Ч. 88 Большая игра чужими жизнями

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2015/01/24/1734


Рискуют жизнью одни, а решения принимают другие. Замыслы обоих разведчиков, Уильяма Бёрнса и Яна Виткевича потерпели крах. Виткевич застрелился, а Бёрнс стерпел унижение, что его выводы сочли неприемлемыми. О столкновении двух держав, которое планировал Виткевич, не шло и речи.

Но сведения, доставленные Бёрнсом и Виткевичем, правительства обеих стран тщательно изучили и использовали. В России приняли решение о захвате Хивы, а в Англии – об оккупации Афганистана. Одни стремились приблизиться к Индии, а другие – к созданию буферной зоны, чтобы воевать на чужой территории, считая Индию своей собственной.

Генерал-губернатор Индии лорд Окленд решил сделать ставку не на Дост-Мухаммед-Хана, как советовал Бёрнс, а посадить на афганский престол Шуджа уль-Мульк, ранее свергнутого Дост-Мухаммедом-Ханом.  Шуджа уль-Мульк договорился с англичанами, что он откроет им торговые пути, а те, после установления в стране его власти, покинут Афганистан.

Всё это  1 октября 1838 года изложил в манифесте лорд Окленд.  Кстати, с именем протеже лорда Окленда существует страшная путаница в исторической литературе, как его, только, не называют! Что делать, в русском переводе многие иностранные имена пишут по-разному, но, в основном, по звучанию.

Послом при дворе будущего шаха назначили сэра Уильяма Макнотона, знатока индуизма и ислама, ближайшего помощника генерал-губернатора Индии. Помощниками посла были опытные и отважные разведчики Уильям Бёрнс, который стал уже подполковником, лейтенанты Д’Арси Тодд,  Потингер, Лич и Конолли.

10 декабря 1838 года на территорию Афганистана вступил отряд Бомбейской армии под командованием генерал-майора Уиллоби Коттона. Я читал обо всех англичанах, чьи фамилии упомянул. Наверно, тогда был век авантюристов. У каждого из них судьба напоминала приключенческий роман.

Бёрнс с отрядом разведчиков шёл впереди войск, не только для ведения разведки, но и обеспечения войск фуражом и продовольствием. На территории страны англо-индийские войска не встретили никакого сопротивления, и с триумфом вступили в Кандагар.

Дост-Мухаммед-Шах, на которого делало ставку русское правительство, отсиживался в Кабуле. А тем временем английские и афганские войска Шуджа уль-Мулька занимали один город за другим.  Англичане умело использовали вражду племён и продажность их вождей.

7-го августа 1839 года был взят Кабул, Дост-Мухаммед-Шах бежал на север, в провинцию Балх, где когда-то, в незапамятные времена существовало государство Бактрия. Англичане завоевали полмира, но если бы они знали, в какое осиное гнездо забрались, на сей раз!

Как жаль, что наши политические руководители плохо знают историю, иначе, разве сунулись бы они тогда с войсками в Афганистан. Через десять лет советским войскам пришлось без почестей покинуть страну, с которой надолго испортили хорошие отношения. Думаю, что это не последняя глупость и не последний позор свидетелем чего нам довелось быть.

В Петербурге посчитали, что англичане в Большой Игре заработали себе больше очков и заторопились. Если раньше военный министр граф Александр Иванович Чернышёв считал, что к походу на Хиву нужно тщательно подготовиться, построить больше фортов и укреплений, то теперь ему пришлось уступить Перовскому, который рвался начать наступление и брал на себя всю ответственность.

12 марта 1839 года Особый комитет из министров и генерал-лейтенанта Перовского принял окончательное решение о походе на Хиву, которое утвердил император. В министерстве финансов выписали кредитивы на выдачу одного миллиона шестисот девяноста восьми тысяч рублей ассигнациями и десяти тысяч золотых червонцев.

Золото предназначалось для подкупа туркменских вождей и узбекских вельмож. Орудия  и боеприпасы имелись в достаточном количестве на складах в Оренбурге и других местах края. Подготовку к походу решили вести под видом приготовлений к очередной «научной экспедиции», что уже никого не удивляло.

Всё остальное отдали на откуп Перовскому. По возвращении в Оренбург он созвал совещание, на котором проинформировал о принятых в столице решениях и предложил определиться в важнейшем вопросе – дате наступления.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/02/10/2001

На картине: английские войска в Афганистане