О Боге и Библии

Владислав Сафонов
               

                Господи, тут к Вам атеисты.
                Скажите им, что меня нет.
    
      Эта статья результат моей уже не первой попытки прочитать Библию и внедриться в веру, которую исповедают православные христиане. Сразу признаюсь: я опять не смог этого сделать, обескураженный впечатлением от первых книг Ветхого Завета. Чтобы разобраться в чем дело, я попытался сформулировать свое понимание того, что помешало мне читать Библию дальше.               
      Православные христиане в России терпимо относились и относятся к другим верам и мирно сожительствуют с иноверцами. Иначе и быть не может в многонациональной, а, следовательно, и многоконфессиональной стране. Однако, такая терпимость не может быть беспредельной.
В священной книге христиан – Библии – на протяжении веков уживаются монотеизм христианства (Новый Завет) и языческое многобожие (Ветхий Завет). Это парадоксальное сожительство под одной обложкой двух категорически отрицающих друг друга верований должно было бы стать для христиан притчею во языцех, однако, мне ни разу не доводилось стать свидетелем того, чтобы эта тема стала предметом сколько-нибудь серьезного обсуждения или просто была бы замечена.
      Начиная писать эту реплику (о Боге и Библии) я не пытался предварительно углубить свое понимание этой темы изучением специальных богословских трудов, кроме чтения отдельных глав Библии, о чем я уже говорил выше, и пользуюсь багажом знаний о религиях и вере, сформировавшемся в моем сознании в итоге моего пребывания на этом свете в стране с преобладающим христианством. С такими, как у меня, весьма несовершенными знаниями о Богах и Вере живет подавляющее большинство нашего российского населения – и верующие, и атеисты, и я, надеюсь, что, отвергая неправду, и, опираясь на истину, мы сможем понять друг друга. Среди православных христиан (считающих себя таковыми) немало тех, кто догматов веры не придерживается. А среди атеистов многие, нет-нет, да и перекрестятся или в суете житейской помянут Бога. Многие из атеистов, не отрицают того, что, хотя церковного Бога они не признают, но объяснить устройство нашего мира без наличия в нем высшего вселенского разума (по существу того же Бога) у них не получается.
               
                Эволюционисты на верной дороге,
                Но и они нуждаются в Боге.
                Чтобы взыграл эволюции пир,
                Кто-то был должен создать этот мир.

      О нашем земном мире ( я, уж, не говорю о вселенной) далеко не все мы имеем правильное представление. Не секрет, что многие женщины (о мужчинах помолчим), даже имеющие высшее образование, не могут ответить на вопрос: почему на нашей планете все время происходит загадочная карусель: то зима, то лето?  Не удивительно, что и в вопросах веры в мире людей нет единомыслия. В сфере человеческой культуры, наряду с наукой, искусствами и инженерным творчеством, религии являются одной из важнейших ее составляющих. Первое, что стал придумывать человек, когда у него появилась выделившая его из мира животных способность мыслить абстрактно, были боги. Наличие богов сразу же сделало для него объяснимым все, что происходит в мире природы. Откуда, например, берутся сверкающие (а иногда даже убивающие) молнии и почему их появление сопровождается таким страшным грохотом. Но, придумав спасительных для своего неведения богов, человек не успокоился, а стал потихоньку внедряться в мир непонятного и докопался в итоге до таких его глубин, о которых придуманные им когда-то боги и подумать не смели.
    Главной особенностью всех религий является их предельная консервативность. Представьте себе, что две тысячи лет назад, когда происходило становление христианства, люди имели бы представление об устройстве нашего мира на уровне того, что нам сейчас об этом известно. Знали бы о расширяющейся вселенной, о бозоне Хиггса, называемом порой частицей Бога (не с подачи ли Дьявола?), о загадочной темной материи и темной энергии; знали бы о законах гравитации и инерции; знали о том, как работает солнце и как долго оно просуществует; знали - как возникла и как закончит свое существование планета Земля. Пусть многое из этого они представляли бы только в гипотезах, но в гипотезах, построенных на реальном знании и здравом смысле, а не на наивных догадках. Как выглядела бы тогда написанная ими Библия? А выглядела бы она, наверное, как серьезный научный труд, без содержащихся в ней сейчас наивных чудес и тьмы смысловых противоречий. Ведь нынешняя Библия объясняет (как может) устройство лишь нашего земного мира. А бесконечной вселенной с миллиардами галактик, насчитывающих миллиарды звезд и миллиарды похожих на Землю планет, в нынешней Библии нет совсем. Но Солнце и Земля пребывают в нашей Галактике не где-то особняком, а присутствуют в ней на равных с другими такими же, как солнце, звездами и кружащимися вокруг них планетами. Не настала ли пора привести, наконец, веру в Бога в соответствие с тем, что мы уже знаем об окружающем нас мире и перестать притворяться будто мы все еще верим тому, что говорится об этом в написанной тысячи лет назад Библии. Одним словом, не настало ли время объединить науку с религией. Ведь в реальности это уже давно произошло. Многие из наших ученых веруют в Бога и спокойно совмещают эту Веру со своей научной работой. Я не беру на себя смелости отрицать существования в нашем мире Бога-творца в том виде, как его позиционирует церковь, или утверждать наличия в нем пока еще не разгаданного вселенского Разума. Я говорю лишь о несоответствии текстов Библии тому, что мы сейчас знаем об устройстве нашего мира. Грандиозная его (этого мира) непростота не имеет ничего общего с той примитивной простотой, с какой объясняет его устройство Библия. Религии, как я уже говорил, предельно консервативны, они все время отстают от  жизни и постоянно требуют обновлений. Но жизнь снова уносится вперед и религия опять оказывается в конфликте с ее новизной и тогда может произойти даже вытеснение старой религии новой, как это случилось, например, в Римской Империи, где на смену язычеству пришло христианство. Существующая религия может и перестроиться (так произошло с христианством) и принять (с оговорками или без них) новую мировоззренческую позицию, распространившуюся в народе, и отказаться от некоторых провозглашавшихся ею ранее догм. Например, от наличия небесной тверди над землей или утверждения о том, что Земля является центром вселенной. Но в текстах Библии это по-прежнему утверждается.
