Пруст, пространством и временем полный

Лариса Миронова
отрывок из новой книги о романе "В поисках утраченного времени"
(скоро выйдет в свет)

...Если хочешь, чтобы всё всегда окупалось, то оказаться следует, как это ни парадоксально звучит, не иначе как в области человеческой духовности, где сам фундамент морально-нравственных оценок состоит исключительно из бесполезных (в смысле прагматизма) вещей, ведь там, где царит прагматизм, где есть, чем поживиться "на халяву", там нет места нравственности, так как добро самодостаточно по определению, да только вот удержать его, это самодостаточное добро, которое исчерпывается само собой и самим собой обосновывается, практически невозможно для обычного человека, живущего в миру: нужны колоссальные духовные усилия, чтобы длительно выносить невыносимое одиночество (уединение) самодостаточного добра, когда, независимо от исторического времени, от типа общества "я могу" быть всегда самим собой, никак не прилаживаясь к текущим обстоятельствам. В этом смысле я никогда не скажу: "Сейчас не время быть честным и добрым".

   Таким образом, речь идет о героически-метафизической традиции.

   Искать смысл для добра бесполезно, это сразу же убьёт всякую духовность поступка. Героическим является искусство Возрождения, греческого и эллинистического (а те, в свою очередь, возрождали ещё более древнюю традицию - поиском "пути домой" был озабочен ещё Гомер, который сам был глубокой древностью по отношению к античным народам), ибо борьба за свободу совести это очень древнее занятие(ничего общего не имеющее с современным толкованием этого понятия, как возможности свободного выбора вероисповедания: со-весть это со-причастность к ВЕСТИ, хотя борьба за свободу совести в те времена выражалась, главным образом, в религиозной форме, а понятие Бога было всеобъемлющим). Чтобы понять, к примеру, Кальдерона, барочного драматурга
17 века, провозгласившего: "Жизнь это сон", ибо в 17 веке общество действительно уснуло и его понесло в такие дебри, что из них оно никак до сих пор не выберется, -

(сейчас впору бы новому Кальдерону провозгласить: "Политика это сон", а политики это спящие куклы, или куклы, бредящие наяву)

надо, прежде всего, иметь в виду идею героического искусства, опирающегося только на внутреннюю свободу, а вовсе не на правила и законы, придуманные человеком, ибо борьба с мировым злом всегда идет один на один - раз я могу и мне должно это делать.  Данте, Кальдерон - классицисты, героические фигуры, их трудно совместить с Прустом, но, тем не менее, связь между ними есть и она неразрывна.  Есть исторически скучные времена и времена, в которых сводятся счеты, по которым надо платить, и если в нас есть что-то вроде внутренней длительности,  некоего вечно длящегося действия, и в людях на этой основе появляются  определенные состояния, как бы вырастающие из невербального корня испытания  (вспомним о мировом древе),  то внутри этого произведенного выросшим черенком действия  уже нет привычной для нас,  присущей человеку вообще  последовательности: в такие моменты мы полностью свободны от бренности внешнего мира - мы, целиком собой владея, умираем, таким образом,  в вечность.  Иными словами, с приходом совершенства мы неизбежно уходим от жизни как таковой...