос учил: «Не суди – и не судим будешь». Когда мы понимаем, что каждый встречный – это наше отражение, а его грех – это наш собственный, автоматически снимается осуждение. Помните: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива»?

         Тем, кто хочет серьёзно заняться своим духовным ростом, нужно постоянно быть предельно внимательными, чтобы вечером, анализируя прошедший день, вспомнить все «подсказки», подаренные нам Богом через встреченных людей, через их слова, эмоции, а также через наши собственные мысли, слова, действия и реакции на предложенные этим днём ситуации. Ведь любая ситуация является для нас обучающей. Именно так надо относиться ко всем конфликтам или неожиданностям – приятным и не очень.

         Мы говорим: «Да будет воля Твоя!», а сами боимся «положиться на волю Божию», потому что ещё не научились принимать любую ситуацию с миром в душе и с благодарностью Богу, мы ещё не верим, что «всё, что ни делается – к лучшему!». Нельзя пускать в Мир недовольство – эта негативная энергия обязательно вернётся (нами будут также недовольны). Если нам что-то не нравится – это проявление неблагодарности к Богу, потому что Он всегда выбирает из всех возможных вариантов ситуаций – наилучший, самый действенный для нашего духовного роста, учитывая при этом наш уровень понимания и готовность восприятия в данный момент.

         Врач-гомеопат и психотерапевт Валерий Синельников в книге «Возлюби болезнь свою» говорит, что все ситуации в жизни бывают только двух типов: приятные и полезные. Мы сами своими мыслями, словами и делами выстраиваем себе те жизненные ситуации, которые учат нас, как детей, тому, «что такое – хорошо и что такое – плохо». Нас постоянно «тестируют», то есть,  когда мы ошибаемся, нас «ударяют» (болезнями, неприятностями), а за правильный ответ – поощряют. Если мы это твёрдо усвоим, мы будем только благодарить за всё Бога и людей и радоваться! Ещё апостол Павел учил: «Всегда радуйтесь!». Нужно научиться каждый день начинать с чувства радости, постоянно поддерживать его и переносить на окружающих. Вскоре оно будет приходить самопроизвольно. Нужно всегда помнить, что мысль материальна. Мы сами создаём себе препятствия и неприятности своими страхами, поэтому «Не думай плохо – и всё будет хорошо!»

         Жизнь прекрасна, если ты – её хозяин, а не жертва! Доктор Синельников предлагает нам поменять ту жизненную установку, на которой мы все воспитывались: «Я – жертва окружающих меня тиранов – родителей, начальства, учителей, врачей, правительства, погоды, наконец», на более эффективную для духовной работы: «Я – хозяин своей судьбы!». Зачем нам обвинять кого-то, обижаться, осуждать, завидовать, бояться, если Бог дал нам всем возможность самим преобразить свою жизнь к лучшему?

         Если принять установку, что ты – хозяин своей судьбы, а не жертва всевозможных тиранов, то ты поймешь, что все ситуации в жизни ты сам выстроил своими прошлыми поступками. Для многих считать себя жертвой легче, чем взять на себя ответственность за свою судьбу, ведь тогда – нет виноватых, а все правы: ведь в данный момент мы все поступаем наилучшим образом (в нашем понимании и при наших возможностях на это время). Когда наши взгляды меняются, мы осознаём, что ошибались, но винить себя в этом мы не должны. Нужно поблагодарить Господа за то, что Он показал нам, как не надо делать. Хорошо усвоенный урок уже не придётся повторять.

        В одном фильме некий человек спасает другого, ранее предавшего его, и тот – другой – спрашивает: «Почему ты меня спасал, ведь я тебя предал?» И получает ответ: «Но ты же в то время думал, что ты прав!». Вот пример великодушия – человек не осуждает, не мстит, он  мудро прощает ошибку своему «врагу». Возможно, он не был верующим, но когда для человека нет слова «враг», он  и есть тот самый евангельский ближний, помогающий любому встречному.

        Не осуждать – нужно не только других, но и себя. Вообще самобичевание недопустимо. Проследите: чем больше вы имеете претензий к себе, тем больше люди к вам придираются. Дело в том, что, ругая себя, мы пускаем в Мир негативные энергии обвинения, обиды, нелюбви к себе, а всё, что исходит от нас, рано или поздно обязательно к нам вернётся: «Как аукнется, так и откликнется». Христос сказал: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. А исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека...». (Мф.,15:11,18-20) Если мы загрязняем Мир злыми мыслями и делами, эта грязь к нам же и возвратится: сам «нагадил», сам и «убирай».

