А. П. Чехов. Вишнёвый сад

Зоя Орлова
Уходящее дворянство в пьесе А.П.Чехова.

Пьеса написана в 1903-м году. Проблематика произведения была актуальна для данной эпохи, так как отражены вопросы, волновавшие общество на рубеже XIX и XX веков. Писатель показал разрушение устоев дворянства: их быта, уклада жизни, их традиций, духовности. Это происходило в результате распада экономических основ феодально-помещичьего строя и утверждения новых исторических сил. На смену праздным, бездеятельным дворянам должны были прийти сильные, уверенные, знающие, что делать, буржуа.

Главная тема «Вишнёвого сада» – гибель старой дворянской усадьбы и зарождение нового рода деятельности, переход усадьбы во владение новому хозяину, дельцу буржуазного мира. «Уходящее со сцены», «отправленное в отставку» дворянство представлено образами Раневской и Гаева. Это потомки некогда богатых помещиков, владельцев великолепного имения с прекрасным вишнёвым садом. В былые времена их имение приносило доход, позволявший безбедно, праздно жить господам, что привело к постепенному угасанию любых стремлений к деятельности. Лень и праздность породили беззаботное, легкомысленное отношение к жизни, а отсутствие трудовых навыков, барское высокомерие лишали некоторых дворян здравого смысла, что и способствовало разорению дворянских гнёзд. Имение героев пьесы также шло к полному упадку:  умирал сад, нарушался уклад жизни хозяев поместья, их слуг, крестьян.
 
Что же представляли собой «милые и обаятельные» брат и сестра, чем были интересны, что могли предпринять в создавшейся ситуации?
Любовь Андреевна – внешне очень приятная, непосредственная и добрая, избалованная вниманием барыня, которая неплохо музицировала, пела, иногда читала французские романы. Но в заботах о себе, в беспечной своей жизни, она не особенно обременяла себя воспитанием детей, и ими занимались гувернёры или слуги. Любовь Андреевна перенесла большую трагедию: утонул её сын. Смерть ребёнка – страшный удар, который, конечно, повлиял на душевное состояние матери. Но дальнейшие поступки барыни вызывают уже не сочувствие, а по меньшей мере, непонимание.
 
Любовь Андреевна бросает на брата свою несовершеннолетнюю дочь Аню, приёмную дочь Варю и уезжает с любовником в Париж, объясняя свой отъезд БЕГСТВОМ ОТ РЕКИ, где утонул её мальчик. Барыня хочет избавиться от постоянного напоминания, однако такое желание говорит об эгоизме человека, не думающего о тех, кто нуждается в опеке и кто более слаб (о своих детях). Бегство от душевной муки оборачивается нежеланием решать все другие проблемы: имение уже закладывалось, и оно снова будет перезаложено. Раневская тратит деньги, попросту проматывает, не задумываясь о том, что это не только её средства, что она отнимает их у детей. Такое поведение является эгоистичным и ставит под сомнение способность Любови Андреевны на настоящую материнскую любовь.

В то же время, Раневская очень сентиментальна: она плачет при воспоминаниях о детстве и о родителях, говорит о любви к родине, вздыхает при размышлениях о будущем своих девочек. Но она старается избавиться от грусти, не хочет решать проблемы, ей просто нужны деньги как можно быстрее. Поэтому продаётся имение, дорогой сердцу вишнёвый сад, чтобы потом, забрав последнее у близких, снова мчаться в Париж, к человеку, который Раневскую не любит, но ждёт от неё денег. Поступки Любови Андреевны вызывают предположение, что она и не знает, что такое любовь. Есть просто инстинкт самосохранения, она пытается спасти собственное благополучие, как она его понимает. Раневская «любит» свои страдания, очень себе сочувствует. Даже доброта её сомнительна: она готова бросить милостыню, не считая, сколько денег отдаёт, а в доме трудности, Варя уже не знает, как кормить семью.
 
Аня, узнав о бедственном положении матери в Париже, съездила за ней и привезла домой. Денег едва хватило на обратный путь. И оказалось, что юная дочь гораздо умнее, практичнее матери. Аню приводит в уныние отсутствие здравомыслия у Любови Андреевны: «И мама не понимает! Сядем на вокзале обедать, она требует самое дорогое, и на чай лакеям даёт по рублю». Барская привычка гордиться богатством, сорить деньгами, которые не зарабатываются собственным трудом, не исчезает даже при разорении, при отсутствии доходов. Раневская ведёт себя рядом с дочерью, как капризный, избалованный ребёнок, и это выглядит эгоистично, инфантильно.