       Библия является главной священной книгой христиан. У мусульман такой книгой служит Коран. Ветхий Завет (первую книгу Библии) христиане заимствовали у иудеев, он оказался базовой священной книгой сразу и для тех, и для других. За тысячелетия, прошедшие со времени, когда формировались существующие сейчас На Земле религии, во всех областях человеческих культур произошли грандиознейшие перемены. И только называемые священными книги, на которых основывали свои веры (религии) народы мира, (написанные в многовековой давности) остались в неизменном первоначальном их виде. Даже сами религии претерпели за истекшее время немало перемен. (Я уже говорил об этом выше). Папа Римский, например, вынужден был даже принести извинения своей пастве за те неблаговидные деяния, которые совершила в недавнем прошлом, в преследованиях ереси, католическая церковь. В текстах христианской Библии содержится немало и других существенных противоречий.   В Ветхом Завете Бог (Иегова), сотворивший небо и землю и заселивший землю людьми, даже на чуть-чуть не ощущает себя единым Богом всех народов, а лишь одних евреев. Повторяет Он это (что Он Бог только евреев) неоднократно и в общение вступает лишь с избранным Им народом. В чем тут дело - понять не трудно. Писался Ветхий Завет задолго до рождества Христова, во времена, когда языческое многобожие культивировалось всеми народами земли. Богов тогда было множество: у каждого народа боги были свои. Это многобожие Иегова  признавал и даже вступал в противостояние с богами других народов, доказывая, что не они, а Он – самый могущественный Бог (Господь) на земле. Но, поскольку, наш мир (согласно Ветхому Завету) сотворил Сам Иегова, и никаких других богов Он, конечно же, не создавал, то откуда им (другим богам) было взяться?
    Если есть Единый Бог, сотворивший все сущее в этом мире, то другим богам в нем уже нет места, их просто не может быть. Но такого миропонимания в пору, когда создавался Ветхий Завет, у тех, кто его писал, еще не было.     В Ветхом Завете устами самого Бога (Иеговы) признается языческое многобожие, в корне противоречащее монотеизму Нового Завета, написанного несколькими столетиями позже - в эпоху, когда формировалось христианское мировоззрение. Правда, сочинители Ветхого Завета, жившие в языческие времена, когда богов (скорее идолов, которым люди тогда поклонялись) было не счесть, сделали довольно смелый шаг вперед и придумали единобожие, хотя и не смогли еще утвердиться в правильном его понимании. Единобожие они придумали только для своего народа – евреев. От других народов они отмежевались и оставили их наедине с их собственными, порой весьма многочисленными богами. Бог евреев (Иегова) вынужден был постоянно самоутверждаться в мире Им же самим созданного языческого многобожия. Чего Он только не придумывал, каких только чудес не совершал, чтобы доказать Свое превосходство над богами других народов.
     Свой собственный народ сочинители Ветхого Завета тоже не захотели уровнять с другими народами, потому и Бога, сотворившего землю и небо, они объявили Богом не всех населяющих землю народов, а только одних евреев. Окончательный шаг в утверждении единобожия был совершен в написанном в первом веке христианской эры Новом Завете. В Новом Завете Бог (тот же Иегова) предстает уже в совсем ином качестве. Он единый и единственный  для всех народов земли. Никаких местных богов уже нет, их просто не может быть при настоящем единобожии.В Новом Завете Сын Божий – Христос провозглашает заповеди в корне противоречащие тому, что совершал и утверждал в дохристианскую эпоху Его Отец Иегова. Правда, эти заповеди (Не убивай, Не укради и другие), Христос произносил как бы от имени Иеговы, первым, вроде бы, их провозгласившим. В Новом Завете даже приводятся ссылки на соответствующие главы Ветхого Завета, в которых об этом говорится. Но разница между заповедями Иеговы и Христа колоссальная. Говоря «Не убивай» и «Не укради», Иегова в Ветхом Завете имел в виду не все народы земли, а только одних евреев. И убивать Он запрещал тоже только евреев, Богом которых был. А убивать представителей других народов и воровать у них было можно.  Ведь произнес Он эти заповеди вскоре после того, как Сам же лично бессчетно убивал первенцев скота и людей(в том числе и безгрешных младенцев) в Египте и учил Евреев перед их исходом из Египта, как им украсть у египтян драгоценности и одежду.Поскольку Ветхий завет был написан задолго до Нового завета, заключенные в нем чуждые христианской морали правила жизни (можно лгать и обманывать) многие годы (столетиями) внушались евреям и формировали их менталитет.Таким образом Иегова в понимании добра и зла исходил из того, кому эти добро и зло адресованы: опекаемому им народу или другим народам, населявшим землю.В Новом завете понимание добра и зла не относительно, а абсолютно.    
