Чернорабочие красавицы войны

Александр Жгутов
Чернорабочие красавицы войны.

      В верхнем ряду слева направо: Начальник Военно-санитарной летучки 604  Жгутов Михаил Иванович, моя мать Жгутова Елизавета Ивановна, Люся Индейкина, Мария, мой отец Агопов Григорий Иванович, Маша.
 Нижний ряд,слева направо; женщина имени её не знаю, Марго, Лена из Ленинграда, девушка, имя её я точно не помню, кажется, Тося.(ВСЛ-604 была в составе 203 Полевого эвакопункта)

 
                Светлой памяти моей материи и её фронтовых подруг.

    «…От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой…

…Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.»
 Песня из к/ф. «Офицеры». Слова Евгения Аграновича .

«…Не верьте, не верьте, когда по садам закричат соловьи,
У жизни со смертью еще не окончены счеты свои….»
 Булат Окуджава  «Не верьте пехоте»




         70 лет, со времени написания этого рассказа,  (сегодня 8 мая 2019 года уже 74 года)  как победоносно завершилась  Великая Отечественная война.  Но и по сей день открываются ещё непрочитанные страницы военного лихолетья.
        Тысячи книг, художественных и документальных кинофильмов, повествуют и показывают нам о героях Великой Отечественной войны,  о сражениях на земле, на море и в воздухе.
      При этом, чаще всего, от своих родных-участников войны, мы узнаем  о чёрной, не киношной, а оборотной стороне войны, которая по существу всегда предтеча побед на полях ожесточенных кровавых боев.
       В каждой  семье  хранится своя правда о войне, крупицы  которой сегодня  знают только  «дети войны», но уже  по рассказам  своих  близких.
      Во мне, как и у других «детей войны», с детских лет живёт своё  представление о минувшей  войне, которая прокатилась по моей семье и оставила свой огненный, кровавый след.
        Моего дядюшку Кельсия в самом начале войны убили немцы в  Коростене Житомирской области, мой дед Иван Никитич погиб в Сталинграде.
           Моя мать и дядюшка Михаил  в 1943-44 годах вместе делили, выпавшие на их долю, тяготы военной службы.
Для эвакуации с поля боя раненых, в 1941-1945 гг. товарные вагоны переоборудовали в  военно-санитарные летучки. Моему дяде, Жгутову Михаилу Ивановичу, командование ПЭП 203 как раз и поручило в декабре 1941 года организовать перевозку  раненых в тыловые госпиталя.
 
 Об этом он  в своих прижизненных  мемуарах писал:
      «…Когда мне исполнилось 17 лет, меня призвали на службу в армию и предложили учиться в Ленинградском военном медицинском училище.
        В 1941 году за 5 дней (17 июня) до начала войны нас подняли по тревоге в 3 часа ночи, построили и зачитали приказ Наркома о присвоении нам воинских званий «лейтенантов медицинской службы», и вручили предписания явиться к месту службы в 5-ю танковую дивизию, в город Алитус на реке Неман.…
      22 июня 1941 года в 4 часа 20 минут утра немецкая авиация нанесла несколько бомбовых ударов по городку, в котором размещалась дивизия.  КП дивизии, медицинский пункт за два дня до войны были передислоцированы на восточный берег Немана, боеспособные танки, артиллерия  были выдвинуты в направлении предполагаемого движения войск противника. Бой был непродолжительный, силы были не равны. К нам в медсанбат привезли несколько раненых.
Эвакуацию их поручили мне. В Минск приехали вечером. Три дня добирались до Ельни,  еще через два дня добрались до Калуги, до пункта расформирования дивизии.
         После этого наступил новый этап моей жизни.
Меня направили в госпиталь–лагерь 2368, который базировался в пригороде города Вязьмы. В связи с наступлением немцев госпиталь перебросили в город Кондрово Калужской области.
   … В конце месяца нас выдвинули в Подмосковье, где развертывались бои, но нас в работу не включили.  Наши вагоны покрутились вокруг Москвы и в конце декабря нас перебросили в Ярославль. Там формировалась 2-я ударная армия, которой предназначался прорыв блокады Ленинграда.  Руководил эвакуацией раненых 2-й ударной армии полевой эвакопункт 203.
       Располагался он, как и штаб Волховского фронта в Малой Вишере.
 Когда я прибыл в ПЭП, 2-я ударная армия находилась в окружении. В Малой Вишере скопилось много раненых.
             Мне было поручено, в течение дня раздобыть 20 вагонов, сформировать команду, получить на складе необходимое оборудование и продукты питания для команды, а в 18 часов подать летучку под погрузку.
      К вечеру того же дня полевой эвакопункт 203 пополнился ещё одной действующей  военно-санитарной летучкой. В 20 вагонов втиснули  более 500 раненых и отправились в Боровичи, в которых располагалась госпитальная база почти всего Волховского фронта.
      
