Радонеж

Валентина Родионова
   Мои попытки вытащить подругу за город увенчались успехом.

   И вот мы морозным декабрьским утром едем в автобусе. То, что ехать два часа по пробкам, меня не смущало, наоборот, даже обрадовало. Я люблю, усевшись у окошка, любоваться видами Подмосковья. Тем более нам повезло, мы заняли передние места с прекрасным обзором. Вот, закончились торговые центры, многоэтажные дома, и побежали заборчики с милыми деревянными домиками, где пряменькие, где неказистые, но все с заснеженными крышами. Вид такой, словно в сказку попала. Кое-где валит дым из труб. И мне, как московскому жителю, интересно, как это зимой там люди живут?

   На смену деревянным домам понеслись коттеджи, вытесняющие первых своими внушительными размерами.

   Рассеянно слушаю подругу, не могу оторвать глаз от могучих вековых сосен, покрытых шапками снега. Следом за ними выстроились курчавые березы. Зарябило в глазах от стройных стволов с черными пятнышками.

   Природа так и манит к себе: остановись, да полюбуйся этой красотой!

   В автобусе укачивает, и я уже хочу спать. Но не могу! Боюсь закрыть глаза и жадно ловлю проносящиеся виды.

   - Радонеж! – объявил водитель.

   С трудом, меся снег по обочине, мы дошли до цели нашей поездки.

   Отреставрированная, покрашенная в светло-желтый цвет, аккуратная, с колоннами и лепниной в стиле ампир, сверкала куполами на солнце Преображенская церковь. Соединенные вместе, храм, трапезная и колокольня были основной достопримечательностью Радонежа. Подкрепившись вкусными булочками и согревшись горячим чаем из лавки, обращаем внимание, что мимо нас ходят люди с пластиковыми бутылками с водой. Следуя указателю «на источник», выходим на задний двор, с которого открывается потрясающий вид. Мы находимся на горе, а внизу протекает река Пажа, которая соединяет источник с иконами, купель и мельницу. И все это на фоне покрытых инеем деревьев. Где-то отчетливо прорисованы веточки, где-то размыто, словно художник растушевал.

   Спускаемся по деревянной, скользкой от гололеда лестнице, которая ведет сразу к источнику. В горе, рядом с ним, три иконы с изображением Сергия Радонежского и его родителей Кирилла и Марии. По преданию, их дом находился на этой горе.

   Вдоль реки Пажи, пройдя 5 минут по покатому заснеженному склону, проходим деревянную купель в виде маленькой церкви, а рядом с ней мельницу.

   Окончательно замерзнув, мы поднимаемся обратно по лестнице и идем в церковь. Небольшая внутри, но очень уютная. Службы еще не было. Люди не спеша ходили и ставили свечи. А мы любовались росписями с изображением святых на стенах и сводах.

   Тихо, спокойно здесь.

   Выйдя за ворота, можно увидеть в маленькую часовню из белого кирпича с крышей из черепицы. Там стоит крест с могилы блаженной старицы Матроны.

   Идем на остановку. У стоящего пожилого мужчины спрашиваем: «Что еще посмотреть в Радонеже, кроме церкви?»

   - Больше ничего, и магазинов здесь нет, это же село.

   И действительно, оглянувшись, видим, что вокруг одни деревянные дома.

   - А, может, рядом есть что-то? – с надеждой спросила я.

   - В Хотьково езжайте. Там женский монастырь есть. Это город. Вот и автобус как раз подъехал. Скажу, где выйти, мне дальше ехать.

   Пока автобус пытался заехать в горку по гололеду и буксовал, мы разговорились.

   Худощавый, с обветренным лицом, лет под 75, но в прекрасной физической форме.  В брезентовом костюме, в валенках, за плечами рюкзак.

   - Живем мы с женой в самом центре Москвы. А дача - за Хотьково. Не могу находиться в городе. Тянет сюда. Практически весь год здесь и живу. Разве можно променять эту природу, этот воздух, это спокойствие на шум, гам города?

   Я, безумно влюбленная в подмосковные пейзажи, согласилась с ним.

   Автобус отчаянно крутил колесами, и, наконец, мощь взяла вверх, и он подъехал к остановке.

   Через 10 минут мы были в Хотьково. Да, это уже населенный пункт с магазинами и небольшими высотками. Поспрашивав у местных, где можно перекусить, пошли в придорожную столовую. Мою подругу смутило, что туда заходили сотрудники ДПС и водители дальнобойщики. На что я ее заверила, что, раз они здесь кушают, значит, есть можно! Поев чуть подогретый обед и,  согревшись горячим чаем, мы отправились искать монастырь.

   Идти пришлось недолго. На территории Покровского Хотькова монастыря два собора - Покровский и Никольский. Первый собор построен в таком же стиле ампир, как и Преображенская церковь в селе Радонеж. Желтый, с белыми колоннами и лепниной, он реставрируется. Никольский собор из красного кирпича выполнен в русско-византийском стиле. Создается впечатление, что он занимает всю территорию монастыря, такой величественный. С большим центральным куполом и под ним огромный световой барабан, что позволяет хорошо освещать внутреннее убранство собора. Внутри мощи родителей Сергия Радонежского, находящиеся здесь на время реставрации Покровского собора.

   Пока мы ходили по монастырю, стемнело. Спросив у проходящей мимо женщины, где автобусная остановка, получили ответ: «Тут до станции совсем близко. Быстрее до Москвы на электричке, чем на автобусе по пробкам!» Она шла на станцию, и нам было по пути. По дороге женщина рассказала, что летом 2014 года в Хотьково был праздник «700-летие Сергию Радонежскому», и приезжал митрополит Кирилл. Она достала телефон и показала фотографии. Меня приятно удивило, что те люди, к которым мы обращались с вопросами, оказались отзывчивыми и доброжелательными.

   На станции Хотьково мы с подругой сели на экспресс до Москвы.

   Что на меня не похоже, от усталости, от эмоций я уснула под убаюкивающий стук колес.

   Ярославский вокзал встретил нас шумом. Толпа спешащих людей подхватила, и мы слились с потоком. И нет уже спокойствия и умиротворенности. Я вспомнила пожилого мужчину на остановке в Радонеже. Наверно, сидит, топит печку и пьет чай.


Автор иллюстрации: Валентина Родионова.