Воспоминания о Варшавском Восстании - Часть 11

Константин Кучер
(с польского)

София Михальская-Шарух, псевдоним «Зоська», санитарка батальон «Заремба» рота "Амброзия"

Повстанческая дружба

2.VIII я прибыла на санитарный пункт, организованный в доме № 61 на Волчьей улице. Меня направили в санитарный патруль батальона «Заремба», где я несла службу до 8.IX.
Среди солдат моего взвода был русский, до Восстания сбежавший из немецкого плена и вступивший в ряды AK. У него были документы на фамилию Соколовский. Он хорошо знал польский язык, как разговорный, так и письменный. Носил псевдоним «Ванька». В конце августа «Ванька» был ранен. Вместе с подругой мы перенесли его на носилках в полевой госпиталь на Познанской. Я заботилась о "Ваньке" - посещала его в свободное от службы время и приносила еду. Между нами завязалась дружба, невзирая на большую разницу в возрасте: я была ещё школьницей, мне едва исполнилось 16 лет, а он уже до войны был архитектором, знал несколько языков и ему было 26. Он подарил мне свою фотографию с посвящением, написанным по-польски, дал свой адрес (он жил с родителями в Днепропавловске (1)) и сказал мне, что его зовут Григорий Чугаев, а не Владимир Соколовский. Написал стихотворение, в котором обещал, что всегда будет с теплом вспоминать обо мне.

Стихотворению предшествует посвящение: "В знак глубокого уважения", что для меня, шестнадцатилетней девочки, звучало необыкновенно важно и значительно. На самом ли деле "Ванька" будет помнить обо мне?

В августе был тяжело ранен в ногу  «Шченсны» и убит «Игнас» из нашего взвода, оба на баррикаде по ул. Эмилии Платер, 14. Вместе с подругой мы отнесли "Шченсного" на носилках в тот же самый госпиталь, в котором лежал и "Ванька". "Шченсному" ампутировали ногу. Я опекала его так же, как и "Ваньку". Конечно, настолько, насколько это вообще было возможно в тех условиях.

Я присматривала за раненными из роты "Амброзия" до того, как меня не перевели в батальон "Милош"

С мотыгой на свободу

После капитуляции Восстания "Ванька" встречался с моей мамой и просил ее повлиять  на меня, чтобы я не шла в плен вместе с повстанцами, а покинула Варшаву с ней и  гражданским населением. Он считал, что так будет безопаснее для меня. Он уже был в плену и знал, что это такое. Убеждал маму, чтобы она прислушалась к его советам. Мне не осталось ничего иного, как послушать маму.

Немцы повели большую толпу варшавян на Западный Вокзал. В этой толпе шла и я с мамой. На вокзале мы все томились в ожидании поезда на Прушков. Оголодавшие варшавяне собирали все, что можно было есть: те же стебельки, веточки, чтобы сварить хоть какую-то еду на примитивных кухнях из поставленных на ребро кирпичей.

Моя мама ничего не готовила, чтобы мы могли хотя бы немного утолить голод, только беспокойно бегала по всей территории. Я не знала, что она ищет. Через какое-то время мама принесла мотыгу и вручила мне ее, произнеся:

- Зося, это - твое спасение.

Я взяла из её рук мотыгу и в ужасе подумала с большой печалью: «Боже, из-за  всех этих переживаний бедная мама потеряла рассудок»...

Но действительность была совершенно иной: Мама наладила контакт с группой людей из близлежащих окрестностей столицы, которые были мобилизованы немцами  на рытьё окопов в Варшаве. У людей, соответственно, с собою был шанцевый (землеройный) инструмент. После работы они возвращались по домам в открытых вагонах (без крыши). Мама подошла к одному из мужчин, возвращавшихся с рытья окопов, и попросила его:

- Пан, спасите мою дочку!

С мотыгой на плече и с помощью этого мужчины, я смешалась с толпой приезжих и села в поезд, хотя немцы и строго следили, чтобы до этих, особых вагонов не  пробирались варшавяне. Те, кто стоял на контроле, не обратили на меня внимания, скорее всего, потому, что у меня была мотыга.

Вышла я из поезда вместе с моим случайным опекуном в Пястове. Так я избежала и заключения в лагерь в Прушкове, и отправки на принудительные  работы в Германию!

"Я думал, что вернусь в Варшаву"

После капитуляции Восстания «Ванька» вместе с другими бойцами батальона «Заремба Перун» попал в лагерь для военнопленных. После окончания войны хотел вернуться в Варшаву, но судьба забросили его в Австралию. Много лет мы переписывались.

Примечания автора:
"Ванька" умер в Австралии в 1977 г. (сердце). Уже после его смерти "Зоська" побывала с визитом в его семье в СССР. Принимали ее очень сердечно, благодарили за опеку над ним в повстанческом госпитале. В 1944 году на средства, собранные ветеранами батальона "Заремба-Пёрун" была издана книга, написанная Тадеушем Бачинским - "Батальон AK Zaremba-Piorun в Варшавском Восстании». В этой книге на стр. 28 упоминается "Ванька":
В ночь с 20 на 21 августа враг атаковал позиции, которые защищаются бойцами 1-го взвода роты "Амброзия" на ул. Эмилии Платер. Используя фактор внезапности, немцы прорвались к домам под номерами 19 и 21, и за счет своего сильного огневого преимущества, нанесли защитникам серьезные потери. Много солдат погибло, часть была ранена. Положение спас русский Григорий Чугаев «Ванька», который огнем станкового пулемета сдержал напирающих немцев до подхода подмоги. В ходе боя он был ранен.

Примечания переводчика:
1 - Днепропавловск - По всей видимости, ошибка Софии. Города с таким названием на Днепре нет. Скорее всего, речь идет о Днепропетровске.

++++++++++++++++++++
На снимке: Варшава, 01.09.1944 г.. Раненый варшавский повстанец Кшиштоф Палестер (Krzysztof Palester, справа) батальона Парасол (Parasol) с медицинскими сестрами на углу улиц Варецка (Warecka) и Новый свет. В центре — Мария Стыпульковска-Хожецка (дата рождения — 1926).
Автор снимка – Йоахим Йоахимчук (Joachim Joachimczyk), источник - http://waralbum.ru