        Внимательно вчитайтесь в заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Без любви к себе невозможно любить людей и Мир, в котором мы живём. И это – не эгоизм, как уверяют некоторые. Эгоист любит себя превыше других, он утверждается за счёт своего окружения. Христос же говорит через эту заповедь, что ты – не лучше других, но и не хуже! Ты достоин самоуважения, потому что ты – образ и подобие Божие! Ты не имеешь права унижать в себе Бога! Уничижая себя, ты оскорбляешь своего Ангела-Хранителя и своих Небесных покровителей (по имени, по дате рождения), которые помогают тебе в жизни, молятся за тебя Господу, верят в тебя! Уважение к себе – это уважение к Богу внутри себя.

         Как образно выразился иеромонах Селафиил: «Человек – это растение небесное, оно сверху насажано». Поэтому люди тянутся к небу и хотят внутренне соответствовать  его свету, чистоте  и всеобъемлющей глубине. А чтобы достичь этих высот, нужно поверить в себя, в то, что ты, как наследник своего Отца, не можешь не нести в себе Его Божественные и всемогущие энергии Любви и Света. Как капля океанской воды сохраняет свойства океана, в какой бы  сосуд её ни налили – золотой, серебряный, зачернённый, – она будет отражать цвет сосуда, но вода будет отличаться только внешне, так и люди, внешне различные, сохраняют внутри единство друг с другом и со своим Отцом. Вера в себя и в помощь Божию преображает человека и творит чудеса.

        Неуверенный в себе человек не может стать Божественной личностью. Если он – не авторитет даже для себя, то как он сможет быть авторитетом для других? Мы же должны видеть изначальную Божественную личность в любом человеке. Недаром Серафим Саровский встречал каждого, кто приходил к нему, независимо от его веры и духовного уровня, социального и материального положения, приветствием: «Христос воскресе!» и обращением: «Радость моя!». Он, святой, видел образ Божий в каждом человеке. Даже преступника он принимал без осуждения, понимая, что по промыслу Божию каждому человеку даются испытания, и только Богу судить, как человек с ними справляется.

        Если мы осуждаем кого-то, значит, мы считаем себя лучше него (мы бы так не сделали!), хотя мы не знаем внутренних мотивов чужого поступка и всех обстоятельств чужой жизни. Мы имеем право осуждать только свои собственные проступки и сравнивать себя лишь с самим же собой, но прежним. Раскаяние в дурном поступке (грехе) – это осознание своей ошибки и твёрдое намерение больше её не повторять, это надежда на то, что Бог увидит искренность покаяния и, возможно, по Своему милосердию, смягчит неизбежное наказание. Раскаяние – это честный взгляд внутрь себя, объективная оценка своих мыслей, слов и действий, признание своей ошибки и благодарность Богу за то, что Он открыл тебе новую грань твоей личности, помог пройти очередной этап духовного пути.

        Покаяние очищает человека, а самоедство загрязняет и ведёт к болезням тела (опухоли) и духа (уныние, отчаяние). Христос сказал: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», то есть без любви к себе нельзя любить других людей: как поделишься своей любовью, если её нет? А любить – значит прощать, в том числе и себя! И даже Бога! Не за то, что Он нас обидел, а потому, что мы считали Его обидчиком. Обида разъедает и зачерняет душу, прощение – лечит и очищает.

        Не нужно бояться ошибиться, потому что любая ошибка идёт нам на пользу.    Правильное отношение к любой ситуации: «Слава Богу за всё!». Более того – мы должны ошибаться, чтобы увидеть ложный путь. Разумеется, и другому человеку нельзя отказывать в праве на ошибку (никого не осуждать!), ведь большинство из нас пришло в этот Мир учиться на своих ошибках, так как собственный негативный опыт лучше усваивается, ему больше доверяешь (проверено на себе!). Только очень мудрые люди учатся на чужих ошибках. Каждого Бог ведёт своим путём, поэтому у нас разный житейский и духовный опыт. Главное – не осуждать, мы же все – ученики.

