Не в нужном месте

Надежда Дмитриева-Бон
       
     Однажды  на  одной  из  станций  Метро  в  Вашингтоне,  играл  скрипач-виртуоз  Джошуа  Белл, 
но  его  игра  не  привлекла  к  себе  внимания,  за  исключением  нескольких  человек,  остальные 
продолжали  спешить,  проходя  мимо  великого  скрипача  и  прекрасно  звучащей  классической  музыки. 
Люди  в  Метро  становятся  пассажирами  и  всегда  спешат...
          
     Прочитав  об  этом,  я  не  удивилась,  такой  эпизод  в  Метро,  не  является  каким-либо 
показателем,  и  совсем  не  важно,  в  какой  стране,  и  в  каком  городе  находится  Метро. 
Главное,  это  действительность  жизни,  которая  в  некоторых  вопросах  не  может  быть  лучше 
или  хуже.  Уклад  жизни  в  обществе  строится  по-временному  графику  действий,  и  это 
непреложный  факт  любого  общества.  А,  Метро,  как  самый  удобный  вид  городского  транспорта, 
и  существует  для  быстрого  преодоления  расстояния,  в  котором  личность  теряется,  она  становится 
частью  людского  пассажира-потока  –  от  работы  до  дома;  от  одного  адреса   до  другого. 
Пассажиры  Метро,  это  люди  в  основном  спешащие.  И,  наверно,  уместно  заметить,  что  они, 
скорее  всего,  мало  знакомы  или,  скажем  так,  мало  посвящены  в  мир  классической  музыки, 
которая  требует  к  себе  музыкально-образованного  подхода. Поэтому  при  неожиданной  встрече 
с  титулованным  виртуозом-скрипачом,  многие  просто  не  могут  расслышать,  и  как-то  по-особому 
отличить  гениальную  игру,  от  игры  часто  и  разнообразно  звучащей  в  переходах  станций.

     И  тот  факт,  что  Джошуа  Белла  заметили  всего  несколько  человек,  есть  то  правильное 
число  людей,  которые  хорошо  разбираются  в  музыке.  Они-то  смогли  и  в  Метро  расслышать, 
музыкальные  шедевры  в  исполнении  скрипача  с  мировым  именем,  и  по  достоинству  их  оценить.

     Сегодня  трудно  себе  представить,  как  в  переходе  московского  Метро,  вдруг  заиграли  бы 
на  скрипках,  великих  мастеров,  В. Спиваков  или  Ю. Башмет.  Моя  реакция,  да  и  реакция  сотен 
прохожих,  даже  при  узнавании,  была  бы  просто  не  однозначной.  А  представители,  скажем 
так,  музыкально-театрального  бомонда,  они   и  вовсе  услугами  Метро  не  пользуются. 
И  опять  же  непредвиденный  случай,  и  кто-то  неожиданно  попал  в  Метро,  то,  скорее  всего 
он  подумает,  что  скрипач  в  джинсах  удивительно  хорошо  играет,  и  даже  чуточку  похож, 
то  ли  на  Д. Белла,  то  ли  на  М. Венгерова.

     Общество  при  всей  провозглашённой  демократии,  устойчиво  социально-неравное,  состоящее 
из  групп,  слоёв,  классов  и  каст,  и  все  они  живут  обособленной  жизнью.  Люди  этих 
разных  слоёв  никогда  близко  не  пересекаются.  И  те,  кто  ходит  в  смокингах  и  вечерних 
туалетах  на  концерты  артистов  с  мировыми  именами,  они  зачастую,  но,  конечно  же,  не  все, 
делают  это  согласно  неписаному  протоколу  о  светской  жизни.  Быть  в  присутственном  месте, 
для  некоторых  из  них,  просто  стиль  жизни. 

    Сегодня  сфера  музыкально-театрального  искусства,  это  сложившаяся  и  устоявшаяся 
веками  традиция.  Музыка  многих  великих  композиторов  превратилась  в  шедевры,  которые 
исполняют  музыканты-виртуозы,  в  концертных  залах  и  оперных  театрах,  названия  которых 
овеяны  славой  и  вековой  историей.  Поэтому  люди,  пришедшие  на  концерт,  не  спешат,  они 
готовы  внимать  музыке,  они  готовы  к  возвышенной  и  тонкой  работе  души.

     Я  думаю,  что  в  этой  истории  с  виртуозом-скрипачом  в  Метро,  наблюдалась  нормальная 
реакция,  спешащих  людей,  что  называется  –  встреча  не  в  нужное  время,  не  в  нужном  месте.

* Фотография В.Спивакова