Дружба даёт и требует

Оксана Прудковская
                Начинается с детства
    Вот уже несколько лет я пытаюсь ответить себе на вопросы, которые волнуют каждого зрелого человека, были ли и есть ли у меня друзья? Не знакомые, которых много, не приятели, которые тоже, безусловно, меня окружают, а те верные, надёжные, которые в горе и радости… Кстати, как показывает жизнь, особенно в радости. По нынешним временам прежнюю формулу следует переформулировать: «Друзья познаются в радости». Во всяком случае не меньше, чем в беде… Посочувствовать бывает легче, чем порадоваться без зависти. Посчастливилось ли мне в жизни встретить людей, которым бы я пришлась по вкусу и смогла стать подругой?
   Чем меньше человеку лет, тем легче он обретает друзей. Мой сын в детстве каждый день с восторгом сообщал мне, что во время прогулки подружился с очередным мальчиком. Он делал это так. Отдавал свои варежки тому, у кого мёрзли руки, дарил игрушки тому, кому они очень нравились. Однажды новенький велосипед отдал соседу, потому что тому захотелось. Костик приходил домой и взахлёб рассказывал, какой замечательный его новый друг.
– Как его зовут? - неизменно интересовалась я, слыша только «он».
– Не знаю, – отвечал сын, – я не спрашивал. После случая с велосипедом я серьёзно задумалась, как объяснить маленькому человеку, что такое настоящая дружба, и поняла – он интуитивно правильно сам уже знает. Дружба – это бескорыстие в общении. Накопив жизненного опыта, я бы сказала о дружбе так: она – редкая возможность проявить свои лучшие качества. У кого они есть, у того есть и друзья. Став взрослой, я не раз убеждалась, что подружиться нелегко. Большинство людей не хотят пускать в свою устоявшуюся жизнь посторонних. С возрастом мы становимся разборчивее и осторожнее.
    Моё первое детское воспоминание связано с проявлением начинающейся дружбы, оставшейся на всю жизнь. В шестилетнем возрасте я встретилась с такой же девочкой, которая, ещё не зная меня, сходу стала помогать вести в коляске огромную разваливающуюся стопку журналов и книг. Её зовут Ника. Друг для друга мы стали учителями в дружбе. Она подарила мне счастье прочитать повесть Валентины Осеевой «Динка», как раз и рассказывающей о самой, что ни наесть дружбе и ставшей мне образцом. Дружба – это желание заметить, в чём помочь и помочь.
                От перестановки слагаемых
    Однажды перед днём рождения сына, чтобы преподнести ему сюрприз, Татьяна наняла мастеров оклеить новыми обоями детскую комнату. Пришла накануне принять работу и о, ужас, увидела, полосы по стенам шли вкривь и вкось. Выйти из шока и преодолеть панику помогла Катя – подруга. Сначала она многозначительно сказала: «Да-а-а…», потом спокойно попросила подать ей ножик и скомандовала, пока обои не высохли, быстренько их оторвать и приклеить, как следует, заново. Утром маленький Ромка получил удовольствие, а молодые женщины ещё большее. Часто бывает, что именно друзья помогают принять правильное решение. Значит, дружба – это постоянная взаимопомощь. Увидела как-то Татьяна в гостях показавшегося ей необыкновенным игрушечного складывающегося жирафа. Заметив её восхищение, Елена с Ольгой оббегали всевозможные магазины и нашли такого же. Чего им это стоило, догадаться не трудно: потраченного времени, сил, денег, но и радости предвкушения подружкиных удивления и восторга, которые станут общими. Жертвенность  – слагаемое дружбы. И во имя дружбы она становиться удовольствием…
    Так рассуждали мы, соглашаясь друг(!) с другом(!), с Татьяной, симпатичной особой 28 лет и, вдруг, разошлись во мнениях. Она сказала, что способных дружить людей много, но не все, как она думала раньше. А я, старшая её на 25 лет, уже не могу утверждать и этого. Зависит от того, насколько повезло в жизни с подобными себе людьми. Дружба – это взаимопонимание. Похожих на себя, мы считаем хорошими, ошибаемся или нет, а считаем. Если, например, щедрость вы воспринимаете положительно, значит сами такие. А ведь есть те, кто сочтут её глупостью. Они дружат между собой по своим законам, и те тоже для них хороши. Главное, адекватность восприятия. Татьяне по её мнению и мне по моему очень везёт в общении, потому что мы открыты для него. По нашему, щедрость и желание поделиться лучшим из того, что имеешь – тоже слагаемые настоящей дружбы.
                Теория разумного эгоизма 
    По теории разумного эгоизма, человек должен думать о себе так, чтобы ему было хорошо оттого, что хорошо другим. Это не так уж мудрено, как кажется на первый взгляд. Но частенько бывает, что мы дружим с одними, а с нами дружат совсем другие. Из этого явления я делаю вывод, что дружба сродни ожиданию, вере и надежде. При этом она и ответственность за другого человека, поскольку безответственность оборачивается предательством – противоположным дружбе понятием. Бывают ответственность и чуткость из чувства долга. Мы с Татьяной пришли к выводу, что это не мешает им быть дружескими.
    Во время беседы, возник вопрос. Друг – это тот, от которого мы ждём хорошего, или тот, кому нам хочется делать хорошее, и как быть с мнением, что друзей не бывает много, когда нам обеим хочется делать добро всем? Мы долго взвешивали все «за» и «против», вспоминали случаи из жизни…
    Сейчас же мне остаётся добавить, что нас с Тасечкой связывает уже долгая дружба. Мы вместе играем в Народном театре, мы были парой клоунов, мы делимся личными переживаниями, у нас нет секретов, мы прощаем друг друга за недоразумения и проявления слабости, мы легко находим общий язык, мы помогаем друг другу, если понадобится, мы радуемся при встрече, мы уверены, что друг друга не подведём, мы очень разные, но мы – мы! Никогда не забуду, как она обрадовалась букету ромашек, который я привезла в роддом поздравить Тасечку с рождением Ромашки… А я обрадовалась тому, что она обрадовалась, значит, мы подруги.