        Самооправдание – это удел слабых личностей. Сильный человек скажет: «Я виноват и готов понести наказание за свой проступок». Слабый – боится наказания и того, что люди «не будут с ним водиться». Он не хочет «быть плохим» даже перед самим собой, поэтому он оправдывает себя: «хотел, как лучше», «не знал», «не понимал» и т.д. Но дело-то уже сделано и, независимо от мотивов проступка, его последствия неминуемо приведут к воздаянию. Нужно только спокойно принять его, а не обижаться, не считать себя «без вины виноватым».

        Честное признание своей вины, раскаяние могут только смягчить наказание, но не отменить его. Если Бог видит искренность покаяния, Он может мгновенно исцелить, изменить судьбу, но это – в исключительных случаях. Для человека главное – всегда честно оценивать свои мысли и поступки, принимая себя таким, какой ты есть, делая выводы из своих ошибок, чтобы Богу не пришлось повторять ситуацию ещё и ещё раз – до полного усвоения урока.

        Оправдывая себя или кого-то, мы уходим от действительности, не желаем видеть неприятное, хотя и очевидное. Как же мы сможем проработать эту проблему? Часто у тех, кто выбирает «позицию страуса» бывают проблемы со зрением или со слухом, ведь  они сами приказывают своему подсознанию: «Не хочу видеть!» или «Не хочу слышать!». Страх наказания сидит в каждом из нас с детства, но зачем прятаться от того, что неизбежно? Гораздо разумнее принимать любую неприятную ситуацию, тем более уже ожидаемую – как плату за собственную ошибку. «Предупреждён – значит вооружён», – говорили мудрые и не просто спокойно смотрели в будущее, но ещё и благодарили Господа, так как у Него всё – на пользу! Как бы мы поняли, что поступили неверно, если бы не получили оценку своих действий в виде болезни или неудачи?

        Нельзя ничего твёрдо обещать, так как «человек предполагает, а Бог – располагает». Невыполненное обещание – это ложь, причём, мы обманываем не только человека, но, в первую очередь, Бога. Даже если мы не сдержали обещание не по своей вине (заболели, умерли), мы всё равно будем отвечать за нарушение договора перед Богом. Лучше говорить: «Я постараюсь, но не обещаю». Если всё же мы дали слово, но потом поняли, что оно приведёт к плохим результатам, надо извиниться и вовремя отменить его. Если начальник даёт порочный приказ, можно, и даже нужно, его ослушаться.

        Однажды в церкви Даниловского монастыря одного приезжего священника уборщица не пускала приложиться к святым мощам  благоверного князя Даниила Московского, говоря, что её «не благословил» батюшка допускать людей к мощам без охранника-казака, который тогда запаздывал. Священник был с палочкой (нога после операции), он не спорил, но заметил вслух: «Это – неразумное послушание». Если бы уборщица сама встала у мощей, не заставляя людей ждать, это не вменилось бы ей во грех непослушания. Любое дело нужно делать для Бога – с радостью и усердием, а для этого нужно научиться видеть Бога в каждом человеке, принимать каждого – как Его сына, Его посланника, Его образ. Служение ближнему с любовью, смирением, и кротостью – это лучшее служение Богу.
 
        Послушание – это смиренное выполнение задания, без обиды и ропота, а с благодарностью: «Бог дал мне возможность послужить Ему через ближнего!»
        Смирение – это упование на волю Божию, не роптание, а благодарность за всё.
        Кротость – это полное отсутствие гордыни - «Если я знаю больше тебя, это не значит, что я лучше тебя». При этом человек не ощущает себя униженным, когда служит людям (моет ноги своим ученикам, как Христос). Кроткий садится «на последнее» место, не ждёт к себе внимания и благодарности, «проходит, не поднимая пыли», он скромен, «глаза долу», не обижается на грубость, не командует, он счастлив служить людям, он любит всех и не ждёт благодарности.

        Иногда мы неверно понимаем слово кротость как непротивление злу, как долготерпение обид. Мы забываем, что Иисус Христос был кротким, но Он обличал зло. Обычно кроткий не гневается в споре, он вообще старается не спорить (особенно на пари), он обличает с любовью в сердце к неразумному собеседнику, он мягко указывает ему на его ошибки, но на своей правоте никогда не настаивает: «Не веришь – проверь!». Однако, если спокойное вразумление не оказывает должного действия, а  несогласие собеседника явно ведёт к серьёзным последствиям, кроткий может выказать праведный гнев, усмиряя тем самым бесов, мешающих вразумлению «по-хорошему». Но даже внешне гневаясь, и даже применяя физическую силу, как Христос, разгонявший торговцев в храме, в душе он неизменно сохраняет  мир и любовь к собеседнику, понимая, что это не он, а его бесы сопротивляются, закрывают человеку понимание истины.