     В разговоре с Моисеем Иегова обращал его внимание на то, что относится Он к населяющим землю народам не одинаково и противопоставляет евреев другим народам, в частности, делает принципиальное различие «между Египтянами и между Израильтянами». Запретив евреям убивать друг друга, за собой Иегова это право сохранил. Когда Ему казалось, что евреи нарушают  Его (их Бога) заветы и предписания, Он, защищая свой авторитет, карал их беспощадно, убивая тысячами. Христос в отличие от своего Отца, никого не убивал, если не считать свиней, заселенных бесами, и несчастной, уничтоженной им по явному недоразумению смоковницы.В Ветхом завете у евреев нет зловещей фигуры - носителя зла Дьявола.Каждый иудей - сам себе судья в этих вопросах, в пределах, правда, провозглашенных Иеговой правил. 
      В четвертой книге Моисеевой (в главе 16) описывается такой случай. Евреи, которых Моисей, руководимый Иеговой, сорок лет водил по пустыне, время от времени начинали (то все разом, то отдельными группами) роптать на Него, измученные переживавшимися ими в этих скитаниях невзгодами. В этот раз возроптали семейства Корея, Дафана и Авирона, и с ними еще двести пятьдесят человек – людей в обществе евреев именитых. Иегова, не терпевший никаких роптаний в свой адрес, приказал Моисею и его брату Аарону собрать народ и устроил показательную казнь осмелившихся поднять на Него (Бога) голос наглецов. «Разверзлась земля под ними» (жилищами Корея, Дафана и Авирона) и поглотила их, «и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества». А двести пятьдесят примкнувших к ним остальных Иегова спалил огнем. Поскольку Иегова лично не предстал перед народом, совершая эту казнь, то народ подумал, что казнь совершил не Он (Бог), а Моисей со своим братом, созвавшие их всех на это зрелище и при казни лично присутствовавшие. «На другой день все общество сынов Израилевых возроптало на Моисея и Аарона и говорило: вы умертвили народ Господень». Не понял Иегова того, что народ возроптал не на Него, а на Моисея и Аарона, совершивших (как народу увиделось) казнь евреев без Его (Бога) ведома и, безосновательно разгневавшись, решил свой надоевший Ему постоянными роптаниями народ уничтожить. И ведь, правда, уничтожил бы, если бы Аарон по наущению Моисея не встал между живыми и уже мертвыми евреями с жертвенной кадильницей в руках и не побудил Бога прекратить начатое Им их (евреев) избиение. Но успел Он (Иегова) все-таки уничтожить весьма изрядное их количество – четырнадцать тысяч семьсот человек. Ничего себе! А за что Он их? Да так, ни за что, по очевидной ошибке. А ведь вполне мог уничтожить и всех. Совершал подобные кары Иегова в мире евреев не однажды. Хотелось бы Вам иметь над собой такого вспыльчивого и гневливого, без вины убивающего тысячами подвластный ему народ Бога? А ведь именно таким изображен Иегова в Ветхом Завете.
     В отличие от своего Отца, Христос в Новом Завете проповедовал прощение, а не наказание. Помните историю с блудницей? «Пусть первым бросит камень тот, кто не имеет греха», – сказал тогда Христос. И блудница осталась живой. А Иегова повелел побить камнями встреченного евреями в пустыне человека, собиравшего дрова в субботу. «Пусть побьет его камнями все общество», – приказал Он Моисею. И общество, насчитывавшее более шестисот тысяч человек, (камень, очевидно, должен был бросить каждый) послушно его побило. А человек тот, случайно оказавшийся на пути евреев, скорее всего, не был иудеем и понятия не имел о том, что работать в субботу по предписанию Иеговы категорически запрещалось. У Христа было совсем другое отношение к установленному Иеговой запрету работать в субботу. «И в субботу можно делать добро», проповедовал Он. А разве не добро собирать дрова, чтобы обогреть жилище, в котором живут твои престарелые родители, жена и дети? Но какое значение имело убийство этого несчастного одиночки, если опекаемых Им Самим евреев Иегова убивал без особой с их стороны вины тысячами.
       Ведомые Моисеем евреи, случалось, проходили через земли других народов. С одними они мирно сожительствовали, прежде чем пойти дальше, а с другими, не пожелавшими их принять или пропустить, воевали. Вот эпизод на эту тему из главы 25 все той же четвертой книги Моисеевой. Евреи мирно отдыхали среди народа, называвшего себя медиавитянами. «И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ (евреи. - В.С.) блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они (дочери. - В.С.) народ к жертвам богов своих, и ел народ (жертвы их) и кланялся богам их. И воспламенился гнев Господен на Израиля». Возмутило Иегову, очевидно, не блудодейство евреев, а то, что «кланялись они другим богам». Дорого обошлось евреям их забвение собственного Бога. «Умерших от поражения (устроенного разгневанным Иеговой. - В.С.) было двадцать четыре тысячи». 
