Грибы и ягоды Беларуси

Игорь Чупров
   Во времена СССР многие Советскую Беларусь считали  самой богатой республикой по части грибов и ягод.   В Интернете сегодня сообщается о Республике Беларусь следующее: « Леса - национальное богатство Беларуси, один из основных природных ресурсов государства. Все леса в Республике Беларусь - собственность государства. В состав природной флоры Белоруссии входят 28 видов деревьев, 42 вида кустарников, свыше 820 видов травянистых растений. Леса Беларуси сформированы следующими основными породами: сосной обыкновенной, елью европейской, дубом черешчатым, ольхой черной и серой, березой повислой и пушистой, осиной, ясенем. Кроме того, в лесах встречаются вяз шершавый, вяз гладкий, граб обыкновенный, клен остролистный, липа мелколистная и др. древесные породы. Лесистость территории Республики, 36,3% - близка к оптимальной. Однако распределение лесов по территории страны весьма неравномерно, лесистость отдельных административных районов варьирует от 10% (Несвижский р-н) до 62% (Лельчицкий р-н). На территории Беларуси к настоящему времени известно около 1250 съедобных и ядовитых грибов, около 500 видов древоразрушающих грибов и ряд видов паразитных грибов; всего в микрофлоре Беларуси, предположительно, до 7000 видов.»
   С 2000  по 2007 г.г. свою тоску по тихой охоте на грибы  ежегодно я утолял на даче у дочери в 40 км от Минска в сторону Слуцка. Места там похожи на леса юго-запада Литвы. Только грибов в них оказалось, почему то, значительно меньше чем в Литве.
В 2007 г. после выхода на пенсию перебрался на постоянное местожительство в древне русский Полоцк, т.е. в места, про которые в Интернете сказано, что лесистость отдельных  районов достигает 62%.
И тут  с  особым изобилием съедобных грибов пока не сталкивался. Местные грибники имеют полное право возмутиться моим заявлением. Заявив, что были времена, когда грибы возили возами. Но, как в народе говорится, сколько голов, столько и мнений. Опять же, все познается в сравнении. 
Ни под Минском, ни в Полоцке без грибов мы пока не оставались. Но и полного удовлетворения от их изобилия не получали. Тем более, что ни там, ни тут мне так и не удалось обнаружить моих любимых: желтых груздей, рыжиков, шил – боровиков и зеленок. Трех последних иногда нахожу, но каких то хилых и буквально в единственных экземплярах. Редко нахожу в лесах Беларуси свинушек и черных груздей.
  Основная причина сего прискорбного факта, на мой взгляд, кроется в том, что леса в Беларуси произрастают преимущественно на бедных или сильно заболоченных почвах. И далеко не все подвергаются регулярным санитарным рубкам, как это делалось в Литве. В лесах, которых не касалась рука человека, сумрачно, а грибам, как и всему живому, требуются солнечные свет и тепло. Значительные массивы лесов в долинах рек, таких как  Березина, в Полесье и в северо-восточной части республики заболочены и доступны только для местных жителей, знающих как среди болот найти сухую  грибную  полянку. Речки и ручьи в таких лесах не имеют четко очерченных русел и берегов.   В лесных массивах часто отсутствуют не только дороги, пригодные для автомобилей, но и пешеходные тропы. Поэтому в таких лесах легко заблудиться. Что со мной случалось уже не один раз.
  А коль скоро, количество автомашин в Беларуси сегодня сравнимо с числом жителей ее, то в грибных местах, доступных для авто, в разгар сезона, грибников бывает  порой, как говорится, больше чем грибов. Такими местами в  районе Полоцка являются бывший  военный полигон и железнодорожная станция Дретунь.  На песчаные холмы полигона, покрытые сосняком, народ стремится за белыми грибами и подосиновиками, но не брезгует лисичками,  подберезовиками и маслятами.  В более темных лесах Дретуни помимо перечисленных выше трубчатых грибов и лисичек, можно набрать желтых моховиков и пластинчатых типа сыроежек, черных груздей, колпаков и рядовок. Иногда попадаются  зеленки, еще реже рыжики. 
  Два года назад  с женой Ниной, моей бывшей одноклассницей, пригласили остальных, еще живых одноклассников, провести очередную встречу у нас в Полоцке. Такие встречи мы договорились при расставании после окончания школы в 1958 г. проводить раз в 5 лет в Нарьян – Маре и регулярно делали это до развала СССР. В результате распада Великой страны, некоторые из нас оказались в других государствах, а остальным стало не до встреч. После 2000г. мы восстановили утраченные связи и встречи стали  проводить не реже чем раз в 3 года. Только не  в Нарьян – Маре, из-за дороговизны  проезда туда, а по месту жительства одноклассника  или одноклассницы, готовых принять нас. Пару встреч провели в Питере, одну в г. Грязи. И вот пришла наша с Ниной очередь проявить гостеприимство.  После ознакомления с Полоцком и поездки в Минск, за день до расставания, я решил помочь реализовать давние мечты жительницы Сочи Лили и Питеры – Люды. Первая мечтала угоститься  сама и угостить свою московскую родню брусникой, а вторая насобирать своими руками и угостить внуков подосиновиками. Удовольствия от сбора брусники и осиновиков  они не испытывали уже, этак лет 50.
