Своеобразие русской религиозной философии

Георгий Асеев
         Тезисы доклада Григория Евгеньевича Исаева «Своеобразие русской религиозной философии» - участника конференции «Взаимодействие науки и религии в обеспечении духовного суверенитета России» в рамках XXIII Международных Рождественских чтений. Направление «Церковь, государство, общество» (23 января 2015 года, Москва, Институт экономических стратегий РАН:
         Фундаментальная парадигма русской религиозной философии состоит в онтологическом единстве бытия и блага. Особенность русской религиозной философии заключается в стремлении к достижению единства внутренних сил (чувства, воображения, мысли, воли) человека. Религиозный опыт родится в одухотворенном сердце, – в виде любви к Богу. В отличие от немецкой метафизики русская философия творчески создавала свою метафизику, где на первом плане стояла уже не «бесконечная сторона духа», а духовно-душевная конкретность человека, обладающего живым знанием (органическим единством чувственного опыта, разумного постижения и мистической интуиции) для познания истинного смысла бытия. Таким образом, русская ментальность базируется на содержательном обнаружении в явлении того, что есть сущность. Познавая религиозный феномен в его проявлениях, в том числе экзистенциальных, перед нами открывается возможность некоторого «схватывания» «сущего в себе». В этом процессе сходятся экзистенциальность и интенциональность восприятия, выражению которого служит экзистенциально-феноменологический дискурс, предполагающий обусловленность теоретической (или когнитивной) позиции исследователя его жизненной позицией, обусловленность мышления образом жизни человека. Русскому духу присуще стремление к всеобъемлющей конкретной целостности и высшей религиозной ценности – святости. Категории «священное» принадлежит особая роль в изучении религий: именно она связывает проблематику религиоведения с проблемами философии и теологии и тем самым преодолевает узкоспециальные научные границы. Исследование феноменологии «священного» побуждает религиоведов обратить внимание на содержание религиозного опыта. Истолкование и обоснование религиозного опыта актуализирует тему взаимоотношений философии и религии, соотношения веры и разума. В отличие от трансцендентальной феноменологии, носящей всецело интеллектуальный характер, исихастский опыт целостного видения понимается как единство опыта интеллектуального видения мира, очищенного в актах редукции сознания, и экзистенциального опыта преображения человека, при условии невозможности постичь Бога рациональным способом и несводимости целостного опыта созерцания только к сущностному опыту интеллектуальной интуиции.
         Отсюда пристальное внимание к философской реконструкции православной традиции, данной в исихастском духовном опыте «умного делания» – непрестанной молитвы Иисусовой, являющей благодатную силу  Божию, яркий тому пример, подвижническая жизнь выдающегося русского филолога и философа, монаха Андроника (Алексея Федоровича Лосева (1893 – 1988), автора научного исследования «Избранные труды по имяславию»).
         Призвание человека – стать личностью: раскрыть Божий замысел о себе, преумножить заложенные таланты и стяжать смиренномудрие в сердце своём. И тогда в какой-то степени преобразится мир к лучшему! Ибо одухотворённая Божественной благодатью человеческая душа, добровольно исполняя волю Бога Вседержителя, самобытно, интуитивно, в меру ограниченных возможностей, материализует в своей земной жизни «трансцендентный идеал небесного совершенства».
         Русская религиозно-философская мысль, преображённая учением о Нетварном Свете афонских исихастов, отличается интуитивным чутьём «идеала». Отсюда стремление русского народа к соборно-иерархической гармонии (в главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь) в государстве, к одухотворённому единству содержания в многообразии форм общественной жизни, в которой каждый человек способен стать личностью.
23 января 2015 года.