ХР Первобытные орудия и оружие Кол-копьё

Александр Суворый
ХР. 2.7.61.3. Первобытные орудия и оружие. Кол-копьё.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 61.3. Первобытные орудия и оружие. Кол-копьё.


Иллюстрация из открытой сети Интернет:

Самое древнее охотничье оружие. Знаменитые «Шёнингенские копья», которые были изготовлены 300 000 лет назад, выставлены на экспозиции в новом познавательно-исследовательском центре Pal;on в Шёнингене (Германия).

Восемь копий из пихты были найдены в 1994 году в округе Хельмштедт (Helmstedt). Их обнаружение произвело в свое время настоящую революцию, изменив современные представления о социальной и культурной жизни гейдельбергского человека (homo heidelbergensis) - европейской разновидности человека прямоходящего, жившего в Европе от 600 000 до 200 000 лет назад.

Источник: http://www.dw.de/



Весь мир. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Средневалдайское (Карукюласское) межледниковье. Первобытные орудия и оружие. Кол-копьё. 49 000 до н.э.


Современные дети и взрослые при встрече с чем-то незнакомым, неизведанным, непонятным, вызывающим ощущение и чувство недоверия и опасности естественно, реально и обязательно ведут себя осторожно, опасливо, недоверчиво и стараются обойти это непонятно-неизвестное стороной. При этом, если чувство любопытства и любознательности, а также жизненная потребность властно влекут к этому неизвестно-непонятному, то дети и взрослые начинают рассматривать-исследовать это со всех сторон, всесторонне, обходя и кружа вокруг и около этого…

Вокруг, да около…

Вот вам пример первобытного сознания-памяти, первобытная структура-образ нечто круглого, округлого, круга, первоначальное имя-наименование которому – коло, кол, около.

Почему структура-образ заострённой деревянной палки-кола одновременно является структурой-образом круга?

Потому что вертикально установленную, вбитую или вкопанную в землю палку-кол можно обойти только около неё, какой-либо стороной или вокруг неё. Так, например, при выборе подходящего дерева, дровосек непременно обходит ствол дерева вокруг, подыскивая наилучший вариант рубки дерева и направление его падения.

Древнейшее смысловое значение праязыкового слова-понятия «кол» (не применимо к деревянной заострённой толстой палке) и звуков-фонем, из которых составлено это слово-понятие, может быть таким:

«к» - объединяющий союз, например: «к чему-либо», «к тому», «к нему», «к ним», «Давай к нам!»;

«о» - он, она, оно, «то, что есть», основа, оболочка, окружность, округа, центральная часть, область и т.д.;

«л» - люди, окружение, мир, народ, реальная среда обитания, поверхность.

Таким образом, слово-понятие «кол» означает – «объединение основы людей», «центр объединения людей», «центральная объединяющая людей область», «центр», «основа», «основание людского объединения», «круг людей», «людское окружение», «место объединения людей вокруг центра», «круг».

Зримым и вещественным воплощением этого понятия «круг», несомненно, стала палка (посох, колышек, кол), воткнутая в то место, вокруг которого, например, стали располагаться на отдых или стоянку усталые первобытные путники-охотники или мигранты-путешественники.

Недаром все новые современные объекты строительства начинаются с вбивания в землю либо реально необходимого, либо символического колышка…

Так в одном архетипическом образе-структуре первобытной памяти-сознания объединились структуры-образы центра, круга и деревянной заострённой толстой палки-кола.

На этот кол-центр «нанизались» другие слова-понятия: кольцо, коловорот, колокол, колючка, колесо, колобок, колбаса, колун, колдун, колчан, колодник (невольник, раб) и множество других.

Кстати, в русском языке 688 слов только начинается на «кол»…

В дальнейшем повествовании «Хронологии…» мы доказательно убедимся во всеобъемлющей обширности и многообразности структуры-образа слова-понятия «кол», а значит, в его первичной праязыковой древности.

Однако «бытие определяет сознание», а сознание преобразует бытие, поэтому вернёмся к первоначальному материальному воплощению понятия «кол» - толстой заострённой палке.

Действительно, «кол» - это «палка, заточенная с одного конца, которая может быть орудием труда, оружием или орудием пытки и смертной казни» (Википедия).

О пытке и смертной казни путём «посажения на кол» в своё время и в других главах «Хронологии…», так как до таких зверств человечеству ещё развиваться от данного времени (50 000-40 000 до н.э.) несколько десятков тысяч лет…

Несомненно, первобытным людям, классическим неандертальцам и кроманьонцам данного времени (50 000-49 000 до н.э.) хорошо известен и изведан феномен проникновения в живую плоть любого заострённого твёрдого предмета – осколка камня или кости, ручного рубила, острой ветки-палки, в том числе заострённой толстой палки-кола-копья.