     Убиенных оказалось так много, что Иегова даже распорядился произвести переучет оставшихся в живых способных носить оружие мужчин, но в содеянных Им убийствах нисколько не раскаялся. Не остались без наказания и совратившие евреев поклоняться их богам медиавитяне. После проведенного переучета своего народа Иегова приказал Моисею собрать из оставшихся двенадцатитысячную армию и обрушить ее на медиавитян. «И пошли войною на Медиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола». У медиавитян, судя по всему, и войска-то не было никакого, так как в результате этой жестокой бойни у евреев из двенадцатитысячной их армии не было убито ни одного человека. И нападения они (медиавитяне), очевидно, не ожидали, так как приняли евреев с предельным радушием: кормили их, поили и даже возжелавших того в постели к своим дочерям допустили. Убивали евреи медиавитян, похоже, совсем безоружными.
     Итак, мужчины были перебиты, «а жен медиамских и детей их сыны Израилевы взяли в плен, и весь скот их, и все стада их, и все имение их взяли в добычу, и все города их во владениях их и все селения их сожгли огнем, и взяли все захваченное и всю добычу, от человека до скота». Жестоко поступили евреи с медиавитянами? Да, пожалуй, даже более чем жестоко и, главное, жестокость эта не была оправданной, так как злого умысла в их (медиавитян) поведении не было. В общении с евреями они просто были самими собой и, почитая своих богов, предлагали евреям вкусить от принесенных этим богам жертв. Сами евреи, вряд ли считали медиавитян в чем-то перед ними виноватыми. Но честолюбивый Иегова распорядился иначе и устроил медиавитянам кровавую разборку.
     Когда разгромившие медиавитян евреи с добычей вернулись в свой лагерь, то услышали от Моисея не похвалу, а упрек: «для чего вы оставили в живых всех женщин?» И распорядился: «итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте - а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя;»  Представьте себе на минуту, это жуткое побоище: убивались ведь только беременные женщины с детьми в их чреве и дети «мужеского пола». Такого цинично-избирательного уничтожения беременных женщин и детей не происходило даже в Освенциме и Дахау. Возникает тут еще и такой вопрос: а для чего были оставлены в живых дети медиавитян женского пола? Ведь недостатка в женщинах в то время евреи, вроде бы, не испытывали. Перед исходом из Египта еврейских мальчиков много лет подряд египтяне топили в реке, оставляя в живых только девочек.  К тому же от всякого рода экзекуций, устраивавшихся самим Иеговой, и в схватках с другими народами погибали, прежде всего, мужчины, так что женщин тогда у евреев было в немалом избытке. Из Египта Моисей, получается, вывел не евреев,а огромное скопище евреек. Не для «блудодейственных» ли утех евреев мужеского пола велел оставить Моисей в живых девочепк? Такое их предназначение угадывается за его словами об этих девочках: «оставьте в живых для себя».
     Но не будем искать ответа на этот вопрос: не о том сейчас у нас речь. Интерес представляет то, как Иегова распорядился поступить с добычей, захваченной евреями в результате разгрома ими медиавитян. А добыча была огромной. Возникает даже подозрение: не во имя ли этой добычи устроил Иегова разгром и уничтожение медиамского народа? Надо же было евреям чем-то питаться во время затянувшегося их исхода из Египта. Мелкого скота было взято – сотни тысяч, крупного скота – десятки тысяч, а женщин – тридцать две тысячи. Из этой добычи в жертву самому Иегове (по его собственному распоряжению) были выделены тысячи голов скота и, что приводит в ужас, – более трехсот женщин. Подробностей о том, как эти женщины приносились Ему в жертву, в Ветхом Завете нет. Очевидно, возжигали их так же, как и крупный скот. Страшно подумать о том, что их, может быть, даже разрубали при этом пополам, как это делалось с крупным скотом, при заключении Иеговой завета с Авраамом. Иегове нравились благоухания, возникавшие при жертвенных восжиганиях. Дико читать сейчас все это. Ведь Иегова - это наш Бог, к которому мы обращаемся: «Отче наш!» Поймите меня правильно! Я ничего не имею против Бога и Веры в Него. Каждому человеку дана возможность свободного выбора: верь в кого хочешь, но осознавай и свою личную ответственность за сделанный тобой выбор. Я ропщу лишь на составителей Библии, позволивших себе говорить о Боге (нынешнем христианском Боге) совершенно недопустимые с позиций современного миропонимания христиан вещи.
     Я, конечно же, понимаю, что первые христиане не возникли из небытия, ими становились те, кто до того были язычниками, и лишь начинали изживать из своего сознания идеологию язычества. А кем были до встречи с  Христом те, кого называют Его Апостолами? Тоже, очевидно, язычниками. На первых порах новая христианская вера вырабатывалась, очевидно, в непростых дискуссиях между иудеями и неофитами христианами, которыми могли быть те же иудеи, осознавшие необходимость перехода от кровавого язычества к настоящему монотеизму. Изжить сразу из своего сознания долгие годы воспитывавшееся у народа языческое миропонимание невозможно. Да и самому Иегове предстояла непростая задача - перевоплотиться из жестокого языческого Бога евреев в Бога для всех, т.е. для мира, где нет ни Эллина, ни Иудея.