        Существует и ложная кротость – это соглашательство, терпимость из-за боязни обидеть или показаться плохим; из-за нежелания утруждать себя объяснениями  ради собственного душевного комфорта («его проблемы!») или по своей гордыне («всё равно не поймёт!»). При этом осуждение, лицемерие, страх, лень и гордыня калечат душу, которой вменится ещё и попустительство чужим грехам, и введение в заблуждение своим кротким видом – «волк в овечьей шкуре», и неоказание духовной, а иногда и физической помощи заблудшему. Нужно всегда помнить, что «Когда добро молчит, зло размножается». Ложь загрязняет Свет, даже «ложь во спасение». Лучше промолчать или уйти от ответа, чем солгать.

        Не нужно стараться всем понравиться. Не для людей и не для себя нужно жить, а для Бога. Почему чужие люди должны быть центром Вселенной? А мы? Чем мы хуже? Если мы ругаем себя, будут ругать и нас. Если мы боимся помешать, то сами будем всем мешать. Нужно мыслить позитивно и не ставить себе впереди ограничений: не доживу, не получится, не дадут, не успею, не хватит и т.д. Вселенная изобильна, и лишь мы сами устанавливаем себе пределы наших мечтаний – что нам иметь и какими нам стать. Нужно верить, что для Бога ничего невозможного нет, убрать свои страхи и комплексы и жить с девизом: «Делай, что должно, и будь что будет!»

        Учёные доказали, что всё человечество уже в тридцатом поколении – близкие родственники, братья и сёстры. Для Бога нет понятия «свой-чужой», ведь для него все мы – дети, это люди ввели разделение. Обидчиков (не только собственных) всегда надо ставить на место, независимо от того, «свои» это люди или «чужие». Почему то, чего мы не простили бы чужому человеку, мы прощаем близкому: не обличаем его, терпим несправедливость, копим обиды. А чем родственник лучше? Тем, что с ним мы вынуждены и дальше жить бок о бок, а с посторонним человеком нам легко порвать отношения? Тогда это трусость. На место обидчика всегда нужно ставить чужого человека: «Простил бы ты ему этот проступок?».

        «Своим» нам психологически труднее указать на дверь, если они ведут себя  неподобающе (непорядочно, грубо), но именно с ними нам Бог дал «отрабатывать» свои негативные черты, ведь родня концентрирует и утрирует их. Нам грубят, значит, эта агрессия сидит в нас (прости, Господи!)  Нас обманывают, значит, мы кого-то вводим в заблуждение (прости, Господи!). Не надо бояться жестких разговоров вплоть до разрыва отношений даже с родителями. Конечно, в душе нельзя на них (как и вообще ни на кого) обижаться, держать зла. Нужно продолжать за них молиться, но внешне показывать, что ты не позволишь так с собой обращаться, потому что необходимо научить человека относиться ко всем достойно. В данном случае это необходимо больше самим родителям, чем нам, чтобы они поняли свои ошибки, например, перестали выделять из своих детей любимчиков, порождая между детьми ссоры и обиды. Это те же методы воспитания, которые мы применяем к детям: мы не разговариваем с ними, если они провинились, но мы же продолжаем их любить! Если хотите, это – игра. Впрочем, аналогично нужно относиться ко всей нашей жизни. «Весь мир – театр, и люди в нём - актёры», сказал Шекспир. Бог – гениальный сценарист и режиссёр, и только Он способен оценить, насколько мы сумели справиться с Его задачей: полностью раскрыли свой талант или зарыли его в землю.

        Не надо думать, что я призываю «резать правду-матку» всегда и повсюду. Праведный гнев – это последняя из мер воздействия на человека, когда более мягкие способы не возымели должного действия. Уже своему ребёнку с малых лет надо внушать, что маму нельзя расстраивать, причём не только свою, но и маму твоего товарища. Если ты его обидишь, то расстроиться не только твоя мама, но и мама друга, ведь её ребёнку плохо. Нужно всегда видеть рядом эту невидимую Мать, которая сострадает и молится за всех своих детей. Так же и в сердце Божьей Матери каждый раз, когда мы опять «распинаем» своими грехами Её Сына, впиваются стрелы горечи за нас, неблагодарных. Мы просим, обращаясь к Пресвятой Богородице: «Милосердия двери отверзи нам», но задумываемся ли мы, где эти двери? Конечно же – в милом сердце, то есть в каждом сердце, открытом для милости, сострадания и любви.

