Шотландская баллада

Оксана Семык
Там, где могучий дуб шумит,
 И где река с названьем Твид
 Проносит воды мимо,
 Тому назад уж много зим
 Встречалась с Вилли я моим,
 Гуляла я с любимым.

 И он средь солнечного дня
 Так жарко обнимал меня -
 Мой славный, добрый Вилли!
 Не знала я, что видят нас.
 Глаза чужие каждый раз
 Из-за кустов следили.

 Однажды милый мой спешит
 На встречу нашу к речке Твид
 И говорит мне Вилли:
 «Идет война. Король Макбет
 Войска сбирает вновь себе -
 Ведь прежние разбили (1).

 И лэрд наш в рекруты меня
 Отправит через два-три дня.
 Скажи мне откровенно:
 Женой моей ты хочешь стать?
 Пообещай, что будешь ждать.
 Вернусь я непременно».

 Кивнув стыдливо: «Да, мой друг»,
 В объятья его сильных рук
 Склонилась я, не зная:
 Вновь не одни мы в этот час -
 За нами пара чьих-то глаз
 Ревниво наблюдает.

 На сердце было тяжело:
 Нас расставание ждало.
 Расплакалась я горько.
 Меня мой Вилли утешал,
 И о любви своей шептал
 Он мне до самой зорьки.

 Когда прощанья час настал,
 Мой Вилли ласково сказал:
 «Джен, уходя в солдаты,
 Тебе речных жемчужин нить
 Хочу сегодня подарить.
 Не забывай меня ты.

 Я сам собрал те жемчуга
 На Твида милых берегах (2).
 Носи их, не снимая.
 И шейку белую твою,
 Пока я буду там, в бою,
 Они пусть обнимают».

 Я вереск белый сорвала
 И Вилли ветку подала:
 «Предвестник он удачи (3).
 На шапке ты его носи.
 Он защитит и даст он сил -
 Вот что подарок значит».

 Ушел мой Вилли воевать.
 Пришлось его мне долго ждать.
 Промчалось быстро лето.
 Сменилась осень уж зимой,
 Но милый не спешит домой.
 Пропал мой Вилли где-то.

 И вот под вечер в декабре
 Вдруг конский топот во дворе.
 К двери бегу встречать я.
 Неужто друг с войны пришел?
 Но это лэрд наш, Кайл Мак-Кол
 В богатом входит платье.

 «К тебе я, Джен, со сватовством.
 Хочу ввести тебя в свой дом.
 Скажи лишь «да», красотка!» -
 «Благодарю я вас за честь,
 Но у меня жених уж есть»,-
 Ответила я кротко.

 «Кто он?» - «То Вилли, конюх ваш.
 Его люблю». - «Всё это блажь!
 Убит он в Абердине.
 Макбет ту битву проиграл.
 Гонец об этом рассказал.
 Свободна ты отныне!»

 И сердце боль пронзила вдруг.
 Так он погиб, мой милый друг!
 Не ждать его мне боле!
 Его мой вереск не сберег,
 И храбро воин мой полег,
 Сраженный в чистом поле.

 А Кайл Мак-Кол всё ближе льнет:
 «Жених твой уж в земле гниет.
 Нет твоего солдата!
 Давно тебя я полюбил
 И даже за тобой следил
 У речки Твид когда-то.

 Про Вилли знал уже тогда.
 Его, чтоб сгинул без следа,
 Отправил воевать я.
 Забудь его ты, стань моей».
 И, распаляясь все сильней,
 Схватил меня за платье.

 Прижал меня к своей груди.
 Но я сказала: «Уходи!
 Дай мне оплакать горе».
 И лэрд ответил: «Хорошо».
 Но, перед тем, как он ушел,
 Сказал: «Вернусь я вскоре».

 Рыдала я немало дней,
 Но сердцу было лишь больней.
 Стал белый свет немилым.
 А Кайл Мак-Кол не отступал:
 Всё под венец меня он звал,
 И сдаться я решила.

 Рубины лэрд мне подарил.
 Одеть он мне их предложил
 Со свадебным нарядом.
 Я отказалась – ведь со мной
 Мой жемчуг простенький речной
 Всегда у сердца рядом.

 Я не снимала эту нить,
 Чтоб друга Вилли не забыть.
 Он дорог мне, как прежде,
 Пусть умер, но жива любовь.
 И лишь увидеть его вновь
 Все ж умерла надежда.

 Еще полгода пронеслось,
 И свидеться нам с ним пришлось
 В канун Святого Джона (4).
 В ту ночь, что дУхам так мила,
 Я засиделась у стола
 Со свечкою зажженной.

