По Волге-матушке. Путевые заметки. Плёс

Галина Козловская
ПЛЁС ПРОСЛАВИЛ ЛЕВИТАНА, ЛЕВИТАН ПРОСЛАВИЛ ПЛЁС

Плёс - один из древнейших волжских городов. Уже восемь веков стоит он на кругом правом берегу Волги, на полпути между Костромой и Кинешмой. Это один из самых малых городов России.Ну, совсем малюсенький. Мал золотник...

Трудно себе представить, но в Плёсе не часто встретишь прохожих. Такое ощущение, что красивейшая природа существует сама по себе, а люди прячутся где-то в домах и безвылазно сидят, творят: здесь живут в основном на дачах, художники, писатели, поэты, актёры, музыканты, - одним словом, творческая интеллигенция.

На набережной можно встретить ювелира, продающего свои изделия, художника, выставившего для продажи картины. В Плёсе много различных художественных промыслов, в том числе частных, этим бизнесом живут многие плесяне. (Плесянин, плесянка, - слова-то какие ласковые!).

Было время, когда с развитием судоходства на Волге в Плёс потоком ринулись отдыхающие и дачники из столицы. Именно в этот период "дачного Плёса" в 1888 году в городе по счастливой случайности оказался тогда ещё малоизвестный молодой художник Исаак Ильич Левитан. Он со своими друзьями Софьей Кувшинниковой и Алексеем Степановым в поисках подходящего места для пленэра обнаруживает Плёс и делает здесь остановку. Плёс обворожил. Привлекла больше всего маленькая древняя церквушка. Да и вообще, по воспоминаниям Кувшинниковой, "городок оказался премилым уголком, удивительно красивым, поэтичным и тихим".

В первые дни пребывания в Плёсе Левитан написал эту церковь с погостом в свете заката. Спустя несколько лет он напишет свою знаменитую картину "Над вечным покоем" (1894). Местность и весь мотив целиком был взят с натуры, только церковь в натуре была другая, некрасивая, и Левитан заменил её плёсовской церквушкой.

Уже после первого приезда в городок (а приезжал Исаак Ильич потом и на другое лето, и на третий сезон), левитановские картины, представленные на столичных выставках, привлекли всеобщее внимание. О нём заговорили, и заговорили как о состоявшемся талантливом художнике. На основе плёсовских сюжетов живописец создал более 20 картин, 200 этюдов, рисунков, набросков. Из всего творческого наследия великого русского художника десятая часть полотен - плёсовского периода жизни. Среди них любимая всеми левитановская "Золотая осень. Слободка", "Берёзовая роща", "Свежий ветер. Волга"… Утвердилось мнение, что Плёс прославил Левитана, Левитан прославил Плёс.

Здесь чтят Левитана. Туристов первым делом ведут в музей художника на набережной Волги, находящийся в доме купца Солодовникова, рядом с которым стоит памятник И. И. Левитану - скульптурный портрет работы заслуженного деятеля искусств РСФСР  палешанина Н. В. Дыдыкина.
 
В общем, там, где Левитан когда-то "открыл" себя как большого художника, сегодня Левитан открывает многочисленным путешественникам двери "золотого Плёса"  -  храма своей творческой зрелости.

 
ЛЮБОВЬ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА

Я НЕ БУДУ сегодня, как обычно это делаю в своих путевых заметках, писать об истории города и его архитектуре, церквях. Поверьте, история древнего Плёса насчитывает восемь веков и очень насыщенна событиями, как и история других старинных русских городов на Волге. Побываете - всё услышите от экскурсовода, многое увидите своими глазами. А встретиться с Плёсом надо! Он настолько хорош, что сразу "ложится на душу".

Расскажу о природе, ландшафте, набережной и о том, что на ней есть и радует глаз, о тихости и уюте этого прекрасного местечка на Волге. Здесь можно просто сидеть на бугорке и мечтать. Бродить по левитановской берёзовой роще и испытывать чувства нежности к родной природе. Смотреть с высокой Соборной горы на матушку-Волгу и чувствовать себя счастливым. Мне важно передать своё настроение от встречи с этим лакомым кусочком земли русской. Полюбив Плёс с первого взгляда, становишься сентиментальной.


ПЛЁС - ЭТО БОЛЬШАЯ ДАЧА

СОБОРНАЯ гора - место отдыха и прогулок, замечательное место Плёса. Здесь на высоком чёрном постаменте величественно возвышается белый бюст великого князя Василия I (сына Дмитрия Донского) - основателя города. Территория древней крепости, сохранившаяся свободной от жилой застройки, стала излюбленным местом прогулок горожан.

