Не в нужном месте
Однажды на одной из станций Метро в Вашингтоне, играл скрипач-виртуоз Джошуа Белл,
но его игра не привлекла к себе внимания, за исключением нескольких человек, остальные
продолжали спешить, проходя мимо великого скрипача и прекрасно звучащей классической музыки.
Люди в Метро становятся пассажирами и всегда спешат...
Прочитав об этом, я не удивилась, такой эпизод в Метро, не является каким-либо
показателем, и совсем не важно, в какой стране, и в каком городе находится Метро.
Главное, это действительность жизни, которая в некоторых вопросах не может быть лучше
или хуже. Уклад жизни в обществе строится по-временному графику действий, и это
непреложный факт любого общества. А, Метро, как самый удобный вид городского транспорта,
и существует для быстрого преодоления расстояния, в котором личность теряется, она становится
частью людского пассажира-потока – от работы до дома; от одного адреса до другого.
Пассажиры Метро, это люди в основном спешащие. И, наверно, уместно заметить, что они,
скорее всего, мало знакомы или, скажем так, мало посвящены в мир классической музыки,
которая требует к себе музыкально-образованного подхода. Поэтому при неожиданной встрече
с титулованным виртуозом-скрипачом, многие просто не могут расслышать, и как-то по-особому
отличить гениальную игру, от игры часто и разнообразно звучащей в переходах станций.
И тот факт, что Джошуа Белла заметили всего несколько человек, есть то правильное
число людей, которые хорошо разбираются в музыке. Они-то смогли и в Метро расслышать,
музыкальные шедевры в исполнении скрипача с мировым именем, и по достоинству их оценить.
Сегодня трудно себе представить, как в переходе московского Метро, вдруг заиграли бы
на скрипках, великих мастеров, В. Спиваков или Ю. Башмет. Моя реакция, да и реакция сотен
прохожих, даже при узнавании, была бы просто не однозначной. А представители, скажем
так, музыкально-театрального бомонда, они и вовсе услугами Метро не пользуются.
И опять же непредвиденный случай, и кто-то неожиданно попал в Метро, то, скорее всего
он подумает, что скрипач в джинсах удивительно хорошо играет, и даже чуточку похож,
то ли на Д. Белла, то ли на М. Венгерова.
Общество при всей провозглашённой демократии, устойчиво социально-неравное, состоящее
из групп, слоёв, классов и каст, и все они живут обособленной жизнью. Люди этих
разных слоёв никогда близко не пересекаются. И те, кто ходит в смокингах и вечерних
туалетах на концерты артистов с мировыми именами, они зачастую, но, конечно же, не все,
делают это согласно неписаному протоколу о светской жизни. Быть в присутственном месте,
для некоторых из них, просто стиль жизни.
Сегодня сфера музыкально-театрального искусства, это сложившаяся и устоявшаяся
веками традиция. Музыка многих великих композиторов превратилась в шедевры, которые
исполняют музыканты-виртуозы, в концертных залах и оперных театрах, названия которых
овеяны славой и вековой историей. Поэтому люди, пришедшие на концерт, не спешат, они
готовы внимать музыке, они готовы к возвышенной и тонкой работе души.
Я думаю, что в этой истории с виртуозом-скрипачом в Метро, наблюдалась нормальная
реакция, спешащих людей, что называется – встреча не в нужное время, не в нужном месте.
* Фотография В.Спивакова