 Ярилась за окном гроза,
 И вспышки молний небеса
 Зигзагами крестили.
 Но задрожали стены вдруг,
 И на порог шагнул мой друг –
 Мой нареченный Вилли!

 В истлевший он мундир одет,
 Одной ноги и вовсе нет,
 И глаза нет у Вилли.
 Лишь в двери милый мой ступил,
 Тотчас по горнице поплыл
 Тяжелый запах гнили.

 И разглядеть мне удалось:
 Он опирался не на трость –
 На собственную ногу.
 А глаз его, что уцелел,
 В лицо мне пристально смотрел.
 И молвил Вилли строго:

 «Да, я убит - лэрд не соврал.
 Но коль тебе пообещал,
 Вернулся за тобою.
 Над речкой Твид на склоне дня
 Клялась дождаться ты меня
 И стать моей женою.

 Я к милой Джен своей пришел,
 Но леди я нашел Мак-Кол.
 Женой чужого стала,
 Меня назад не дождалась
 Та, что в любви своей клялась
 И крепко обнимала».

 Тут муж мой в горницу вбежал.
 Лишь глянул Вилли – лэрд упал.
 Я в страхе закричала.
 И слышу Вилли я слова:
 «Что ж, Джен, отныне ты вдова.
 Давай начнем сначала?

 Я умер, но жива любовь,
 И ниткой этой жемчугов
 Я обручен с тобою.
 Вернусь в могилу поутру -
 Тебя с собою заберу.
 Мы связаны судьбою».

 Он руки потянул ко мне.
 Прижалась в страхе я к стене
 И крикнула, рыдая:
 «Тебя лишь суждено любить,
 Да только вместе нам не быть -
 Помолвку разрываю!»

 Дрожа, я руку подняла,
 И жемчуг с шеи сорвала,
 И бросила я в гостя.
 Он страшным голосом вскричал
 И на пол в тот же миг упал,
 Рассыпавшись на кости.

 И вдруг исчез – как не бывал.
 И жемчуг тоже с ним пропал.
 И буря присмирела.
 Мой мертвый муж лежал в углу,
 А рядом – ветка на полу,
 Тот самый вереск белый.

 С той ночи мрачной, роковой
 Живу бездетною вдовой.
 Года летят, как птицы,
 И спину гнут, и студят кровь.
 Но к Вилли до сих пор любовь
 Не может позабыться.

 Приходит часто он во сне
 И говорит мой Вилли мне:
 «Меня не жди ты боле.
 Пока не прекратишь грустить,
 Покоя мне не обрести
 В могиле в чистом поле» (5).

 Но вновь и вновь иду туда,
 Где речки Твид шумит вода,
 И дуб стоит зеленый,
 Что помнит молодой меня
 В канун Святого Джона дня
 И клятвы двух влюбленных.

 _________________________________________

 (1) В 1054 году войска Сиварда вторглись в Южную Шотландию и разбили короля Шотландии Макбета. Три года спустя Макбет был убит Малкольмом в битве при Лумфанане в Абердине.

 (2) В реках Шотландии издавна добывался жемчуг. В 12 веке, шотландский жемчуг широко применялся в ювелирном деле по всей Европе. Добыча жемчуга со дна реки не требовала особых знаний. Жемчуг в основном ловили ради интереса и не всегда для продажи, потому что попадался он в незначительном количестве, и не всегда хорошего качества. Иногда целый день терпеливые люди проводили у берега в воде и добывали не больше трех-четырех горошин.

 (3) Белый вереск считается предвестником удачи, и многие люди, побывавшие на вересковых пустошах, возвращаются с побегом белого вереска в петлице или привязывают его на бампер машины.

 (4) В Шотландии в эту ночь возлюбленные давали друг другу клятву верности, нарушение которой считалось преступлением. Старый языческий праздник летнего солнцестояния (Midsummer day) 21 июня церковь, пыталась подменить праздником в честь Иоанна Крестителя - Святого Джона (24 июня). Сельские жители Англии, Шотландии, Уэльса были убеждены, что эта ночь была второй по значению из трех годовых «ночей духов», когда большую власть приобретали разные сверхъестественные существа.

 (5) Согласно шотландским суевериям, чрезмерная скорбь живых мешает мертвым обрести покой в загробном мире.

 ----------------------------------------------
 Другие стихи этого автора читать тут:
http://www.stihi.ru/avtor/oxanasunny

 Другие произведения этого автора в прозе читать тут:
 http://www.proza.ru/avtor/oxanasunny

 ----------------------------------------------