Запевала...

Александр Андриевский
Мой скромный рассказ о нашем ротном запевале. В начале семидесятых годов  двадцатого века, я проходил срочную службу в гвардейском, четырежды орденоносном танковом полку, в должности наводчика танкового орудия. 

В  боевой гвардейский танковый полк, находящийся в Маньчжурии,  попал после окончания учебного танкового училища, проще говоря после учебки.

Полк был  сформирован в начале сороковых годов прошлого века. Он прошёл славный боевой путь. На его знамени было четыре боевых ордена.

Дошёл он  с боями до Берлина. Офицеры  с гордостью говорили солдатам и не  только солдатам о том, что службой в танковом полку, который дал Родине без малого два десятка Героев Советского Союза - нужно гордиться.    

Вот такие слова о службе, я обязан был сказать, прежде, чем начать свой скромный рассказ о нашем ротном запевале.

За давностью лет, я забыл точную его фамилию и имя. К моему стыду, забыл и о том, откуда он был родом. Моя память говорит мне о том, что он был родом из Украины, иногда говорит, что из Белоруссии. фамилия  его была то ли Царёв, то ли Царик.
   
В данном случае - это не суть как важно. Назовём условно моего сослуживца Толиком. Не знаю почему, но память моя говорит мне о том, что так называли его все солдаты  нашей танковой роты.

В  полк он попал из своего областного военкомата. В учебном подразделении, он не был, а поэтому, некоторое время был в карантине, то есть в учебной роте  полка, которая располагалась в одном из помещений солдатского клуба. 

В карантине Толик прошёл курс молодого бойца. Воинскую присягу  принимал на плацу, вместе со всеми солдатами, с которыми был в карантине.   

 Ротный старшина Владимир Дудков сразу же сказал ему о том, что он  будет ротным запевалой. После его прибытия в нашу танковую роту,  на вечерней поверке, он зачитывал по журналу фамилии солдат. Необычный голос нового солдата  заставил его на время замолчать. 

Услышанный им голос, поразил его не только громкостью и грубостью, но какой-то оригинальностью,
и даже самобытностью.    

– Царёв! - повторил  старшина, и посмотрел на него. - Я! - пробасил новичок.

 – Будешь ротным запевалой. По-о-л да, Царёв?- он улыбнулся и посмотрел на него. Вот так и стал солдат Царёв ротным запевалой.

На следующий день, перед построением на обед нашей роты, старшина зашёл в канцелярию батальона.- Товарищ, полковник! - обратился он к командиру батальона подполковнику Дж....ву. -Я выбрал одного солдата быть в роте запевалой.
 
- Из новеньких...что ли? - комбат посмотрел на него. - В обед построишь роту на  выходе из казармы, возле подъезда. Подашь команду:" Шагом марш, в столовую!"  Потом подашь команду: " Запевай!"  Я послушаю, как поёт твой военный. Послушаем  его, и решим, сможет ли он  быть запевалой. Подавай команду о построении  на  обед. Через пять минут, я выйду из канцелярии батальона, и буду стоять на плацу,  возле казармы. Выполняй команду. Вопросы ко мне есть?

- Никак нет! - ответил старшина, отдал честь, и вышел из канцелярии батальона.

***

О людях, которые лишены  музыкального слуха, обычно говорят:" Ему медведь на ухо наступил". Солдату Царёву, в таком случае, он наступил  задними лапами на оба уха. Медведь хорошо поёрзал ими на них , прежде, чем отойти от него.
    
Оригинальным был сильный голос ротного запевалы. Он был грубым. Когда Царёв пел песню, то слушателям казалось, что они слышат голос блеющего барана. Поэтому, неудивительным было состояние  командира батальона, когда он услышал голос нового ротного запевалы. 

– Голос у Царёва сильный, я согласен с тобой,- говорил он старшине  роты, после того,  как солдаты, после обеда, вернулись в расположение батальона, в спальное помещение, и ожидали очередную команду на построение. В этот день, батальон заступал в наряд, в гарнизонный караул, и в нашу, солдатскую столовую. 

– Всё бы ничего! - командир батальона улыбнулся - Голос твоего запевалы смахивает, извини меня, на голос блеющего барана. Интересно он поёт.

– Не обращайте на это внимание!- уговаривал его  плутоватый старшина.– Зато у него сильный голос! Для запевалы - это самое главное!
 
– Уговорил,- комбат махнул рукой. - Через тридцать минут строй роту. Сегодня,  заступаете в наряд на службу в гарнизонный караул. Командира роты ко мне!   

После инструктажа о несении караульной службы, рота вышла на улицу и пошла на плац. На плацу стояли музыканты военного оркестра, ожидающие развода на службу нового наряда танкового полка. 

 Начальник штаба полка провёл свой инструктаж и музыканты заиграли военный марш. Под его музыку, солдаты, заступившие на службу в наряд, прошли строевым шагом перед офицерами, начальником штаба полка, командиром  батальона, и командиром  роты.   

– Запевала! Давай нашу любимую запевай,- подал команду старшина, когда рота возвращалась в расположение батальона, прежде, чем заступать в наряд по службе.
 
– Не плачь, девчонка, пройдут дожди,- запел ротный запевала строевую песню.

 Смеялись, слушая песню, старослужащие танковой роты. Некоторые солдаты, идущие в строю, радовались тому, что могут немного отвлечься от службы, слушая ротного запевалу. 

 – Царёв! Почему песню не слышу?- возмущался старшина, идущий, сбоку от  роты.

Запевала набирал в лёгкие воздух и пел:- Солдат вернётся, ты только жди.

Улыбались в строю солдаты и говорили друг другу: – Если бы та девчонка услышала  нашего запевалу, то она от смеха зарыдала бы.