     Библия в том виде, в каком сейчас мы ее читаем, была принята христианами, очевидно, далеко не сразу и не просто. (Вспомним черномырдинское: «Вы думаете мне далеко просто. Мне далеко не просто»). Это чувствуется по принципиальным противоречиям, имеющимся в ее текстах. Есть противоречия даже в текстах Нового Завета. Но все эти непростые начала утонули в глубине веков. Прочитав сейчас в Ветхом Завете о том, что Бог – Отче наш - которому поклоняются христиане, был кровожаден и жесток, лично убивал невинных младенцев, принимал и даже требовал Себе кровавых, в том числе и человеческих жертв, учил подвластный ему народ воровать, считал себя Богом одних лишь евреев и был совсем не таким Справедливым, каким преподносит Его нам наша церковь - не знаешь, что об этом и подумать. В Библии нет ни слова о том, как произошла трансформация Иеговы из Жестокого и Коварного языческого Бога евреев в Справедливого и Милосердного Бога всех народов земли.
       Ветхий Завет и Новый Завет соседствуют в Библии совсем не на равных.  По количеству страниц Ветхий Завет примерно в четыре раза превышает объем Нового Завета, а значит и убедительность его текстов столь же более основательна.Значительная его часть посвящена описанию установленного Иеговой регламента проведения языческих обрядов и жертвоприношений. Зачем это было нужно христианам, включившим Ветхий Завет в свою Библию, но языческие жертвоприношения категорически отвергавшим, я понять не могу.  Древним составителям Библии, видимо, нравилось то, как в Ветхом Завете изложена история сотворения Богом земли, неба и человека. Но вместо того, чтобы  включить в создававшуюся ими Библию только главки, в которых изложено это Божье деяние, и тексты, не противоречащие Новому Завету, они оставили в ней все. И оказалась Библия состоящей из двух не согласующихся между собой неравных половин.    
      Христос – главное действующее лицо Нового Завета оказался в вопиющих разногласиях со своим Отцом – главным действующим лицом Ветхого Завета.       У богов, как и у людей, дети порой вступали в противоборство с родителями.  Так античный Крон расправился со своим отцом Ураном, а собственный его сын Зевс, в свою очередь, низверг его самого. Но Христос не пошел по пути своих античных предшественников. Он избрал другой путь: сделал вид, что между ним и непорочно зачавшим Его Отцом – языческим Богом евреев Иеговой – нет никаких разногласий. И зияет до сих пор Ветхий Завет в Библии своим несоответствием Новому Завету, как бельмо на глазу.
      Бог евреев Ветхого Завета (Иегова) не имеет ничего общего с христианским Богом-Отцом Нового Завета, каким Его признали и почитают до нынешних времен христиане. Это, по сути своей, два совершенно разных Бога.  В Ветхом Завете Он не Велик и не Милосерден, а Жесток и Несправедлив, и даже Коварен. Таким, очевидно, и подобало быть богам языческим, находившимся в постоянном противоборстве друг с другом. Не одолеешь ты - одолеют тебя. Иегова в Ветхом Завете имеет все признаки язычества: сам совершает убийства, и народ свой призывает убивать, и требует приносить Ему (Богу) кровавые жертвы. Другие народы Он руками подвластных Ему евреев уничтожал, случалось, даже поголовно. Милосерден (и то очень условно) Иегова был только по отношению к опекавшимся Им евреям. Создавал Он и выпестовал племя евреев изначально Сам. В качестве прародителя его (этого племени) Он выбрал некоего Авраама, предписав ему – куда он должен пойти и где обосноваться. «И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей <…> в землю, которую я укажу тебе - и Я произведу от тебя великий народ, …»
      Авраам послушно пошел и не без приключений, но добрался-таки  до указанного ему Богом места. И заключил Бог с Авраамом завет, в том, что тот будет соблюдать его предначертания, а Он (Бог) будет их (евреев), со своей стороны, опекать. Происходило  заключение завета, разумеется, по традициям языческим с кровавыми жертвоприношениями животных. «Господь сказал ему: Возьми Мне трилетнюю телицу, трилетнюю козу, трилетнего овна, горлицу и молодого голубя». Скот он предписал разрубить пополам, а птиц использовать целиком. Обращенное к Аврааму Слово Божье – «Мне» – означало, что жертвы эти предназначались именно Ему, как Богу языческому. Иегова не скрывал (я уже, кажется, говорил об этом), что воссожжение жертвенных животных воспринималось Им как «приятное благоухание». При общении с потомками Авраама Иегова не уставал напоминать им о том, чтобы они устраивали жертвенники для таких (Ему) приношений, и требовал, чтобы жертвенные животные были здоровыми, а не больными или увечными.
       Авраам сделал жертвоприношение, как повелел ему Бог и Иегова посвятил его в Свои замыслы. А замыслы Его были далеко не милосердными по отношению к Авраамовым потомкам. Потомки Авраама должны будут на четыреста лет попасть в зависимость к другому народу. Правда, для Бога четыреста лет – секунда.     А потомкам Авраама (потомкам его сына Иакова) пришлось благодаря этой Божьей задумке помучиться в плену у египтян не в одном поколении. Сначала в Египте оказался сын Иакова Иосиф, проданный его братьями проезжим купцам, шедшим в Египет. Бог не покарал братьев Иосифа за их безобразный поступок, так как такое развитие событий было, очевидно, Его собственной задумкой.    
