Нашумевший Левиафан. Есть русофобия, нет русофобии

Тимур Тамирхан
НАШУМЕВШИЙ "ЛЕВИАФАН": ЕСТЬ РУСОФОБИЯ, НЕТ РУСОФОБИИ?

Посмотрел-то я, наконец, нашумевший фильм "Левиафан", который многие у нас заклеймили как "русофобский".

И именно потому - потому что "русофобский" - я на автомате решил, что фильм этот документальный (ну, что-то вроде "Так жить нельзя" Говорухина). А библейский Левиафан это, в таком контексте, - конечно, Россия. Сказала же светоч мировой демократии Новодворская, что, де, Россия должна перед всем миром покаяться. Стало быть, Россия это монстр, Левиафан. А поскольку многие деятели культуры ныне охотно пополняют ряды тех, кого в народе, охваченном патриотическим пылом, именуют "либерастами", то, возможно, и создатели фильма тоже.... того. По крайней мере, так мне в первый момент подумалось, такая была самая первая моя мысль.

Левиафан же, кто не знает, это персонаж из Ветхого Завета, этакое морское чудище, невероятно огромное, могучее и непобедимое. "Можешь ли ты удою вытащить левиафана и верёвкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко?" - втолковывает Господь Саваоф бедному Иову - имея в виду, что чудище может одолеть один только Бог. (В фильме это место из "Книги Иова" главному герою цитирует местный священник).

Итак, фильм я посмотрел. Он оказался художественным и... довольно сильным. Во всяком случае, не умничаю, многомудрого критика из себя не строю, не спешу сразу кричать о минусах, а говорю как простой зритель: смотрел с интересом.

Что сказать? Тема фильма совсем не оригинальная, а напротив, заезженная вдосталь: Простой Человек и Мафия - точнее, то, что называют этим словом в России. Противостояние рядового гражданина и интересов клана мафии. С началом Перестройки фильмов с подобной тематикой хлынуло на российские экраны множество. (Большинство названий подзабыл, но одной из первых таких картин, помню, была "Воры в законе") А образ Левиафана в точности соответствует образу Спрута в фильме про комиссара Каттани. Левиафан в фильме Звягинцева это Мафия.

Так вот, русофобия. Присутствует она в фильме или нет? Скажу так: я сам считаю себя патриотом, хоть и не оголтелым, без фанатизма, что называется, и патриотические настроения мне близки. И я, поверьте, отлично понял, В ЧЁМ вы усмотрели там русофобию. Но... как говорится, патриот мне друг, но истина (в данном случае право на собственное мнение) дороже. И поэтому говорю: то, что вы в под русофобией разумеете, русофобией, на мой взгляд, не является.

Почему?

Попробую пояснить.

Во-первых, давайте зададимся вопросом, на основании чего мы вообще делаем своё субъективное заключение о том, русофобское то или иное произведение или нет? Сам бы я на данный вопрос ответил следующим образом. Все мы люди взрослые, все понимаем, ЧУВСТВУЕМ, КАК - хорошо ли, плохо ли, с сожалением, с сочувствием, со злорадством - относится человек к тому, о чём он говорит - в данном случае, если говорит о России. Ведь это видно всегда. Здесь уместно привести слова Ролана Быкова: "что бы человек ни говорил, всегда видно, что он думает". Вот и всё, без всяких лингвистических экспертиз. Чисто бытовой здравый смысл.


В "Левиафане" же ничего русофобского, на мой взгляд, нет. Нет там отвращения ни к России, ни к россиянам. И нет попытки это отвращение внушить зрителю. И если уж отвращение к чему и присутствует - так это отвращение к мафии как к явлению - к самой главной, пожалуй, болезни нашего общества. Вот. А, скажем, главный герой Николай, его дэпээсник-друг, дэпээсника жена - очень даже нормальные люди, хоть и, понятно, со своими недостатками. И как бы подразумевается, что они-то и есть настоящие люди, настоящие россияне. А такие, как мафиозный мэр - испытай к нему лютую ненависть, зритель, и иди в реальной жизни с такими "мэрами" борись... насколько твоих возможностей хватит.

Многие упрекают автора также в том, что, мол, слишком круто он замахнулся на церковь: главный церковный чин в фильме показан чуть ли не духовным вдохновителем местного преступного синдиката, а на месте отобранного у работяги дома построен храм. Так вот, не надо лицемерия, не надо, такое тоже в жизни есть, и немало. И патриотизм заключается отнюдь не в молчании о подобных вещах.

Так что... никакой "русофобии". А если рассуждать в духе "а зачем вообще такое снимать и показывать, оно очерня-я-я-яет", то это уже, простите, СОВДЕПОВСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, привет, Михаил Суслов! Спасибо, не нужно. Жили-с.

Впрочем... если "Левиафан" и можно считать фильмом "русофобским", то в одном только единственном смысле. И таковым - "русофобским в единственном смысле" - его сделали внешние обстоятельства. Если точнее - международная политическая обстановка. Фильм "Левиафан" вышел на экраны в Великобритании в ноябре 2014 года. То есть попал в самый разгар антироссийских настроений в западном мире. Уверен, выйди "Левиафан" в свет в конце 2013-го, русофобским его назвать никому бы у нас в голову не пришло. Ну а коли вышел он в такое время неспокойное, то тематика его, конечно же, наших геополитических противников обрадовала. Мол, вон Россия, смотрите, какая, вот против кого мы санкции вводим; и это сами россияне про себя фильм сняли, не мы, автор фильма - российский режиссёр. Ну и содержание фильма, безусловно, интерпретировали по-своему - в выгодном им свете. Увидели в фильме то, что захотели увидеть.

Вот что пишет о фильме, например, Дмитрий Быков, очень прозападный российский оппозиционер, то есть, по сути дела, тот же Запад: "Левиафан" - мрачное и сильное кино, по которому когда-нибудь будут судить об атмосфере путинской России. Те, кто в ней не живёт, судят уже сейчас".... "фильм - типично русская по нынешним временам попытка высказаться без попытки разобраться". Словом, Дима увидел то, что хотел.

И в этом смысле моральный вред от фильма как бы есть. Мы как бы дали лишний повод себя куснуть.

Но с другой стороны - с другой стороны. Вороги они вороги и есть, что с них взять, они и фабулу "Колобка" вывернут-перевернут так, что будет "атмосфера жуткой путинской России". И что теперь, по примеру Совка совершать каждое телодвижение с оглядкой на то, "что про нас скажут на Западе"? Ну, унизительно ведь. Как вы думаете?

Кстати, о фильме про комиссара Каттани. Очень любопытный я задал себе вопрос. Интересно, а в Италии тоже есть люди, которые называют "Спрут" италофобским фильмом? Может, там ещё живы члены партии Муссолини, и они злобно, с зубовным скрежетом режиссёра "Спрута" клеймят и уверяют всех вокруг, что тот действует в интересах внешних врагов Италии? А что, Италия там показана как безнадёжное мафиозное государство. Не патриотично как-то.
Нет, я, право, не знаю, но как-то думаю, что итальянцы подобных проблем себе не накручивают и фильм воспринимают только как фильм.
Может быть, это оттого, что фашистская партия в Италии была у власти не так долго, как коммунистическая партия в Советском Союзе? А? Согласитесь, вопрос интересный.

28.01.2015 г. Т.Тамирхан