5. 013 Улугбек и Байсонкур, внуки Тамерлана

Виорэль Ломов
Великие меценаты и филантропы


5.013 Улугбек и Байсонкур, внуки Тамерлана


В истории Средней, Южной и Западной Азии, Кавказа, Поволжья и Руси огромную роль сыграл среднеазиатский завоеватель Тамерлан (Тимур), происходивший из тюркизированного монгольского племени барласов. «Безродный» (не прямой потомок покорителя вселенной Чингисхана) полководец, принявший в 1370 г. на курултае титул «великого эмира», основал империю, простиравшуюся от Тигра до границ Китая, со столицей в Самарканде, и династию Тимуридов.

У Тамерлана было четверо сыновей и пять дочерей. Младший сын — Тимур Шахрух после смерти отца сумел погасить междоусобную войну и в 1409 г. выбрал местом своего правления город Герат, столицу Хорасана (Восточный Иран), а Мавераннахр (области между Амударьёй и Сырдарьёй со столицей Самаркандом) и Туркестан передал в управление старшему сыну Улугбеку (1394—1449).

В дальнейшем Шахрух стал правителем государства Тимуридов и Ирака. При правлении Шахруха Герат превратился в крупнейший центр науки и культуры на Востоке, во многом благодаря младшему сыну великого эмира — Байсонкуру (1397—1433).

Большую роль в политике империи сыграла мать Улугбека и Байсонкура Гавхаршад Гаухаршад бегим из знатного рода тюркского племени кишлык.

Судьба уготовила Улугбеку быть правителем, полководцем и ученым, но доблестного военачальника и владыки из него не вышло, а вот ученый, организатор науки и меценат получился отменный.

Мухаммад Тарагай (полное имя Мирза Мухаммед ибн Шахрух ибн Тимур Улугбек Гураган) родился 22 марта 1394 г. в Султании (северо-запад Ирана). Детство мальчик провел в походах Тамерлана, получив от деда имя Улугбек — «великий князь».

Воспитателями Тарагая стали поэт и философ А. Азари и выдающийся математик Казы-заде ар-Руми, который впоследствии много сделал для обсерватории Улугбека.

Получив во владение в 1411 г. Мавераннахр и Туркестан, Улугбек стал повелителем огромных территорий. Однако, проявив себя неумелым полководцем и потерпев унизительное поражение от монголов и кочевников, Улугбек на 20 лет (1427—1447) отошел от военных дел и целиком сосредоточился на превращении Самарканда в интеллектуальный центр империи Тимуридов.

После кончины в 1447 г. кагана («хана ханов») Шахруха Улугбек вынужден был в качестве главы рода гасить тут же возникшую смуту. Страна напоминала кипящий котел. Против новоиспеченного кагана Улугбека выступили подзуживаемые шейхами Самарканда его племянники, а потом старший сын Абд ал Лятиф.

Потерпев в 1451 г. поражение, Улугбек вынужден был сдаться на милость сына-победителя. Абд ал Лятиф передал отца в руки шейхов, и те на своем тайном суде приговорили свергнутого кагана к смерти. Лицемерно разрешив Улугбеку совершить хадж в Мекку и покаяться в грехах, шейхи подослали к паломнику убийц. В одном из кишлаков под Самаркандом 27 октября 1449 г. Улугбек нашел свой конец.

Но уже через год свергнутый каган был объявлен (в т.ч. и приговорившими его к смерти шейхами) шахидом — мучеником за веру, павшим не на поле боя, а его прах перенесен в родовую гробницу Тимуридов.

За что же так невзлюбили шейхи владыку? Ответ один: за то, что правитель на первое место поставил не богословие, а науку. Улугбек с детства мечтал сделать Самарканд лучшим городом Средней Азии и центром науки, в первую очередь — астрономии и математики. На это он употребил и власть, и возможности империи, немало пожертвовав при этом и своих личных средств.

В 1417—1420 гг. Улугбек построил в Самарканде медресе — один из лучших духовных университетов мусульманского Востока XV в. В этом учебном заведении читались лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, сводам учений о человеке и мировой душе и богословию.

Улугбек, сам преподававший в медресе, пригласил в штат учителей многих крупнейших математиков и астрономов империи — Кази-заде ар-Руми, автора переложения «начал» Эвклида и нескольких математических трактатов; Д.Г. ад-Дина Ал-Каши, одного из руководителей Самаркандской обсерватории, впервые систематически изложившего теорию десятичных дробей; Ал-Кушчи, написавшего «Трактат о науке арифметики» и «Трактат о науке астрономии», которые на протяжении 3 веков были учебниками математики в странах Среднего и Ближнего Востока. И т.д.

Еще два медресе Улугбек построил в Гиждуване и Бухаре. Последнее относится к числу выдающихся образцов мирового зодчества и ныне занесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На его портале сохранилась надпись: «Стремление к знанию есть обязанность каждого мусульманина и мусульманки».

