Германия. Жгущая тайна

Борис Готман
   В феврале  1933 года по всей Германии с огромным успехом демонстрировался художественный кинофильм по новелле знаменитого  немецкого писателя Стефана Цвейга "Жгучая тайна".

   Если вкратце, фильм, как и новелла, повествует о неудавшемся  романе  между почтенной  матерью семейства и бароном-ловеласом, которому  помешал  двенадцатилетний сын потерявшей голову замужней  красавицы.

   На каждом углу стояли рекламные тумбы, на которых крупным шрифтом было написано: "Жгучая тайна".

   А 27 февраля, как известно, нацисты устроили провокацию с поджогом Рейхстага, в чём с первой же минуты стали обвинять коммунистов.

   Как пишет сам Стефан Цвейг в своей книге "Вчерашний мир. Воспоминания европейца",  на следующее  же утро после поджога возле рекламных тумб стали собираться большие группы людей.  Жестами они показывали  прохожим  на эту ставшую вдруг необычайно актуальной надпись, перемигивались и посмеивались. Они ещё не знали, что посмеиваться им осталось не так долго.

   Гестаповцам  было не трудно понять,  в чём дело: уже вечером демонстрация фильма была запрещена по всей Германии, а к утру исчезла  и  его  "жгущая"  нацистов реклама.

   Но та паника, которая охватила нацистов от сознания, что в названии  фильма люди увидели комический намёк на их грязную провокацию,  что население откровенно смеётся над их неуклюжей уловкой, запомнилась немцам надолго.

   Немудрено - ведь до сих пор любой тоталитарный режим видит в сатире в свой адрес, особенно талантливой, самую большую угрозу своему существованию!   

   Напомню, что к тому времени с  газетных страниц и по радио непрерывно звучали  многочисленные обращения  "общественности" к власти с "просьбами защитить народ от книг и влияния национальных предателей".

   Вот только сразу расправиться с самим "неарийским" писателем нацисты не смогли. Почему – в следующей заметке.