О поездке в поездах России

Михаил Чайковский
Курю в тамбуре. Мимо разносчица из ресторана катит тележку. Улыбается:
- Желаете чего – нибудь?
Я:
- Ну, не здесь же!
  Рассмеялась  - чувство юмора не продала.

* * *

Девочка четырёх лет:
- Мама, ты куришь?
Мать, испуганно:
- Нет, доченька, я газетку читаю!
- А кто тебе её так скрутил?

* * *
   Путешествие поездом в России – это целая наука, которая постоянно прогрессирует. Из учебников истории помнят, кто в школу ходил: гражданская война, разруха, мешочники, налётчики, пулемётные очереди и очереди в кассу, давка, крики, голод, смрад, пот…
   Великая Отечественная война: давка, мешочники, пулеметные очереди, бомбёжки, воры, голод, разруха, смрад, пот…   
   Хрущёв – Брежнев: давка, мешочники, ругань, очереди, общие вагоны, смрад, пот…
   Ельцин: давка, очереди, мешочники, ругань, смрад, пот, налётчики на челночников.
   В конкурсе «Место указывает проводник» пять человек на место, в кассе билетов нет, у проводника места есть, но по лохотронной лотерее: кто больше даст?
Сейчас есть купе повышенной комфортности, СВ, VIP- купе, цены аэрофлотовские, но билетов всё равно позже, чем за 45 суток нет.
   А купейные вагоны в основном послевоенные, даже со скатёрками на столиках, и бельё в запаянных пакетах, но занавески руками трогать нельзя, если таковые в наличии, окна не открываются или не закрываются, грохот в вагоне и лязг стоит: рессоры старые, а рельсы ещё старше. В вагонах титаны, нет вентиляции, зимой холодно, а летом работает отопление.
   Там, где угольные титаны заменили электрическими, тоже бывают недоразумения. Пассажир, даже искушенный, видит два крана: один, сверху, с красной пипочкой (видно, опасно?), нижний с привычным рычажком. Отворачивает жаждущий испить чайку путешествующий  нижний, а в стакан ржавая вода течёт, из отстойника. Пассажир вопит: «Дайте жалобную книгу!» Финиш, поездка испорчена, так как с упрямцем вся поездная бригада будет в контрах.
   Нельзя нашего человека резко отучать от привычного!
         
* * *
   В КОНЦЕ 80-х -  начале 90-х прошлого века ходил из Сургута (ХМАО) до Муравленково (ЯНАО) поезд по кличке «Бичевоз». Кличка не совсем справедливая. Конечно, перевозил он и бичей-бомжей благодаря слабому контролю со стороны железнодорожников, но по сути своей был он обычным рабочим поездом.  В нём перемещались по сибирским просторам большей частью не только бичи, но и вахтовики, и простые граждане им не брезговали: скажем, обезденеженные отпускники им не брезговали, когда на самолёт средств уже нет, а добраться под родной кров можно было только по «железке», позабыв об удобствах перемещения в пространстве. Естественно, это был транспорт, приемлемый для студентов и торговцев – «челноков».
   После Сургуту крупная станция – нефтяной Когалым, куда держала путь значительная часть пассажиров поезда. Им не нужен был собственно вокзал: цель – Промзона, где находились базовые и сервисные предприятия нефтяников и общежития, в которых вахтовики проживали.
   Треть пассажиров вагона столпилась со своими баулами, сумками, рюкзаками в проходе и в тамбуре. Стало жарко. Неизвестный «герой» срывает стоп-кран. За это деяние КоАП («Кодекс об административных правонарушениях») угрожал крупным штрафом или даже лишением свободы на пару лет. Но никто, кажется, на эту угрозу особого внимания не обращал: поезд замедлял ход, еще не успевал полностью остановиться, как из вагонов высыпались вахтовики и другие пассажиры, прыскали в разные стороны – слышны были только шорох гальки, сопение и отдельные выкрики: перекликались, собирая своих, знакомые.
   Поезд через пару минут снова набирал ход.