Апология Иуды

Влад Матин
               
               
Имя Иуды Искариота давно стало не только позорным, но и нарицательным. Ярлыком «иуда» награждают предателей – изменников, вероломных людей с двойным дном, совершивших наиболее гнусное из человеческих деяний. Не случайно у Данте предатели всех мастей вместе с отступниками попадают в последний,  девятый круг ада.  В то, что Иуда действительно предал Иисуса врагам, верит подавляющее большинство людей, и ничего, кроме смеси чувства презрения с омерзением,  он у них не вызывает. Между тем во времена Христа имя Иуда было среди иудеев весьма распространенным, оно означает «будет прославлен Бог или хвала Бога». К тому же среди апостолов от двенадцати  был и еще один Иуда - Фаддей  Иаковлев (Леввей),  брат Иакова Алфеева, позже принявший мученическую смерть.  Даже  у самого Иисуса был брат по имени Иуда (Мк 6: 3). В древней Палестине существовало и отдельное царство Иуда, от этого корня происходит также название одной из мировых религий - иудаизма - и общее название еврейского народа (иудеи). К племени (колену) Иуды принадлежал величайший царь Израиля Давид, да и сам Иисус Христос (Откр 22: 16). Так что бездумно называть кого-то просто «иудой»  без уточнения исходного носителя клейма было бы опрометчиво.

Более существенно сомнение в том, а предавал ли вообще Иуда Искариот Христа,  хотя на первый взгляд  такой вопрос лишен смысла, т.к. факт предательства (передачи Иисуса в руки врагов) зафиксирован  как бы «со всей очевидностью». Но проблема в том, что одно и то же явление может скрывать качественно разные сущности и, соответственно, приводить к грубым ошибкам толкования событий. Есть такой датский фильм «Рассекая волны», где главная героиня совершает (в глазах общественного мнения) глубоко аморальные поступки, которые на поверку оказываются проявлением высшей нравственности на уровне святости. Поэтому для уверенных суждений о чьем-то поведении необходимо знать всю его подоплёку.  А она в данном случае свидетельствует как раз в пользу Иуды Искариота.

Действительно, если уж говорить о предательстве, то поначалу Иисуса реально предали все остальные апостолы, в страхе за себя разбежавшиеся при аресте своего Учителя, а Пётр отрёкся от Него даже трижды (Мф 26: 70-73; Лк 22: 57, 58, 60; Ин 18: 17, 25, 27). Правда, в дальнейшем они реабилитировались. Существенно и то, что на казнь Иисуса в конечном счете обрекли простые люди, кричавшие Пилату: «Распни  Его!». В «предательстве» же самого Иуды, как оказывается при ближайшем рассмотрении, не было вообще никакого смысла, поскольку для задержания Иисуса посредники не требовались. Ведь Его можно было узнать без посторонней помощи, Он ни от  кого не скрывался, ходил с учениками по Иерусалиму открыто и постоянно выступал в людных местах с  проповедями.  «В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с  мечами и кольями взять Меня;  каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня» (Мф 26: 55;  то же у Мк 14: 49; Лк 22: 53). То, что Иуда мог пойти на это из-за денег, практически исключено несоизмеримостью  обещанной  суммы с негативными последствиями для самого «предателя». К тому же,
Искариот, будучи казначеем общины, при соответствующих наклонностях имел возможность без проблем и осложнений регулярно «зарабатывать» гораздо больше, а то и попросту исчезнуть вместе с общей кассой.   Да и вообще потом он возвратил полученные деньги: « И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф 27: 5).  Кроме того, «предательством» он навредил лишь самому себе, но отнюдь не Иисусу, в планы которого входил именно такой сюжет (Мф 26: 2, 12; Ин 18: 4)).

Для Христа ситуация с предательством была важна в плане исполнения библейских пророчеств о Мессии: «…Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф. 26: 52-54). «Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставивши Его, бежали»  (Мф 26: 56). «Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня; но да сбудутся Писания» (Мк 14: 49). То же у Иоанна: «…Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: «ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою; Теперь  сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я» (13: 18, 19); «Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание» (17:12); «Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (18: 11). «Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем» (Мк 14:  21), и Путь этот был известен Ему заранее: «Но есть из вас  некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал,  кто суть неверующие, и кто предаст Его»  (Ин 6: 64). «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мф 26: 1, 2).

Еще до паломничества в Иерусалим, Иисус объявил, что Ему надлежит «идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21-23, Лк 18: 31-33). Свою приверженность Писаниям Он подтверждает и после своего воскресения: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании»...«И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из  мертвых в третий день» (Лк 24: 25-27, 46).

Он не нуждался в защите – мог элементарно исчезнуть из виду, как уже неоднократно делал, или призвать на помощь могущественные Высшие силы. Более того, всякие благие вмешательства в ход событий попросту нарушали бы промысел Божий, планы Иисуса, в которые входила именно предсказанная Библией мученическая смерть Мессии с последующим воскресением, чтобы люди действительно уверовали в Его Учение. Главное, чтобы «сбылись Писания».