     Покровительствуемый Богом Иосиф, проявивший незаурядные способности и ум, был вскоре призван в услужение к самому фараону и стал первым лицом в Египетском государстве. Призвал он тогда к себе в Египет и отца своего Иакова. На земле в то время свирепствовал жестокий голод, а в Египте, благодаря находчивости Иосифа, хлеба было вдоволь. Прибыл в Египет Иаков не один. «Сынов своих и внуков своих с собою, дочерей своих и внучек своих и весь род свой привел он с собою в Египет». Так началось предсказанное Богом четырехсотлетнее пребывание евреев в Египте. Время шло и фараон, покровительствовавший Иосифу, умер. Умер и сам Иосиф, «а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно. И наполнилась ими земля та». Новый фараон, напуганный мощью  чужого народа, прижившегося в его стране, призвал  египтян всячески препятствовать размножению евреев, изнуряя их тяжкими работами. Но племя евреев продолжало множиться. «Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного (у Евреев) сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых». Наступили для евреев тяжелые времена. «И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу. И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом».
      Для общения с евреями Иегова избрал нового лидера, стал им некто Моисей, чудом спасенный в младенчестве от утопления в реке. Забывчивость Бога, запамятовшего о заключенном Им четыреста лет назад завете с Авраамом, должно быть, дорого обошлась еврейскому народу. Моисей был уже взрослым, когда Бог, вспомнивший о своем завете, разыскал его и вступил с ним в контакт, чтобы вывести евреев из Египта. Сколько еврейских младенцев за эти годы утонуло в реке (очевидно, Ниле) в Библии не говорится, но погибло их, видимо, тысячи тысяч. Бог почему-то не услышал жалобного писка утопляемых еврейских мальчиков и вспомнил о Своем завете только когда стенать начал уже весь находившийся в Египте еврейский народ, доведенный жестокостью обращения с ним египтян до полного отчаяния. Чтобы вызволить евреев из египетского плена Иегове пришлось употребить все свое хитроумие и чудотворство. Правда, переусердствовал он в чудотворстве, явно, сверх всякой надобности. Кто не слышал о десяти египетских карах, устроенных Иеговой, якобы для того, чтобы заставить фараона отпустить евреев и позволить им вернуться на родину? Только рассказывают об этих карах и понимают их рассказчики всегда почему-то не так, как о них повествуется в Библии. Кар было ровно десять. Поводом для каждой следующей бывал вроде бы настойчивый отказ фараона разрешить евреям уйти из Египта. Вспомним эти кары!
       Первой – была такая: все воды в Египте (очевидно, и грандиозный Нил тоже) окрасились кровью и стали непригодными для питья. Второй  карой стало нашествие на страну жаб. Затем появились заполонившие Египет мошки. За мошками  произошло нашествие песьих мух. Потом случилась моровая язва, истребившая весь скот у Египтян. За моровой язвой Иегова наслал по всей земле египетской на людей и скот воспаления с нарывами. На скот Он навел эту напасть по очевидной ошибке: ведь скот в Египте уже был истреблен ранее напущенной Им на него моровой язвой. (Память у тех, кто писал Ветхий Завет, была, явно, плоховатой). В седьмой по счету каре Бог наслал на весь Египет невиданный град, уничтоживший все живое, что оказалось в поле, и опять-таки скот, уже дважды до того уничтоженный. Следующей карой был невиданный прежде налет саранчи, пожравшей все, что произрастало на земле египетской растительного и уцелело от ранее напущенного Богом града.      
        После саранчи накрыла Египет густая осязаемая тьма, продолжавшаяся три дня. Наиболее жестокую казнь Иегова уберег напоследок. Сформулировал Он эту завершающую свою кару так: «умрет всякий первенец в земле Египетской, от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах и все первородное из скота». Скот, уже трижды Им же (Богом) уничтоженный, упомянут тут подлежащим уничтожению еще раз. Но главное в последней (десятой) каре - не сия деталь, а то, что исполнение этой наиболее страшной кары Бог возложил на самого себя.
       Чтобы не уничтожить по ошибке первенцев в домах евреев, Бог приказал Моисею и его брату Аарону наказать евреям на четырнадцатый день вечером в каждом доме, где они живут, зарезать заранее приготовленного для этого агнеца и его кровью помазать косяки и перекладины дверей. «А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской, и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь». Попробуйте увязать убийства первенцев людей и скота, совершавшиеся Богом-Отцом в Египте, с провозглашенной в Новом Завете его сыном Христом заповедью: «Не убей?». Сын призывает не убивать, а Отец запросто, без каких-либо признаков угрызения совести, совершал убийства людей и скота практически без счета. Причем делал он это не по чьей-то злой воле, а сам  эти убийства, как, например, кару для египтян, придумывал. И кого Он убивал? Убивал первенцев, т.е. невинных младенцев человеческих, если других детей еще не было, или старших детей, если их было у родителей уже несколько, и первенцев у скота, может быть, еще более невинных, чем младенцы человеческие. 