Поднимаешься на гору по мощёной камнем дороге, камни крупные, красивые, отглаженные великим множеством подошв самой различной обуви - дорогой и дешёвой, и думаешь: сколько же народу здесь перебывало! Уставшие от подъёма на гору, люди отдыхают в уютных беседках, воссозданных по старым фотографиям и произведениям живописи. 

До наших дней сохранились берёзы, высаженные по периметру плато. Им 150 лет, они "помнят" многих знаменитостей, посещавших плёсскую землю. Здесь бывал Фёдор Иванович Шаляпин, гостил у друзей в усадьбе "Утешное", впоследствии выстроил тут себе дачу, правда, воспользоваться ею не довелось. Поскольку на склонах горы когда-то пасли скот, плато ограждено жердевой изгородью, и так приятно видеть такой скромный заборчик - "пахнет" родной русской деревней.

С Соборной горы открывается широкая панорама на долину речки Шохонки, зареченский район, на густой лиственный лес. У подножия гора опоясывается улицами.  Такая красота неописуемая и такое приволье!

А под горой - глубокий ров и вал, давным-давно служившие составной частью оборонительной крепости. И по склонам - домики, домики, домики. По оврагу протекает речка. На её берегах можно увидеть рыбака с удочкой, груду кувшинок в воде, босоногих мальчишек. Тишина и спокойствие в этом спокойном мирке.

В Плёсе строители всех времён не противоречили природе, естественному ландшафту, а работали в гармонии с природой, и получился чудо-город. Особенно хороша набережная Волги, тянется она километра на два. Здесь сохранились купеческие двухэтажные особняки, их много, и все они чистенькие и аккуратные, хотя лет им более века.

Дома на набережной все как на подбор двухэтажные каменные. На соседних улицах встречается смешанная застройка: первый этаж каменный, второй деревянный.  Именно в таком стиле классицизма заложена и богатость и простота, что создаёт уют и красоту застроек. Улицы вдоль берега Волги называются, как прежде: Советская, Ленина, Горького. И вообще с названиями в Плёсе строго: нет никакой иностранщины.

Во все времена главной улицей Плёса была и остаётся Волжская набережная (ул. Советская). В прошлом здесь сосредоточивалась вся деловая жизнь города. Верхние и Нижние (Мясные) торговые ряды отделяют набережную от Торговой площади. Небольшая площадь между тем не вызывает ощущения тесноты. Торговая площадь живописна, умело вписана в местный ландшафт. Здесь нет ничего искусственного, вычурного, пышного. Здания, строящиеся в разное время, сливаются в единый ансамбль, дополняя друг друга.

Архитектурной доминантой Торговой площади (ныне пл. Революции) является Воскресенская церковь, выстроенная в начале 19 века. Построенная в полугоре, она не подавляет взгляд, возвышаясь над другими строениями.

Интересны торговые ряды на набережной. Магазинчики  и сегодня, как когда-то давно, именуются лавками, пекарнями, булочными, москательными, есть гостиный двор. Вот милые сердцу их названия: "Сувенирный салон","Старый дачник", "Всякая всячина","Льняная лавка","Бязь и сатин", "Льняная лавка Никиты Прусова", "Лавка Общества друзей Плёса". Далее по набережной идут - Аллея художников, Дом ремёсел, Калашная улица.
 
Калашная улица - старейшая улица Плёса, расположена в правой части площади. В настоящее время здесь находятся торговые павильоны, в которых можно купить сувениры из Плёса, Иванова и Костромы, льняные изделия, обереги, керамическую посуду, игрушки-свистульки и еще много интересного и забавного.Здесь всё как-то просто и в то же время изысканно.

О Плёсе можно рассказывать много и восторженно. Именно с восторгом. Это такое местечко российской глубинки, где пейзажи покоряют каждого неравнодушного к природе. Сюда влечёт, тянет. Меня всегда тянуло в Тарусу. Не знаю почему, но что-то тянуло и тянет в этот простой русский городок. Благо, он недалеко от меня, километрах в тридцати, на машине с дочкой за рулём мы нередко ездим в Тарусу просто так.

Плёс далеко. И всё же почему-то меня стало тянуть в эту Мекку художников, там осталась частичка моего сердца. Необъяснимо, но влечёт Плёс.