К данному времени (50 000-49 000 до н.э.) первобытное человечество (человечества) знают-ведают о свойствах заострённых камней, костей и деревянных веток-палок уже более 800 000 лет (см. предыдущие книги «Хронологии…» - автор).


Толковый словарь М. Фасмера так трактует происхождение слова-понятия «кол»:

Происходит от ст.-слав. колъ (др.-греч. ;;;;;;;;); ср.: укр. кiл (род. п. кола);, болг. кол, мн. коло;ве, словенск. k;l (род. п. kо;lа), чешск. k;l, словацк. k;l, польск. k;;, в.-луж. k;;, н.-луж. k;;.

От слова-понятия-глагола «коло;ть».

Родственно лит. ku;las (ср. лит. ju;kas: лат. iocus), греч. ;;;;; ; ;;;; (Гесихий), ;;;;; «искалеченный, с обрубленными рогами».

Далее, «осколок», возм., лит. skal; «щепка», греч. ;;;;;; «кол». Сюда не относится др.-инд. k;las «кол, клин», греч. ;;;;; «дерево, древесина». С др. ступенью вокализма: праслав. *kъlъ, укр. кол (род. п. кла) «клык», польск. kie; (род. п. k;а), словенск. k;;l, kl;.


Устойчивые во времени и пространстве фразеологизмы и сочетания структур-образов со словом-понятием «кол»:

«Кол (оценка, отметка, единица)».
«Хоть кол на голове теши».
«Стоять колом в горле».
«Словно кол проглотил».
«Первая колом, вторая соколом, третья мелкой пташечкой».
«Ни кола, ни двора».
«Первым делом на кол его, а уж опосля!».

Толковый словарь Даля 1863-1866 гг. так определяет слово-понятие «кол»:

Кол – м. короткий шесть, заострённый с одного конца; свая, кол больших размеров; тычек, в малых. Кол вколачивается в землю, но иногда слово это означает дубину, рычаг, короткую жердь. Мужики взялись за колья, за дубье, дубинки, пошли в драку, об упрямом говор.: ему хоть кол на голове теши. Кол колом замёрзло, твёрдо, крепко. Лошадь ходит на колу, на приколе, на аркане. Птица пала колом, камнем, отвесно. Колом тя в землю! бранн. Кол для посадки, сажать кольями, тычек, срубленный сук приемчивого дерева. Он колом сел, крепко, не выживешь: колом засел за работу, безотходно. Где он колом сел? куда запропастился, где пропадает. Товар колом сел, не идет с рук. Его и колом не выворотишь, засел крепко. •Отбрести от кола, от сути, от дела. Посадить кого на кол, азиатский способ казни. Пройти колья и мялья, огонь и воду. Как Стрешнев на колу, стар. Колдуна да ведьму в гробу колом сквозь грудь пробивают, чтобы не ходили упырем; общее поверье всех славянских племен. Светил бы мне ясен месяц, а по мелкими звездам колом бью! Около кола три хвоя вьются, скороговорк. Кол колом выбивай. Кол да бредень всюду годен. Женино добро колом в глотке стоит. Ни кола, ни двора, ни пригороды. Три кола вбито, да небом покрыто (бороной покрыто)! хорош хозяин. Хоть на кол, так сокол. Сокол, хоть на кол: да гол, что мосол! Такие друзья, что схватятся, так колом не разворотишь! Ныне конь конем, завтра кол колом, издох. Первая рюмка колом, а другая соколом, прочие мелкими пташками. Старику дураку, хоть на лысине кол теши. Уйдем всем двором, опричь хором, а дом подопрем колом. Не дашь солдату кольев в стену набить, так ему и не квартира. Около кола золотая трава? кольцо. Чешися конь с конем, вол с волом, а свинья с колом (коли не с кем). || Кол, у коновалов конский клык, нижний зуб между резцамн в кутними. || Кол, прикол, полярная звезда. Колышек, колочек, умалит. небольшой кол; колок, колочек, деревянный гвоздь или тычек, притычка: палец на вешалке или в шкафу; тычек с плоскою головкой, у струнных музыкальных орудий, для укрепы и тяги струн. || Есть игра колышки: девки стоять колышками, вокруг ходят купцы, торгуют, покупают их и бегают с ними взапуски. Снова ситец на колочке нависится, а там и под лавкой наваляется. Заново, на колке, а обносится, под лавкой. Как сейчас с колочка снял, новешенек. Распояшьтесь, дорогие гости, а кушаки по колочкам! Нашел шапку на колочке, украл. Увидимся у скорняка на колочке! сказала лиса волку. Шляпу на колке забыл! кричат вслед жениху, зовучи его, по уходе гостей, проститься с невестой. Коловый, колк;вый, колочный, к колу, колочку, колку относящ. Колковая сеть, на куропаток, в три стены, на кольях; в средине сеть, по бокам режа; загоняемая пгица запутывается, перепелиная сеть бывает колковая (на колочках), либо растяжная, по траве. Колье ср. собират. колья; кольевой, коловый, из кольев сделанный, к ним относящ. Коловичи, прозвище тарских (тоб.) раскольн., которых, будто бы, при Петре сажали на кол. Колова ж. астрах. учуг, забойка, закол, для ловли рыбы или для садка. Коловщик, закольщик, учужный, —ник. Колочник, токарь, работающий скрипичные колки. Кольник, растен. Рhyteuma spicatum, растрог. Колеть, правее калеть, см. калить.