     …Cтратегическая цель Волховского фронта прорвать блокаду Ленинграда на этом участке оказалась бесперспективной.
      Летом 1942 года войска этого фронта начали перебрасывать на правый фланг, в район МГА, Жихарево, Кобоны. Наш штаб и наши летучки передислоцировались на правый фланг в Волховстрой, Жихарево, Кобоны. Раненых стали эвакуировать в Бокситогорск, Мыслино, Череповец.   Летом бои совершенно прекратились. Нас перебросили по Мурманской железной дороге на станцию Лунгачи.
       Благодаря прорыву блокады, путь вдоль Ладожского озера от Кобон до Шлиссельбурга расширился.Была проложена железная дорога.
      Раненых мы стали возить по берегу Ладожского озера. Все грузы и раненых, учитывая близость фронта, возили ночью, а порожняк днем. Не смотря на это, мы часто попадали под обстрел, особенно на станции Шлиссельбург (ныне  Петрокрепость).
 Зимой наши перевозки раненых закончились. 2-я ударная армия, которую мы обслуживали, была переброшена на Ораниембауманский пятачок."      

      Однажды на военно-санитарной летучке,которой командовал мой дядя, доставили раненых в поселок Шексну Вологодской области. Во время разгрузки раненых  дядюшка встретился со своей сестрой-с моей будущей матерью и  предложил ей службу на ВСЛ 604.
      Так, в 1943году, началась её военная жизнь, тогда же предопределялось и моё будущее.

      Названия железнодорожных станций: Мга,Кобоны,Жихарево, Лунгачи, Волховстрой,Тихвин, Войбокало, я  усвоил с самого  раннего детства, практически впитал в себя войну матери с её молоком.

        Моя мать бережно хранила несколько  маленьких фотокарточек  её фронтовых подруг. Всякий раз, когда вспоминала про войну, она доставала из своего старого довоенного ридикюля эти фото и, со слезами на глазах, вглядывалась в  красивые  лица своих  подруг. С раннего детства они для меня стали как близкие родственники. Фотографии её подруг с ВСЛ 604, после смерти матери в 1998 году, я продолжаю хранить в том же материнском ридикюле, как память о дорогих мне людях. 
         
       Они были чернорабочими красавицами Великой Отечественной войны. Это лица нашей Победы.
       Я передаю Вам, как память о санитарках и сестрах милосердия минувшей войны, их живые слова привета и памяти о себе, которые они собственноручно  оставили на оборотной стороне своих фото:
        - "На память Лизочке от  Люси Индейкиной. 22 марта 1944г."
        - "Лена. Ленинград. март 1939 г."
 Девушка в берете: - "Лизончику от Машки. 8 ноября 1944 г."
 Маша, кудрявая девушка в гимнастерке: - "Вспомни, как жили на ВСЛ 604. Вспоминай меня, а я тебя никогда не забуду. 14 октября 1944."
 Марго-девушка в шинели и шапке: - "Милой Лизочке от Марго. Лизончик, вспоминай родная нашу жизнь и дружбу с тобой на ВСЛ 604 в дни Отечественной войны, не забывай, а я не забуду. Марго. 29 декабря 1943 года."

       Я почти ничего не знаю о их послевоенной судьбе. Тех, кто выжил в этой вселенской бойне, война  разбросала в разные стороны по всему СССР.
        Помню, мать рассказывала мне о Марго.Она знала немецкий язык, поэтому в декабре 1943 года её  перевели служить в военную разведку. При выполнении задания  фашисты схватили Марго и расстреляли.

     Это они, сестры милосердия, вытаскивали раненых с поля боя, грузили в вагоны - теплушки, а при бомбежках выносили на руках тяжелораненых из вагонов, укрывая их собой от осколков снарядов и бомб,  перевязывали  раны бойцам, стирали бинты, поили из поильников, кормили с ложки, приносили и уносили судна-утки, смывали кровь и гной,  отирали рукавом своим  воспаленные лбы  израненных красноармейцев.
       Они делали самую грязную работу войны. Для них всю войну не было ни красивых закатов, ни рассветных зорь.
 
Обо всём этом и об ужасах их войны, я знаю со слов моей матери.
        Страх и тяжелый повседневный  не женский труд изнурял  сестер и санитарок.  Они страшно страдали от  невыносимого фронтового быта.