В обращении с людьми Любовь Андреевна мила и обходительна, не проявляет грубости или жестокости, однако и это только внешний эффект, а не истинно гуманное отношение к людям. Одних она оставляет без средств для будущей жизни, других просто забывает. Её не волнует судьба слуг, а беспомощного и больного Фирса, преданно служившего семье много лет, господа бросают одного в опустевшем, покинутом доме. Старый слуга, как и вещи, при виде которых плакала Любовь Андреевна в день приезда, не нужны хозяевам.
 
А.П.Чехов отметил и такую особенность в духовном облике своей героини, как своеобразное толкование нравственных законов. Любовь Андреевна испытывает неловкость перед детьми и братом за свою греховную связь с мужчиной, с которым в браке не состоит. Но с удивлением спрашивает Петю Трофимова, друга своей дочери (зная, что Аня любит его) о его личных делах в такой форме, как будто советует ему предпочесть безнравственный образ жизни: «В ваши годы не иметь любовницы?» Это и есть её мораль, остальное – лицемерие. У Раневской, как и многих людей её круга, принципы давно стали фальшивыми. За годы праздной, пустой жизни, не приносящей никому никакой пользы, разрушена духовность дворянства.

Никчемным, пустым человеком изображён и брат Раневской. Гаев отличается от сестры разве что пустословием. Это тоже добрый и сентиментальный барин, он любит свой дом, каждую вещь в нём, обращается к вещам с пафосными речами: «Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твоё существование, которое вот уже сто лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости». Похвально в человеке умение ценить вещи, дорожить семейными реликвиями, и Гаев вполне искренне растроган, он говорит сквозь слёзы. Но как можно было связать «идеалы добра и справедливости» с существованием шкафа?! В голове этого пустейшего человека утвердились только слова из лексикона игроков в бильярд: «От шара направо в угол! Режу в среднюю!»
 
Казалось бы, если барин любит свой вишнёвый сад, испытывает самые искренние и теплые чувства к родине, то почему бы не принять совет Лопахина и не попытаться спасти имение. Возможно, вишнёвый сад удалось бы частично сохранить. Но любовь Гаева созерцательна, а практических навыков нет никаких, кроме игры в бильярд и в карты. Он не может противостоять транжирству сестры, которая устраивает приём гостей, когда семья уже разорена. Гаев, как и Раневская, не умел и не хотел думать о разумном ведении хозяйства с целью получения хороших доходов. Поэтому спасти своё положение они мечтают за чужой счёт, хотя бы с помощью богатой тётушки.

А.П.Чехов заканчивает пьесу «Вишнёвый сад» такими словами: «Слышится отдалённый звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий и печальный». Затем наступает тишина, и только слышно, как топором стучат по дереву. И звуки эти символизируют собой непрочность будущего дворян, попытки которых остаться «на плаву» можно отождествить с лопнувшей струной – это как приговор их бесплодной жизни. Натянутая струна не выдержала, «лопнул» и уклад помещичьих усадеб. А удары топора по дереву – это звуки нового мира буржуазных дельцов, и в этом мире Раневская и Гаев уже не будут хозяевами жизни, они со сцены сошли.

О Лопахине Чехов написал не так много. Но понятно одно: на смену аморфным господам закономерно пришёл "делец", прогрессивность которого сомнительна. Ведь уничтожается САД, символ созидания, труда многих поколений. Рано или поздно деловитость Лопахина может перерасти в алчность, бездушие, желание эксплуатировать людей (оплачивать труд несправедливо, присваивая почти всю прибыль себе), чтобы любыми, даже преступными путями увеличивать собственные капиталы.
И мы ощущаем грусть писателя: не зря многие поклонники творчества Чехова стремятся воплотить в жизнь мечты молодых героев пьесы и сажают вишнёвые сады.

Можно немного порассуждать и о последствиях того, что изображено Чеховым. Ведь были среди дворянской интеллигенции, среди разночинцев люди деятельные, умные, предлагавшие реформы, однако не готовы они были действовать решительно, и позднее всё закончится развалом империи. Временное правительство тоже оказалось неспособным предотвратить катастрофу, но не пожелало уступить дорогу большевикам, рабочим и крестьянам, чтобы в союзе с интеллигенцией и лучшими из дворян попробовать мирным путём реформировать общество и экономику. А ведь можно было без революции... Может, тогда и не случилось бы гражданской войны, не вмешалась бы Антанта.

Многим нравятся слова Ани, мечты Пети: эти молодые люди хотели видеть всю Россию садом! Однако замечательные планы и труды (а их хочется отождествить с советским периодом 60-80-х годов) будут разрушены новыми дельцами. И опять вмешательство Запада, как и в первую мировую, как и в развязывании гражданской войны в России.
Возможно, уже в начале века мечтатель Чехов почувствовал хрупкость идеи о справедливости и благополучии для всех. Но всё-таки хочется верить, что порочные, отрицательные явления в человеческом обществе постепенно будут устранены и утвердятся разумные, гуманные отношения, наиболее близкие к совершенству, к мечте человечества.