Первым археологически достоверным и неопровержимым доказательством освоения первобытными людьми колов-копий были так называемые «Шенингенскеие копья».
 
290 000 лет до н.э. на территории будущей Западной Европы, недалеко от будущего города Шёнинген (Германия) Homo sapiens archaic – архаичный разумный человек современного типа оставил останки добытых на охоте животных и своё охотничье оружие – деревянные колы-копья.

Неглубоко в слое бурого угля остались лежать 8 деревянных копьев первобытных людей данного времени (290 000 до н.э.), вероятнее всего потомков Homo heidelbergensis или гейдельбержцев. Это самые древние, полностью сохранившиеся колы-копья, предназначенные для охоты и боя.
 
Для изготовления одного из Шёнингенских копий использовалась сосна, все остальные копья изготовлены из стволов молодой ели. Длина этих копий от 1,8 до 2,5 м. При этом средний рост Homo heidelbergensis или гейдельбергского человека – 1,8 м.
 
Все копья тщательно обработаны так, чтобы центр тяжести древка был смещён к острию (находился в передней трети древка). Точные копии Шёнингенских копий современным спортсменам удалось прицельно бросить на расстояние 70 м.
 
Вместе с Шёнингенскими копьями остались несколько каменных орудий и более 10 000 останков костей животных. 90 процентов этих останков относится к 20 диким лошадям рода Equus mosbachensis. Среди остальных останков кости благородного оленя и бизона. Практически все кости имеют следы надрезов каменными орудиями, и только немногие кости имеют следы зубов хищников.
 
На этом же месте остался обуглившийся заострённый с двух сторон деревянный кол («вертел»). Возможно, этот кол-вертел использовался как копьё или как орудие (перекладина) для разделки туш животных.


Таким образом, можно утверждать, что практика применения предками неандертальцев и классическими неандертальцами и кроманьонцами к данному времени (50 000-49 000 до н.э.) длится уже не менее 240 000 лет.

За такое количество времени мастерство техники и технологии подбора подходящей древесины, заготовки, очистки, подготовки и отделки колов-копий достигло совершенства, так как от прочности и удобства применения колов-копия зависели не только охотничья удача, но и результат охоты, благополучие, безопасность и выживаемость первобытных людей.

Возможно, в данное время (50 000-49 000 до н.э.) уже имелось множество видов и типов колов-копий, например, рогатины с одним, двумя и тремя острыми «рогами». Да, вероятнее всего по закону подобия («всё подобно всему») первобытные люди называли острые концы кривых палок-колов-копий «рогами» по образцу и подобию рогов животных.

Конечно, фонетически это могло звучать по-разному, но понятийно это были «рога», отсюда слова-понятия – острога, рогатина, осторожно и выражения: «Не лезь на рожон», «Рожна ему горячего» и т.д.


Сделать палку-кол-копьё совсем не трудно даже голыми руками. Для этого нужно подобрать подходящий крепкий средней толщины ровный ствол молодого дерева, обломать у него ветки, очистить ствол от коры каменными скребками-резцами и подсушить его в жаре костра. При этом тонкий конец кола-копья помещается в угли так, чтобы он загорелся и слегка обуглился.

Загоревшийся конец кола-копья нужно потушить, например, поленом или толстой веткой-дубинкой, очищая от обуглившейся древесины. Если конец кола-копья ещё не заострился, то обугленный конец зачищается каменным скребком.

Затем конец кола-копья снова суют в угли костра и снова счищают обуглившийся слой. Так продолжается до получения относительно острого и закалённого в огне острого, как рог, конца кола-копья.

Комель или обратный конец кола-копья тоже помещают в угли костра, но зачищают его только от неровностей, заусениц и закругляют.

Всё, кол-копьё готово к употреблению.


Есть только одна проблема, которая потребовала от первобытных людей, классических неандертальцев и кроманьонцев, вероятно, большого напряжения ума, сообразительности и воображения, - это проблема выпрямления ствола или древка кола-копья. Не всюду растут ровные и гладкие стволы и ветки деревьев, как правило, они кривые, гнутые, сучковатые.

Как их выпрямить? Какая древесина лучше всего подходит для палки-бо, палки-посоха, палки-палицы, кола-копья?

Что знали-ведали или могли знать о древесине, о деревьях, о древесном сырье первобытные люди данного времени (50 000-40 000 до н.э.)?