        Сейчас в России идёт активное возрождение веры в Бога в различных формах. К сожалению, многое забыто, и сейчас нужно заново открывать людям то, что было вплетено в естественный образ жизни для многих поколений. Например, что такое святые мощи, святая вода, освящённое масло, чудотворные иконы, мироточение, обновление икон? В наше время неверующие учёные  проводили опыты, прикладывая семена к святым мощам на две секунды, а потом, высаживая их, убеждались, что рост и развитие этих растений намного обгоняли контрольные группы. Что же говорить о людях, которые, прикладываясь к мощам Божьих Угодников, получают исцеление даже «неизлечимых» болезней? Ещё один эксперимент: учёные измеряли поле человека до и после того, как он полежал 15 минут в ванне, куда добавили чайную ложку святой воды. Поле выровнялось, разгладились выступы и вмятины, соединились разрывы. Спасибо Господу, что Он даёт нам в помощь столько даров для очищения наших тела и души, и грех не пользоваться ими.

        Когда прикладываешься к иконе святого, к его святым мощам, или говоришь о нём, или молишься ему, он непременно присутствует рядом в тонком теле. Это же относится и к Матушке Божией. Особо чувствительные люди видят их. Когда мы мысленно обращаемся к небожителям, все они предстоят пред Богом  с молитвой о нас, а Он внимает нашим заступникам. Все святые, к мощам и иконам которых мы прикладываемся, кому мы заказываем молебны и поминания, в честь которых освящены приделы в храмах, чьи иконы и мощи находятся там, и все святые, к которым мы мысленно взываем дома, наши покровители по имени или по дате рождения – все они незримо там присутствуют возле своих изображений, мощей, возле молящегося им человека. И, конечно же, Сам Господь пребывает повсюду: весь Мир – Его дом.
 
        У православных есть чудесный Акафист, который называется: «Слава Богу за всё!». Читайте его почаще и радуйтесь каждому мгновению жизни. Время – великая драгоценность, и мы не ведаем, сколько кому подарил Бог этого бесценного лекарства для исцеления его души. Если мы будем проживать каждый миг, как последний, мы, конечно же, не станем  тратить его на обиды, злость и зависть, а постараемся пребывать в Любви и покое, радуясь, впитывая в себя эти чудные мгновения жизни, которая «есть только миг между прошлым и будущим».  Мы не станем скорбеть о том, чего у нас нет, помня, что «беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало». Будем же благодарить Господа за всё, что мы имеем или уже имели по Его милости!  Слава Богу за всё!


        Эта статья написана в 2005 году на основании долгих духовных бесед Богомоловой Наталии (записи и редактирование) со своей духовной сестрой и Учителем Светланой Щербиной, благословлённой священниками и монахами на разъяснительные духовные беседы и советования, как имеющую прозорливый ум, открытое сердце, а также большой духовный и жизненный опыт.

        Здесь также использованы материалы из книги Валерия Синельникова «Возлюби болезнь свою» и из брошюры Василия Морозова «Золотые правила успеха».


        И завершить статью я хочу своим стихотворением, посвящённым Светлане - с Благодарностью за её бескорыстную и неоценимую духовную помощь мне и другим окружающим:


СВЕТ  ДУШИ  ДОРОГОЙ  -  СВЕТЛАНЕ
               

В одиночку спускаясь с Небес
в эту точку огромной планеты,
мы друг друга нашли, наконец,
через тьму пробиваясь ко Свету!

В этом Свете – тепло и покой,
Свет нам всё проясняет и лечит,
Свет Любви, Свет Души дорогой –
он прекрасен и он – бесконечен!

Это счастье – всегда сознавать,
сопричастность с твоею судьбою
той Души, что сумеет понять,
и поделится Светом с тобою!

Светоносное имя твоё –
лучезарной Души отраженье!..
Ангел Света творит   ж и т и ё
тем, кто жизнь превращает в Служенье...



                2013