В 1428 г. Улугбек построил свою знаменитую обсерваторию, главным инструментом которой являлся навигационный измерительный инструмент — стенной квадрант (сектант) с радиусом 40 м, которому не было равных в мире. Сотрудниками обсерватории стали ученые, преподававшие в медресе.

В 1437 г. под научным руководством Улугбека астрономы составили т.н. Гурганский зидж — каталог звездного неба, в котором были описаны 1018 звезд, распределенные по 38 созвездиям. Там же была определена длина звездного года: 365 дней, 6 часов, 10 минут, 8 секунд (с погрешностью + 58 секунд).

Кроме математики, астрономии Улугбек увлекался также географией, историей и поэзией, и покровительствовал многим ученым и поэтам. В научную школу, сформировавшуюся при Самаркандском медресе, входили историк Х. Абру, медик М. Нафис, поэты С. Самарканди, Лутфи, Бадахши и т.д. В медресе обучался знаменитый персидско-таджикский поэт, ученый, философ, теоретик музыки А. Джами, считающийся завершителем классического периода поэзии на персидском языке.

После смерти Улугбека его знаменитый ученик Ал-Кушчи («Второй Птоломей») возглавил в Стамбуле медресе Айя София и отпечатал в типографии каталог учителя. Так мир узнал звездные таблицы, точность которых привела ученых в изумление — ведь тогда еще не был изобретен телескоп! На протяжении трех веков этот каталог, переведенный на латинский язык, являлся пособием по астрономии во всех обсерваториях Европы и считался лучшей астрономической работой.

Обсерватория же Улугбека еще 20 лет процветала, а потом, покинутая учеными и лишенная призора, была разрушена временем и людьми. В 1908 г. ее остатки обнаружил русский археолог В.Л. Вяткин. Нашли и место захоронения создателя обсерватории. По черепу знаменитый скульптор и ученый М.М. Герасимов сделал портрет Улугбека.

Младший брат Улугбека Гияс ад-Дин Байсонкур ибн Шахрух родился 16 сентября 1397 г. в Герате. В Герате он и жил вместе со своим отцом Шахрухом, сделавшим его своей правой рукой. В 17 лет Байсонкур стал «вали» (генерал-губернатором) трех иранских городов — Туса, Нишапура и Астрабада. За свою короткую жизнь мирза Байсонкур участвовал во многих победоносных походах.

Побывав регентом в отсутствие отца, главой Высшего государственного совета, он не занял тимуридский трон только по причине ранней смерти. Байсонкур прожил всего 36 лет, скончавшись, как уверяют историки, от запоя 20 декабря 1433 г. во дворце Багс-Сафид под Гератом. Был похоронен в гробнице закрытого кладбища при медресе, построенном его матерью Гохаршад в Герате. «Смерть мирзы была воспринята художниками и литераторами его китабхане (библиотека-мастерская. — В.Л.) как личная утрата».

Байсонкур сделал Герат культурным центром тимуридской империи. Мирза покровительствовал придворным поэтам, был поклонником творчества А.Х. Дехлеви, собрал в своей библиотеке многие его произведения. Байсонкур содержал при дворе целый штат артистов и музыкантов. Патронировал принц также историографам (Хафиз-и Абру и др.), каллиграфам (М.Д.А. Табризи и др.), художникам (Д.М. аль-Хатибу, Х.А. Мусаввиру и др.), переплетчикам, иллюминаторам, миниатюристам, ювелирам, позолотчикам, столярам, резчикам по кости, мастерам инкрустации, мозаики, резьбы и гравировки и т.д. Как говорят, в штат китабхане Байсонкура входило не менее сорока человек. Живописцы и умельцы байсонкуровской мастерской были знамениты не только в империи, но и в Китае и других странах Востока.

P.S. "Еще два медресе Улугбек построил в Гиждуване и Бухаре. Последнее относится к числу выдающихся образцов мирового зодчества и ныне занесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На его портале сохранилась надпись: «Стремление к знанию есть обязанность каждого мусульманина и мусульманки».
Жаркий пыльный полдень, сверкает жемчужина архитектуры, среды серых глинобитных коробок. Завидев, пришельца все норовят, что-то продать, то и дело толкая в спину. Жажда денег видна намного сильней жажды знаний. Вот что осталось в памяти. Да, еще теплое пиво похожее на лимонад. Хотелось, но не хотелось пить...
Великие цивилизации обращаются в прах, иногда оставляя потомкам шедевры архитектуры, которые потом веками разрушаются, пока их не берет под опеку ЮНЕСКО".
(Борис Литинецкий http://www.proza.ru/avtor/litinetskiy)


В 1430 г. художники мастерской завершили манускрипт Шахнаме из библиотеки дворца Гулистан с множеством искусных миниатюр, прекрасной каллиграфией и великолепным переплетом, ставший образцом для подражаний и копирования.