Углубившись в дремучий лес в сторону России, я доставил их в нужное место. Лилю оставил на поляне возле машины собирать бруснику. С Людой отправился собирать грибы. И через полчаса пожалел об этом. Она  начала собирать все подряд, что считала съедобным из грибов. А до осиновиков надо было пройти по звериным тропам около километра, преодолев болото, заросшее березняком. Скорость продвижения Люды  в нужном направлении упала до нуля, и я потерял ее из вида. После того, как я свою тару грибами заполнил, стал оглашать округу криками: Люда, Люда, которых она, не слышала. Или не реагировала на них, сосредоточив все свое внимание на грибах.  Я уже решил по мобильнику вызывать подмогу на поиски Люды. И тут она все – таки откликнулась.
Вечером все грибы были сварены, слегка подсолены и закрыты крышкой в 3х литровой стеклянной банке. Банку, чтобы не разбить, Люда решила вести не в чемодане, а в полиэтиленовом пакете. Утром,  с этим пакетом в руках, перед самой машиной, в которой я собрался отвести Люду на вокзал, она споткнулась, упала и банку разбила. На глазах ее появились слезы. Не отболи, вызванной падением, а от сознания, что все ее труды пали прахом. Чтобы смягчить ее душевные страдания, пришлось вернуться в квартиру и поделиться с ней частью своих запасов замороженных и сушеных грибов.
   В начале осени 2014 г. в Полоцке было объявлено о проведении в субботу  в районе Дретуни очередного Дня грибника, в котором могли принять участие все желающие. По опыту предыдущих лет я знал, что таких желающих может оказаться не одна сотня и после них делать в Дретуни  грибникам будет нечего. Потому в пятницу с утра отправился за грибами. После того, как  в своем заветном местечке набрал с ведро уже переросших боровиков и осиновиков, мне позвонил зять. Он сообщил, что организация, в которой  работает, в рамках Дня грибника проведет конкурс семей своих работников по сбору грибов. И что в этом конкурсе надо участвовать не только ему – папе, но и маме, их  7 летней дочке, а также бабушке с дедушкой.      
На что  ему ответил, что я уже в Дретуне собираю грибы и завтра поехать не смогу. Подумав  пару минут, зять со свойственным ему чувством юмора ответил: хорошо, Игорь Иосифович. В положении о конкурсе не оговорены время и место сбора грибов, а только место приема и взвешивания их. Так что продолжайте собирать грибы сегодня и завтра можете не ездить.  Но постарайтесь собрать их как можно больше. Ну, я и постарался. Набрал еще два ведра подберезовиков, только что выскочивших из земли маслят и колпачков, которых обычно не собирал. Вечером три ведра своих грибов перегрузил в багажник машины дочери, на которой в субботу утром папа, мама, дочка и бабуля отправились в лес, чтобы добавить к моим грибам собранные ими. Перед предъявлением собранных общими усилиями грибов строгой комиссии, дочь заглянула в багажник и обнаружила, что мои грибы  за сутки пребывания в багажнике машины покрылись кое - где плесенью. Поэтому отъехала в сторонку и два ведра моих грибов вывалила под куст. Именно их не хватило семье зятя, чтобы стать победителем конкурса. Чем он был сильно огорчен и в сердцах обругал свою щепетильную половину.
Тем не менее, все члены нашей семьи, как участники конкурса получили призы. И даже деду из леса привезли приз – кружку с эмблемой фирмы, в которой зять трудится. 
   Сезон массового сбора грибов и дикорастущих ягод в Беларуси начинается в конце июня со сбора черники, которой в лесах хватает не только для любителей, но и для профессионалов. В разгар сезона пункты приема ягод организуются прямо в лесу. К сожалению, мне пока не удалось найти такого места, где бы, как в Литве, от сбора ягод не отвлекали надоедливые комары.  Под пристальным вниманием которых, мне редко удается собрать вкусной и полезной ягоды более 2х литров за один прием.
Весной в лесу цветет много малины, ежевики и земляники, но тощие почвы не позволяют цветам превратиться в сочные ягоды. Поэтому после сбора черники, приходится ожидать созревания  брусники.  И не только созревания, но и объявленных в СМИ разрешенных сроках начала сбора ее. К тому моменту комаров в лесу уже меньше, да и собирать бруснику на много легче и быстрей. Поэтому, отправляясь в лес за брусникой, я прихватываю тару объемом от 5 до 10 литров. Правда, не всегда ее заполняю до верха. Так как, брусники, как и черники, в лесах Беларуси в зависимости от года, бывает то густо, как в 2013 г., то пусто, как в 2014.
Недобор черники, в августе и сентябре можно компенсировать голубикой, собирать которую гораздо легче и быстрей, чем чернику. 
 К началу сентября на болотах начинает краснеть клюква, собирать которую еще трудней, чем чернику. И обязательно в сапогах и теплых носках, чтобы не замочить и не застудить ноги холодной болотной водой.    Поэтому  клюквой я  особо не увлекаюсь, хотя Нина всю зиму принимает ее в лечебных целях - для поднятия кислотности в желудке. По той же причине в Беларуси освоена промышленная технология выращивания и сбора клюквы.