Поручение нечистого

Работник Неба
Дождливый вечер на горном перевале. Конец весны; ещё не все кусты и деревья оделись листвой. Сумерки.

Голос или хор голосов речитативом: Холодно, холодно, холодно, холодно, холодно, холодно, холодно, холодно…
Через полминуты вступает другой голос, на тон выше: Ветер, ветер, ветер, ветер, ветер, ветер, ветер, ветер, ветер, ветер…
Третий голос, торопливо, с интервалом в 20 секунд: Катится камень. Катится камень. Катится камень.
Все эти голоса звучат фоном, пока идёт основное действие (это своего рода звуковая декорация).

В горах идёт одинокий путник.
Путник: Струятся вниз водопады,
словно мокрые платья великанш
свисают со склонов.
Нечистый (сидя под уступом): Стрыйытсы вныз выдыпыды,
фыфыфыфыфыфыфыфы.
Путник: И ни души вокруг:
только камни, ручьи и мох.
Нечистый: Тылькы кымны, рычьы ы мых,
ны дышы выкрыг!
Путник: И странное эхо в ущелье…
Нечистый: Ы стрынныы фыфыфыфыфы….
Путник (смотря вниз): Нечистый? Это ты? Ты искал встречи со мной? Ну что тебе ещё от меня надо? Урожай мы с тобой разделили? В загадки поиграли? В столицу до рассвета съездили?.. Ну, давай, что ли, в стихосложении посостязаемся, как в прошлый раз?
Нечистый: Фы-фы-фы…
Путник: Ну ладно, в стихосложении не хочешь…
Нечистый: Я вот что хочу: смотайся-ка для меня в ад и принеси мне оттуда подсвечник, который светит сам по себе, без свечи.
Путник: А зачем тебе свет? Сейчас ведь белые ночи!
Нечистый: А вокруг меня почему-то всегда темно. Я вон целую электростанцию на высокогорье построил – а мне всё равно темно… Так что могу я тебя попросить? По-дружески? …  В конце концов, мы с тобой в старые времена пуд соли съели…
Путник:  Ну, если ты так просишь… (Собирается уйти, но задерживается). А где вход в ад?

На этом месте все голоса на заднем плане («звуковая декорация») замолкают; за исключением разговора Нечистого с Путником, везде тишина.

Нечистый: Ишь, какой! Я  тебя послал, я же тебе должен и вход в ад показывать! Ищи сам!

Путник: Ну, не хочешь показывать, так хотя бы подсказку дай! В пересохшем колодце?.. Нет. В кратере Геклы?.. Нет. В центральном банке?..
Нечистый: Ты думай, что говоришь! В банк нас уже давно не пускают! У них там своё командование! Фы-фы-фы!
Путник: А где же, если не в банке?
Нечистый: Ну, ясное дело, напротив него!

***
Звуковая декорация: голоса в очень быстром и тревожном темпе поют: «Город, город,  город, город…»

Путник стоит на крыльце банка.
Путник: «Напротив», сказал он… Так это ещё как посмотреть! Тут два входа и крыльцо в углу! И напротив по одну сторону здания винный магазин, по другую офис, а в переулке почтамт!
Если предположить, что вход в ад в винном магазине, то в этом, наверно. Есть свой смысл: алкоголики, которые там затовариваются, как раз допиваются до чертей. Но с другой стороны, это так банально! Искать этот вход в офисе, наверно, логичнее: приятель, который работает в фирме, говорил мне, что офис – это настоящий ад!

***
Путник в офисе.

Звуковая декорация: Громкий непрерывный стук клавиш и жужжание принтера.

Голос офисной работницы:  День не заладился с самого начала. Компьютеры зависли. Теперь нам всё приходится делать вручную. И это весьма сложно. Ну, написать текст документа от руки или там калькуляцию в уме сделать – это ещё куда ни шло, а вот играть в «Скайрим» без компьютера довольно-таки затруднительно… У Вас есть какие-то вопросы?
Путник: Да, мне нужен подсвечник, который светит сам по себе, без свечи.
Голос офисной работницы: Э то не к нам; обратитесь к завхозу.
(Шелест клавиш становится агрессивным).

Постепенно шелест клавиш сменяется другим звуком: шарканьем швабры по полу.

