В воздухе Беда

Николай Бечин
Дважды Герой Советского Союза - Беда Леонид Игнатьевич.
Лётчик-штурмовик. Его появление в воздухе
наводило на фашистов ужас.
Памяти Героя посвящается.


Мелькают сёла, города -
И пушки "Илы" цель наводят.
Вдруг слышу: "В воздухе Беда!" -
Слова по рации приходят,

И на немецком языке:
С испугом, яростью и злостью!
Я на своём штурмовике
Опять пожаловал к ним в "гости".

Как крысы в норы, кто куда -
И вновь не выдержали нервы!
Со мною к вам летит беда!
Теперь уже не сорок первый!

Ну что ж, фашистская пехота?
"Подарков" много вам припас я -
Вот это вам за Севастополь!
За Сталинград, развалины Донбасса!

За сёла, наши города!
Горят: земля, машины, танки,
И эшелон на полустанке.
Я лётчик - по фамилии Беда.

   7 мая 1944 года нашим войскам была поставлена задача, захватить высоту Горную (так именовалась знаменитая Сапун-гора). Эта высота была ключом к взятию Севастополя, и овладеть им было совсем не просто. Каждый клочок каменистой земли был превращён в крепость. Сотни фашистских орудий и пулемётов прикрывали эту высоту со всех сторон. Стволы зенитных орудий ощетинились в небо, в просветах светлых облаков мелькали хищные силуэты мессершмитов и фоке-вульфоф. Казалось, взять её штурмом невозможно.И вдруг из балки, прорезавшую Сапун-гору наискосок, выскочила эскадрилья штурмовиков ИЛ-2. «Чёрная смерть» - называли эти самолёты фашисты, а наши пехотинцы любовно называли их «летающими танками». На высоте пять-десять метров от земли, появившись совершенно внезапно для фашистов, они обрушили на врага всю мощь своего оружия. Сотню вражеских трупов, десятки уничтоженных орудий и пулемётов оставили они после своего налёта. Ошеломлённые, испуганные немецкие солдаты даже не успели понять, что происходит, не успели сделать ни одного выстрела. А наши штурмовики исчезли, как молния. А через некоторое время на другом участке Сапун-горы они снова повторили свой смертельно опасный манёвр. И снова разбитые доты и дзоты и снова десятки гитлеровцев остались лежать навечно в чужой для них земле. И так повторялось семь раз. Нанеся огромный ущерб врагу, наши штурмовики без потерь вернулись на свой аэродром. В этот день Сапун-гора снова стала советской, ключ к Севастополю был в наших руках.
Той эскадрильей штурмовиков командовал легендарный лётчик – Леонид Игнатьевич Беда. А начиналась его лётная судьба с училища в Оренбурге. Уже тогда он отличался способностью анализировать все свои промахи, ошибки и больше не допускать их в небе, стремлением к совершенствованию лётных навыков, бесстрашием и волей к победе. В августе сорок второго года у него был первый боевой вылет под Сталинградом и первый, уничтоженный им, вражеский танк. Через два часа, в этот же день, второй вылет. Молодой лётчик при выходе из виража отклонился от курса и попал под огонь зениток и был атакован мессершмитами, получив при этом многочисленные ранения. На израненном самолёте, получив от ведущего приказ снижаться и идти на аэродром, летчик, преодолевая страшную боль, сумел довести машину и посадить её на лётное поле на фюзеляж, поскольку шасси не открывалось. Более 350 пробоин насчитали механики в его штурмовике. С тех пор в полку в ходу была поговорка: «Из боя «Ил» доставит на честном слове и на одном крыле». А сержант Беда, отказавшись от госпиталя, долечивал свои раны, оказавшиеся к счастью лёгкими, в медсанбате. С каждым боевым вылетом приобретался боевой опыт, совершенствовалось воинское мастерство. Ему стали доверять особо опасные и трудные задания. Однажды ему было поручено выяснить местонахождение группировки немецкой кавалерии, её приблизительную численность. Низкая облачность защищала от немецких истребителей, но и сильно затрудняла выполнение задания. Подлетев к месту поиска, лётчик