      Если родители у младенцев и могли быть в чем-то повинны, то можно ли заподозрить в греховных умыслах скот? И ведь предвидел Иегова, какими будут последствия этой Его жестокой кары: «и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и не будет более», «ибо не было во всем Египте дома, где не было бы мертвеца». И тут же горделиво заявлял, что у сынов Израилевых таких мук не будет. Вот так воспитывал Иегова ощущение своей особости у избранного им народа. Мало того! После расправы с первенцами у людей и скота, Иегова собирался еще устроить суд и над всеми богами египетскими. А было их, как известно, у египтян великое множество. Но в чем провинились боги Египта? За что их было судить? Они ведь практически не принимали никакого участия в тяжбе Иеговы с фараоном. Не они ведь, а сам Иегова заставил фараона упорствовать и не разрешать евреям уйти из Египта.
      И как вообще может править суд Бог, не считающий за грех убивать человеческих младенцев и самолично их убивавший. И совершал он эти убийства, будучи уверенным в том, что делает благое дело для опекаемого Им народа. Но вправе ли Он был, будучи Богом одних лишь евреев, вершить суд над богами других народов? Судил бы Он их, конечно же, не по Христовым заповедям, а по своим понятиям. Заповеди Христа, и деяния его Отца (Иеговы) в пору, когда Христа еще не было, находятся просто в жутком противостоянии. Можно, конечно, отмахнуться от этих вопросов. Это, мол, их (Богов) трудности, сами пусть в них и разбираются! Но касается эта ситуация не только Богов. Ведь Иегова объявил себя Богом евреев и, конечно же, внушал опекаемому им народу нравственные принципы, которых придерживался Сам.
      Об особенностях менталитета евреев мир наслышан более, чем достаточно.  Не тут ли собака зарыта? Каким может быть менталитет у народа, которого его же (этого народа) Бог учит делам неправедным?  В написанном христианами «Новом Завете» Христос провозглашает заповедь: «Не укради!» А в «Ветхом Завете», написанном иудеями, Иегова учит евреев (всех поголовно) совсем иному: «Укради!» Перед уходом евреев из Египта, Иегова сказал Моисею: «внуши народу (тайно) чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых и одежды".
     Выпросить драгоценности и одежды у египтян и египтянок евреям надо было не для того, чтобы покрасоваться в них и вернуть потом владельцам, а чтобы, уходя из Египта, унести их с собой. Так ведь они и сделали и радовались тому, что им по совету их Бога удалось обобрать египтян. А египтяне отдавали евреям свои драгоценности совсем не потому, что были наивны и простодушны и евреям доверяли, а потому что Иегова внушил им делать это. «И дал Господь милость народу (Своему) в глазах Египтян (и они давали ему;)»  Воровали, таким образом, сообща: народ воровал, а Иегова (как об этом сейчас принято  говорить) крышевал их воровство. Делал Он это, очевидно, совсем не бескорыстно. В числе жертв, которые Иегова требовал, чтобы ему приносились, золото и серебро были далеко не на последнем месте. Ими украшались скинии - передвижные молельные дома, в которых скитавшиеся по пустыне евреи совершали богослужения. Очень многое из атрибутики скиний выполнялось, очевидно, по требованию самого Иеговы, только из чистого золота.
        При чтении этой моей статьи содержащиеся в ней разговоры о менталитете евреев, мне уже доводилось это слышать, кое-кому представляются чуть ли не антисемитскими выпадами. Но это совсем не так. В антисемитах я себя никогда не числил и не числю. Совсем наоборот: на работе ли, на садовом ли участке - везде, где устанавливаются длительные контакты между людьми - наиболее тесные отношения у меня как-то сами собой складывались именно с евреями. Евреи народ интересный, остроумный и веселый. А что касается еврейского менталитета, то не я его придумал. Никто так остроумно и тонко не иронизировал на эту тему, как высмеивавшие самих себя евреи. Достаточно одних только написанных об этом четверостиший (гариков) Игоря Губермана. А сколько остроумнейших анекдотов сочинено об особенностях своего народа самими евреями. То, что я говорю здесь о менталитете евреев, не мною придумано, а вытекает из текстов Ветхого Завета, и представляется мне, как нечто совершенно очевидное. Ветхий Завет позволяет понять, как особенности менталитета евреев многолетиями складывались и почему он (их менталитет) оказался именно таким, каким его видят и о нем  пишут и говорят сами евреи. Христианское мировоззрение противоположно иудейскому. Христос учит не бояться Бога, а любить его. Но можно ли любить за жестокость, любить можно только за доброту и милосердие. Любовь лечит, а злость и страх калечат. Запуганные гневливым Иеговой евреи пуще смерти боятся нарушить установленные Им запреты. Дело доходит до смешного. Евреи - ортодоксы, не считают возможным  в субботу нажать на кнопку дверного звонка, так как «работать» в субботу нельзя. Но входить в сделку с собственной совестью Иегова позволяет евреям в любой день недели. Пока Иегова у власти не выбраться евреям из их забавного менталитета. Но достаточно об этом: речь в моей статье идет ведь не о народах, а о Боге, народы просвещавшем и их воспитывавшем, и об очевидных противоречиях, которых в Библии быть не должно.