Путник: Простите, где тут завхоз?
Низкий женский голос: Он перед Вами! У Вас проблема?
Путник: Мне сказали, что у вас можно взять подсвечник, который светит без свечи.
Женский голос: Подсвечник? Без свечи? Да сам по себе? Знаете, это очень странная просьба. Я Вам в этом помочь не могу… А знаете, что – обратитесь-ка за этим к моей дочери!
Путник: Она тоже здесь работает?
Женский голос: Куда там! Ей всего 11 лет!
Путник: А почему Вы думаете, что она сможет мне помочь?
Женский голос: Видите ли, она очень странный ребёнок.
Путник: В каком смысле странный? Она видит духов? Разговаривает с инопланетянами? Увлекается колдовством? Предпочитает сказкам и комиксам книги по высшей математике или труды Канта? Считает себя реинкарнацией Эвиты Перон?
Женский голос: Что Вы, что Вы! Она ходит в чёрной футболке и ест клубничное мороженое! Правда, необычно?
Путник уходит, махнув рукой.

***
Некоторое время Путник блуждает в круговерти световых лучей разного цвета  - и разных звуков. (Таким образом даётся понять, что он обошёл много мест).  Голоса («звуковая декорация») непрерывно поют: «Город, город,  город, город…» и «Ве-етер, ве-етре, ве-етер, ве-етер…»  на фоне этого непрерывного пения сменяют друг друга: шум автомобилей, грохот стройки, бряканье стеклотары, аплодисменты, собачий лай… Все звуки (и пение) сливаются в один неразборчивый рёв, становятся громче, а потом резко замолкают. Свет гаснет, остаётся один крошечный фонарь.

Путник: Я выбился из сил. И где я только ни искал, куда я только ни заходил – нигде не нахожу ни подсвечника, за которым послал меня Нечистый, ни входа в ад! Расспрашивать людей мало толку. Кажется, я никогда не отыщу того, за чем меня послали! (Появляется скамья.  Путник садится на неё, закрывает лицо руками).  А вы представляете, что может случиться, если я не выполню поручение Нечистого? Он рассердится! А вы понимаете, чем это нам всем грозит? Из лукавого шутника, который любит поозорничать, но в целом играет честно, он превратится в циничного подлеца и душегуба. Он попрёт все правила, исказит моральные нормы, станет умываться кровью, упиваться страданием. Он забудет слово «дружба» и будет помнить лишь слово «выгода». Он будет учить детей доносить на тех, кто не купил им розовый айфон на рождество… Он погрузит весь мир в кромешный мрак. А всё из-за того, что я не принёс ему вещь. Которая могла бы подарить ему хоть немножко света… Не оправдал доверия… Передо мной лишь безысходность!

(Во время его монолога выходит уборщица и начинает мести пол; она останавливается у лавочки).

Уборщица (голосом Нечистого): А когда человека одолевают подобные чувства – тогда-то перед ним и открывается вход в ад! Фыфыфы!
Путник (смотрит наверх, озирается по сторонам): То есть, он мог быть где угодно? Зачем же ты тогда послал меня в банк?
Уборщица (голосом Нечистого): Между прочим, про банк ты сам сказал. А я как раз подумал, что там тебя как раз быстрее всего и доведут. (Уборщица вынимает из-за пазухи предмет, похожий на подсвечник). Вот держи. Да, это он и есть. Как видишь, на самом деле это электрический фонарик просто многие мои гости по ошибке принимают его за подсвечник – из-за формы – и норовят воткнуть в него свечу…
Путник: Значит, это был розыгрыш?
Голос Нечистого: А ты что думал? Должен же я хоть как-нибудь поиздеваться над людьми!
Путник: А я-то по-настоящему его искал!
Голос Нечистого: Ну, ты же меня знаешь: если мне не дать кого-нибудь разыграть, у меня испортится настроение. А если у меня будет паршивое настроение, то из мирного лукавого шутника я неминуемо превращусь в циничного подлеца и душегуба. Я попру все правила, искажу все моральные нормы, я погружу весь мир в кромешный мрак, я буду будет учить детей доносить на тех, кто не купил им розовый айфон на рождество…
Путник: Какое счастье, что у тебя не испортилось настроение!
Голос Нечистого: Да, нам всем повезло.

Уборщица уходит, выходит Нечистый.

Нечистый: Пойдём домой в горы!
Путник: А потом мы всё-таки посостязаемся в стихосложении?
Нечистый: Да, конечно! Я тебе покажу, какой я новый способ рифмовки изобрёл!

Уходят.

2014-2015, Исландия