И вообще с этим «предательством» что-то явно не так. Смущает, скажем, абсолютно неадекватная реакция на него остальных учеников, даже не возмутившихся замыслом Иуды, когда Христос чётко обозначил будущего предателя и прямо подтолкнул его к действию, сказав, что предаст «тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам.  И, обмакнув кусок, подал его Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее» (Ин 13: 26-27).  То есть апостолы были готовы к тому, что выбор исполнения этого предательства «по заказу» может пасть на любого из них. Поражает также отсутствие соответствующих эмоций со стороны самого Иисуса, да и казалось бы разоблаченный в своих замыслах Иуда почему-то продолжал на виду у всех действовать как ни в чем не бывало.

Всё становится на  места, если обратить внимание на слова Петра: «Сего, по определенному совету и предвидению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили» (Деян 2: 23). То есть Иуда Искариот был избран самим Христом для миссии «предателя», которая неотъемлемой частью входила в план Бога-Отца и которую Иисус, естественно,  мог поручить лишь самому надежному и преданному из апостолов, готовому ради своего Учителя к  самоуничижению, способному пожертвовать ради Его дела не только жизнью, но и своим добрым именем, своей честью, чтобы таким образом «помочь» Ему принести Себя в жертву и  погибнуть мученической смертью.  Именно таким человеком и был Иуда Искариот, любимый ученик Иисуса, принявший участие в исполнении общего замысла спасения Мира от мрака бездуховности. После долгих, чисто человеческих колебаний, когда время пришло, Иисус сделал выбор, основанный на божественном откровении.

В этом ракурсе становится понятным странное поведение «предателя» и «жертвы» при аресте Иисуса. Вопреки логике содеянного, Иуда просит:  «… возьмите Его, и ведите осторожно» (Мк 14: 44);  «Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, тот и есть.  И тотчас подошед к Иисусу, сказал:  радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли, и возложили рука на Иисуса, и взяли Его» (Мф 26: 48, 49, 50). Проясняется ситуация и с кощунственной формой предательства - «поцелуем иуды»: это поцелуй любящего ученика, Искариот просто использовал ситуацию как возможность попрощаться с Учителем (стражники ведь стояли поодаль и не могли слышать слов). Радуйся, Равви, означает – наш общий план удался. В ответ же Иисус называет Иуду другом. Никого из других апостолов он ни разу так не называл. А, возможно, эпизод с поцелуем евангелисты выдумали сами. Тем более, что  Иоанн о поцелуе вообще умалчивает, а инициативу при аресте в этом случае берет в свои руки Сам Иисус: «Иисус же зная всё, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с Ним и Иуда, предатель  Его» (Ин 18: 4, 5). Примечательно, что никто из апостолов не осудил поступок Иуды.

Как бы то ни было, предначертанное свыше «предательство», совершённое близким человеком (пусть и по высшему замыслу), должно было придать посмертному образу Иисуса за счет контраста между Ним  и Иудой еще большее величие и святость, способствовать торжеству новой веры и очищению мира от греховности, в которой он давно погряз. Так «предательство» Иуды послужило катализатором последующего развития христианства.

Вопрос о том, снят ли с Иуды Искариота грех формального предательства, однозначно решается словами самого Иисуса: «Все, что дает мне Отец, ко мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин 6: 37); ); «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15: 13);  «…из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого» (Ин 18: 3-12); «Сберегший душу свою, потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее…Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее»  (Мф 10: 39; 16: 25)).  Иуда Искариот вообще не нуждается в прощении - он выполнял свой долг и был «прощен» заранее, ибо совершал не предательство, а поручение свыше. Более того, фактически он стал первым из людей, отдавших свою жизнь за Иисуса. Его действия оправдывает, согласно Павлу, сам Бог-Отец: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу; ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их» (Рим. 8:28-33).

Остается неясным вопрос: если Иуда не предавал Иисуса, то почему он покончил с собой. Ситуация, разумеется, странная. Но (с позиций совести человека) иногда никакие благовидные мотивы практически не меняют для него внешне непоправимой негативной сути совершенного им поступка а потому субъективно не оправдывают дальнейшей земной жизни личности.  И Иуда, видимо, таким образом попросту ушёл к Нему.

При аресте Иисус подвёл итог своей миссии: «Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук; но теперь — ваше время и власть тьмы (Лк. 22: 53).  Иными словами: «Вашим миром правит Сатана и калечит души людей.  Время пришло, Моя земная миссия окончена. Теперь Я во власти ваших темных сатанинских козней. Я же несу людям власть добра и Света».  И этот  Свет озаряет души уже более чем двух миллиардов христиан Земли. Иуда Искариот тоже приложил к этому свою руку. Его поступок - это демонстрация веры через испытание предательством. Он достойно нёс свой крест:  «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф 16: 24). «Простил» ли Иисус Иуду? Безусловно. Ибо всё знал заранее: «истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф.19.27-28). К Иуде вполне подходят слова Христа: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах» (Лк 6: 22-23; Мф 5:11-12).