стал снижаться. Высота 100 метров - сплошные облака, 70 метров - то же самое. И лишь на высоте 40-50 метров от земли штурмовик вырвался из облачного плена. Казалось, что самолёт вот-вот заденет за верхушки деревьев. Совершенно безлюдная местность и лишь только вдоль опушки леса медленно поднимается вверх, едва заметная белесая полоска. Внимательный взгляд лётчика замечает её, это же дым от костра. Длинная пулемётно-пушечная очередь нарушает тишину леса. И сразу же появляются на опушке раненые и испуганные лошади, фигурки немецких солдат, несутся к самолёту огненные трассы с земли. Группировка немцев обнаружена и её координаты переданы по радио нашему командованию. И уже через двадцать-тридцать минут по ней ударила наша артиллерия, а чуть позже нанесли удар штурмовики. Наступление немцев на этом участке фронта было сорвано.
   Приходилось Леониду Игнатьевичу и его боевым друзьям в годы войны использовать штурмовики, как истребители. Так в 1944 году в районе Ново-Троицка, уже командир эскадрильи, Леонид Беда, получил приказ провести удар по живой силе и технике врага. И вдруг команда с земли: «Изменить курс. Атаковать группу юнкерсов-87» (немецкие бомбардировщики). И Леонид Беда направил свою эскадрилью в бой с большой группой самолётов врага. Снаряды, выпущенные командиром эскадрильи, поражают самолёт ведущего группы юнкерсов. Ещё два бомбардировщика сбивают его боевые товарищи. Остальные бросились наутёк, так и не выполнив свою задачу. А наши штурмовики полетели дальше, выполнять основное задание.
   А сколько раз приходилось штурмовикам атаковать вражеские аэродромы, преодолевая плотный заградительный огонь зениток и зенитных пулемётов. И каждый такой вылет своей эскадрильи, Леонид Беда, проводил мастерски, заранее спланировав тактику боя, учитывая особенности рельефа местности, погодные условия и многие другие факторы. Но война есть война и всего предусмотреть и избежать невозможно. На сто десятом боевом вылете в его самолёт попал зенитный снаряд, самолёт стал почти неуправляемым, через две-три минуты заклинило двигатель. Пришлось делать вынужденную посадку прямо в расположении немецкого пехотного батальона. Отдав приказ стрелку-радисту снимать пулемёт и готовиться к бою, Леонид Беда поджёг свой родной Ил-2 – чтобы тот не достался врагу. Вдали уже виднелись вражеские солдаты, как вдруг на бреющем полёте показались наши штурмовики. Это боевые друзья прилетели выручать своего командира. И пока три боевые машины прижимали фашистов к земле пулемётным огнём, четвёртый самолёт под командованием младшего лейтенанта Анатолия Берестнева пошёл на посадку. На глазах изумлённых гитлеровцев Леонид Беда со своим стрелком перебрались в штурмовик своего товарища и тот взмыл в воздух. А на следующий день снова боевой вылет. Более двухсот таких смертельно опасных вылетов совершил Леонид Беда. И о каждом таком вылете можно написать целую книгу.
   Фашисты, как огня, боялись наших штурмовиков. И когда воздушная разведка немцев докладывала, кто сидит за щтурвалом самолёта, в эфире звучали слова: «В воздухе Беда!». Немцы назначили огромную награду за голову нашего воздушного аса.
 Начав войну сержантом, Леонид Беда закончил её в звании майора и заместителем командира полка. В послевоенные годы он продолжил службу в авиации, учился в Академии Генерального Штаба. В последние годы жизни генерал-лейтенант, Леонид Игнатьевич Беда, был командующим авиацией Белорусского военного округа. Жизнь его оборвалась 26 декабря 1976 года при исполнении служебных обязанностей (в автокатастрофе).
   Сын украинского народа, дважды Герой Советского Союза - Леонид Игнатьевич Беда, был и остаётся в нашей памяти настоящим патриотом своей Родины, примером беззаветного служения своему Отечеству.