На форумах кипят дискуссии по поводу «Левиафана». Не стал их читать, чтобы сохранить непредвзятость.
С начала просмотра виден почерк авторов «Возвращения», в свое время поразивший оригинальностью, но почему-то напоминавший классиков итальянского кино. Со временем одни и те же операторские приемы и натянутые символы начинают раздражать. Возможно это личное. Сохранился принцип подбора актёров: брутальные молчаливые мужики в главных ролях. Это обязательно? Но водку пьют все и главные и не главные, мужики и бабы, мэры и менты. Стаканами и из горла.Непрерывно. И если б то гротеск, так нет, изображение под сложившийся образ.
Всё ждал появления медведя на улицах. Вместо него показали кита.
И противоречивая русская душа как с лубка срисована. Сегодня продадут с потрохами, завтра прослезятся. Не хватило только, чтобы повесились за компанию.
Мэр приехал к автослесарю, только чтобы поглумиться, уже оттяпав у него через суд кусок земли. Нонсенс. И подобных деталей, где реалии становятся жертвой дешёвых эффектов, в фильме множество. Отдыхаешь от фальши на картинах суровой северной природы. Иностранцы на кинофестивалях никогда не заметят несоответствия: северный Дом, перешедший главному герою от прадеда - с огромными во всю стену однослойными витражами, как на пляжах Калифорнии. И разлетается сам дом от экскаваторного ковша, что хлипкая теплица. Как же такой сто лет-то простоял?
Да, есть коррупция, административный произвол; и суд, что дышло. Но если бы чиновники были такими примитивными, как в фильме, их давно бы одолели.
В «Дураке» Юрия Быкова та же тема раскрыта куда глубже. И не в ущерб художественным особенностям. Главный герой, Никитин – молодой бригадир сантехников, не мачо. Он не борется с коррупцией, не претендует на должность начальника; он поступает в соответствии с врожденным чувством справедливости. Столь редким, что даже звучит анахронизмом. В кино важно, не столько «что», сколько «как». И авторы фильма удивительно органично, без переборов и дешёвой патетики ведут своего героя. Напряжение достигается предчувствием катастрофы: через всё здание десятиэтажного общежития прошла и расползается трещина. По иронии судьбы в эту же ночь вся городская власть с прихлебателями отмечает в ресторане день рождения мэра. Все образы в этой семейке, как живые. Восхищает знание предмета создателями фильма.
Тщетными кажутся попытки Никитина спасти 900 жителей аварийного дома. Но и монолит коррупции не так уж незыблем. И он, как тот дом, дал трещину.