         С детства, и примерно до 12-14 летнего возраста, я часто просыпался по ночам от душераздирающих страшных вскриков матери. Война к ней возвращалась во сне все послевоенные годы.
 Иногда  она вспоминала о страшных случаях на войне, которые, как всполохи разрывов бомб, будили её от ночных кошмарных видений минувшего:
         - « Как-то на станцию Мга, где остановилась  их летучка,- рассказывала мне мать,- среди ночи налетели немецкие самолеты.  С них немецкие пилоты сбросили множество осветительных ракет, а потом, как белым днем, стали прицельно и безнаказанно бомбить скопившиеся  составы, том числе и их ВСЛ 604. Раненые, способные сами передвигаться, выскакивали из теплушек и разбегались в разные стороны."
  Как-то мать рассказала мне об одном страшном, леденящем кровь, случае. На её глазах  один из раненых во время очередного налёта фашистской авиации выскочил из вагона и побежал к стогу сена,который стоял  недалеко от железнодорожной насыпи. Раздался взрыв бомбы и  мать увидела, как этот солдат в мгновение ока оказался без головы, но продолжал по инерции свой бег к стогу. Так он на бегу и уткнулся в предсмертных конвульсиях обезглавленным телом в этот  стог.

        На сайте  в Интернете  «Военная литература –Военная история
             militera.lib.ru›h/na_volhovskom_fronte/07.html
  я нашел исторический материал о том, что… "Только за 10 месяцев 1943 г. авиация противника разрушила более 170 км пути. Наиболее частым и массированным налетам подвергались железнодорожные узлы Волховстрой, Тихвин, Будогощь, Окуловка, Бологое, а также станции Войбокало, Жихарево, Малая Вишера и др. За 1942 г. и 10 месяцев 1943 г. на ст. Волховстрой-1 был произведен 1171 самолето-вылет и сброшено свыше 450 тонн бомб..."

          Каждая сброшенная фашистами бомба  разрывалась в сердцах сестер милосердия жутким  ужасом и холодным страхом за жизнь  раненых  бойцов.
          Это незаметный подвиг сестер милосердия  ярко описан в повести Веры Пановой «Спутники», по которой в 1975 году  создан телевизионный художественный фильм «На всю оставшуюся жизнь»
       Ранее, в 1965 году, по этой повести был поставлен кинофильм «Поезд милосердия»
        Мать мне говорила, что в этом фильме правдиво  показаны  как  образы  врачей, сестер и раненых бойцов,  и переданы   ощущения кровавых ужасов войны.
   
«…- Сестра,ты помнишь как из боя
Меня ты вынесла в санбат?
- Остались живы мы с тобою
В тот раз,товарищ мой и брат….

…Сестра и брат...Взаимной верой
Мы были сильными вдвойне.
Мы шли к любви и милосердию
В немилосердной той войне.»

«На всю оставшуюся жизнь»
 Авторы: В.Баснер—П.Фоменко,Б.Вахтин


           Война и кровь обостряют чувства. Когда приходит весна и на войне случается,что пробуждается и расцветает любовь.
   Вот так, в начале весны 1944 года, на каком-то перегоне в перерыве между бомбежками, и настигла такая фронтовая любовь мою мать и отца.  Плодом  которой  стал я-«дитя войны»:

«...Час зачатья я помню неточно,-
Значит, память моя-однобока,-
Но зачат я был ночью,порочно
И явился на свет не до срока.
Я рождался не в муках, не в злобе...

...Спасибо вам, святители, что плюнули да дунули,
Что вдруг мои родители зачать меня задумали -
В те времена укромные, теперь - почти былинные,..."
«Баллада о детстве»
                Владимир Высоцкий.


     Да и последующие годы моего детства складывались почти по-Высоцкому.
«…Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф.

Детям вечно досаден их возраст и быт,
И дрались мы до ссадин, до смертных обид,
Но одежды латали нам матери в срок,
Мы же книги глотали, пьянея от строк….

...Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.»
«Баллада о борьбе» В.Высоцкий


     В 2014 году по всей России  установлены несколько памятников  героям Первой Мировой войны.   Такой памятник героям Первой Мировой войны З0 мая 2014 года  открыт в городе Калининграде, в сквере у  стен Астрономического бастиона. 
           На 11-метровом постаменте  три бронзовые фигуры; дворянин, солдат и крестьянин, являют собой символ  единства  всех сословий дореволюционной России, поднявшихся на защиту Родины.
На барельефе, в нижней части постамента, изображение раненого воина и склонившейся над ним сестры милосердия и надпись: «Благодарная Россия – героям Первой мировой войны".    Кроме этого памятника в Калининграде, на котором  изображены сестры милосердия, есть ещё памятник сестрам милосердия Первой Мировой войны в Москве.
     В канун 70-й годовщины Победы в городе Череповце, куда привозили с поля боя раненых на ВСЛ-604, тоже был воздвигнут прекрасный памятник медицинским сестрам  Великой Отечественной войны     .
     Многие помнят стихи Николая Гумилева, участника Первой  Мировой войны: "Сестре милосердия". Это стихи о них-чернорабочих красавицах войны.
   
"...И мечтаю я, чтоб сказали
О России, стране равнин:
– Вот страна прекраснейших женщин
И отважнейших мужчин."