Красим пряжу в домашних условиях

Елена Чекина Лисса Ларссон
           Качественная пряжа – залог успеха в работе над вязаным изделием
Сегодня, на мировом торговом рынке широко представлены коллекции пряжи от различных производителей на любой вкус и кошелек
           Но что делать если желаемого в ассортименте всетаки нет?
           Самое время вспомнить о старинных рецептах красильнго реместа

           Как и прядение, качественная окраска шерсти требует терпения длиннее самой нити. Ссученную пряжу переводят в мотки, и перевязывают по кругу в 4—6 местах шерстяной же ниткой. Так они лучше простираются и прокрасятся. Узелки нужны прочные, чтобы не пришлось распутывать смешавшиеся нити — мачехино наказание падчериц.
           Готовую пряжу вывешивали на весеннее солнце. Воздух, свет и влага отбеливают нить, после чего она податливее и к стирке и к крашению. Постирать шерсть надо с усердием. В начале ее просто промывают без мыла и каких-либо иных добавок в воде температуры тела. Нить не трут и не делают ничего такого, что привело бы к усадке и  сплющиванию волокон.
           Простое темное хозяйственное мыло (1\4 куска) настругивают на терке в эмалированном тазу и растворяют в теплой воде до пены. Мотки вымачивают, мнут, слегка отжимая и переворачивая. Грязь лучше отходит с добавлением 3-5 столовых ложек нашатырного спирта на разовую промывку партии пряжи. Куска мыла хватит на стирку 1 кг пряжи в четыре приема. Если на шерсти все же остался налет, и она тусклая, то процедуру можно повторить, но уже под воздействием температуры – шерсть помещают в большую емкость и нагревают в течение получаса. До кипения доводить не рекомендуется.
            Отмытая шерсть с блеском, ясного белого цвета, пушистая, нежна на ощупь после серии полосканий.
            Краску подготавливают заранее. Свежего сырья понадобится вчетверо больше, чем высушенного. Как правило, части растения, содержащие краситель измельчают и настаивают 5—6 часов в остуженной кипяченой воде.
            На 1 кг шерсти кипятят 12-литровое ведро воды или больше, чтобы мотки разместились свободно и были полностью покрыты раствором. Процеженный настой красителя вливают в ведро и только потом загружается пряжа. Важно всю шерсть погрузить в краску одновременно, иначе мотки могут отличаться оттенками и глубиной прокраски.
            Красить начинают в 40—60-градусном растворе, полчаса постоянно и равномерно помешивая, доводят температуру не более чем до 90°С. Через  полчаса пряжу вынимают и в растворе добавляют 1-1,5 столовые ложки обычно поваренной соли. Пряжу заново погружают в ведро и выдерживает ещё полчаса. Завершение процедуры пряжу промывают в теплой воде и оставляют в растворе с закрепителем или протравой . Его обычно растворяют в уксусе 1 столовая ложка на ведро воды. Этот способ называется откваской.
            Для протравы (закрепить краситель) можно использовать поташ, кальцинированную соду или хлор. В зависимости от протравы шерсть изменяет свои качества – сода делает ее более жесткой, а хлор добавляет ей шелковистости. Но при этом она теряет свои свойства к  “свойлочиванию”

ПРИРОДНЫЕ КРАСИТЕЛИ


Красный цвет
            Соком спелых ягод черемухи пряжа окрасится даже без закрепителя. Аналогичный краситель содержат молодые ветки и листья крушины, собранные до цветения. Красящее вещество и в спелых ягодах бузины, в траве цветущей душицы.
             Красную краску готовят из выкопанных до цветения корней чистотела, закрепителем используя щелочь или уксус. Темно-красный цвет дадут опавшие листья клена, если шерсть до окрашивания обработать сернокислым
железом.

 

Желтый цвет
            От золотистого до темно-желтого оттенков шерсть впитывает краску, извлекаемую из цветов ромашки аптечной, при этом краска накрепко войдет в волокна, если на ведро отвара, как закрепитель, положить 1 столовую ложку поваренной соли.
            Другой старинный краситель — в цветах бессмертника. Белая пряжа получается лимонно-желтой. В конце крашения растворяют по 1 столовой ложке поваренной соли на 5 л раствора.
            Ярко-желтую и желтую вытяжку дают опавшие листья липы. Шерсть предварительно смачивают медным купоросом. В листьях и молодой коре березы, заготовленных в начале лета, находятся ярко-желтая и оливковая краски. Для чисто-желтого цвета применяют одни листья. Окрашивание необходимо закрепить квасцами.
              В сочетании с квасцами сделают пряжу желтой цветки календулы, свежие ростки багульника, кора ясеня и ольхи



Зеленый цвет
             В отваре иголок и шишек ели приобретут цвет весенней зелени мотки пряжи при условии, что одновременно с краской в состав будет внесен медный купорос.
              Других оттенков зелени получится шерсть, покрашенная вытяжкой из картофельной и морковной ботвы, из стеблей и листьев томатов, листьев бузины.      
            Стойкую зелень можно получить из цветков ромашки зеленой, краска осядет в нитках, если в раствор добавить по 1 столовой ложке поваренной соли на 5 л состава. Для зеленых красителей, кроме медного купороса, в закрепители годятся квасцы.
           Много зеленого красителя в листьях дикого щавеля, стеблях хвоща болотного, внутренней коре черемухи, ягодах можжевельника.
           В сочный зеленый цвет пряжа окрасится в отваре внутренней коры тополя, когда мотки вначале подержат в растворе железного купороса (1:10).



Синий цвет
             Листья дикой гречихи вываривают для получения густого синего цвета. Если выдержать в отваре дольше можно получить чернильный индиго. Синеет пряжа, побывав в отваре корней девясила
             Темно-синий цвет дают ежевичные ягоды, трава шалфея лугового в сочетании с уксусом как закрепителем.
              С большим креном к фиолетовому цвету окрашивают шерсть ягоды черники и ягель-лакмусник, в прошлом веке чрезвычайно популярное красящее средство у французов. Окраску черничными ягодами производят с квасцами


              Безусловно, добиться качественного результата – для этого  требуется умение и опыта. Но при наличии желания, все эти советы помогут придать пряже неповторимый оттенок, а Вашему изделию уникальный вид.

для эссе использовались научно-популярные статьи по истории народных промыслов