        Десять казней египетских Иегова совершил совсем не потому, что фараон упорствовал и не хотел отпустить евреев из Египта, а только для того, чтобы показать и египтянам, и евреям свое могущество и возвыситься над богами других (в данном случае египетского) народов. Вот, мол, как я могу! Ведь фараон упорствовал не по своей воле. И одной первой кары – испытания кровью – было уже вполне достаточно для того, чтобы, осознав могущество Иеговы, убояться его гнева и разрешить евреям покинуть Египет. Казалось бы фараон должен был отпустить евреев сразу и с большой охотой, так как его самого угнетала многочисленность этого разросшегося на египетской земле чужого племени. Но фараон продолжал упорствовать даже тогда, когда страдания народа Египта превысили всякую меру. А упорствовал он по одной простой причине: это его упорство, было нужно Иегове для того чтобы утвердиться в своем божественном величии и явить всему миру – какие чудеса он может творить. И Он «ожесточал сердце фараоново», понуждая его не выпускать евреев из Египта, пока не осуществил все десять задуманных им кар.
       Наивные авторы Ветхого Завета откровенно поведали об этом. Еще до того, как все эти казни начались, Иегова предупредил Моисея о том, что Он ожесточит сердце фараона, чтобы тот  не согласился отпустить евреев: «Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа». Иегова тут, пожалуй, не столько «ожесточал сердце фараоново», сколько оглуплял его разум. Уж очень хотелось Иегове утвердиться и показать египтянам свое могущество, да и собственному народу тоже, чтобы даже их сыновья и внуки об устроенных Им чудесах помнили. Это честолюбие Иеговы, подчинившего фараона своим замыслам, дорого обошлось египтянам. Действовал Иегова, получается, не по совести, а все время с какими-то обманками и провокациями. Правда, для языческих богов, постоянно враждовавших друг с другом, такое его поведение следует, наверное, признать нормальным.
        Итак, не фараон упорствовал, а сам Иегова, используя свою божественную силу, понуждал его упорствовать, чтобы иметь возможность сотворить свои десять чудес. Фараоново окружение удивлялось поведению своего владыки: «Тогда рабы фараоновы сказали ему, долго ли он (Иегова – В.С.) будет мучить нас?  Отпусти сих людей (евреев – В.С.), пусть они совершат служение Господу, Богу своему; неужели ты еще не видишь, что Египет гибнет?» Но фараон, хотя и видел, что Египет гибнет, был не властен над собой и вынужден был подчиняться воле Иеговы, «ожесточавшего его сердце». Попробуй воспротивиться замыслам могущественного Бога. Зомбированный Иеговой фараон даже не пытался этого сделать, пока Сам Иегова не решил, что наступила тому пора, когда все придуманные им десять казней Он уже осуществил.   
      Простодушные авторы Ветхого Завета, раз от разу повторявшие: «Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых», после десятой кары, не сказали этих слов и фараон, получив, наконец, возможность стать самим собой, разрешил евреям уйти из Египта. И евреи ушли, унося с собой украденные ими у египтян драгоценности и одежду. А спустя какое-то время, фараон, словно одумавшись, поднял вдруг свой народ и пустился в погоню за евреями, чтобы вернуть их обратно. Такое поведение фараона наводит на мысль: а не сошел ли он с ума? Мало ему было тех невиданных бедствий, которые уже устроил народу Египта Иегова и последствия которых не были изжиты и изживать их пришлось бы египтянам еще много лет. Захотелось новых кар? Но не фараон задумал эту погоню. Это Иегова решил, что может удивить свой народ новыми чудесами и еще раз показать свое могущество египтянам. О своей задумке Он предупредил Моисея: «Я ожесточу сердце фараона и он погонится за ними (беглецами. – В.С.), и покажу славу мою на фараоне и на всем войске его, и познают (все) Египтяне, что Я Господь». 
     Все получилось у Иеговы именно так хитро, как Он и замыслил. Лишив, по-существу, фараона рассудка, Он заставил египтян погнаться за евреями, заманил их в море и устроил им еще одну - одиннадцатую по счету кару: утопил в его водах сразу все фараоново войско. Сам Он спровоцировал эту погоню и Сам же всех в ней участвовавших египтян погубил. Вот таким коварным и жестоким хитрецом был языческий Бог евреев Иегова, не считавший за грех убивать чужих младенцев, защищая благополучие опекавшегося им (своего) народа. По-моему, сочетать под одной обложкой Ветхий Завет с языческими жестокостями Бога евреев Иеговы и Новый Завет с высоконравственными заповедями и деяниями Его Сына Христа было большой ошибкой древних составителей Библии. Не пришла ли пора эту ошибку исправить? А заодно исправить и все несоответствия реалиям жизни, содержащиеся в текстах нынешней Библии. А Вы как думаете?
       В последнее время я встречал в продаже Новый Завет, напечатанным отдельной книгой. Может быть, Патриархи нашей церкви тоже осознали неуместность его совмещения с Ветхим Заветом в том его виде, в каком он в Библию был включен? Но и этот вариант - полумера. Вопрос о содержащихся в Библии противоречиях не простой и решить его можно лишь согласованно всем христианским миром совместно. А как его (христианский мир) на устранение этих противоречий подвигнуть - не мне решать.
                25.01.15.