Толя-спасатель

Николай Бечин
Был холодный сентябрьский день. Я, тринадцатилетний паренёк, стоял на берегу реки Ваги возле переката с удочкой и пытался поймать шустрого хайруза, который с завидным упрямством раз за разом выпрыгивал из воды, игнорируя мой крючок с насаженным на него червяком. Из-за поворота показался пьяненький мужичок со спиннингом в руках. Он, покачиваясь, сделал заброс и стал сматывать  леску на катушку. Вдруг  удочка у него согнулась и я, подумав, что у него попалась здоровенная щука, побежал к нему посмотреть, как он будет её вытаскивать. Подбежав поближе, я услыхал много ярких и сочных ругательств по поводу плохой погоды, холодной воды, коряг в реке. Всё было ясно - зацеп. "Слушай, Серёга, ты парень спортивный, закалённый. Слазь-ко в речку, отцепи блесну" - попросил он меня. Этот пьяненький рыбачок был не кто иной, как Толя-спасатель. Его уважали все пацаны из моего родного села. И было за что.

 Июнь был холодным и дождливым. Вода в реке была большой, как весной в половодье. И вдруг выдался яркий, солнечный и тёплый день. Вся ребятня, обрадовавшись теплу, устремилась к речке. Кто-то бродил по колено в воде, доставая мелких налимчиков, кто-то бросал камешки-плитки с берега и считал блинчики-отскоки его от воды, а несколько мальчишек (постарше и посмелее) уже барахтались-купались возле берега. Место, имевшее кодовое название "Под Тимохой" - было опасное и имело дурную славу. Мелкое у берега, оно внезапно углублялось до трёх-четырёх метров. Вдобавок в большую воду там возникал грозный водоворот и даже опытные рыбаки на своих лодках избегали рыбачить там в это время. Ничто не предвещало беды: визжали девчонки, которых ребятня окатывала водой;  с высокого берега доносился рабочий шум из колхозных гаражей и мастерских. И  вдруг раздался  пронзительный, страшный крик: "Спасите меня! Тону! А-а-а-а!". Девятилетний паренёк, Коля Кузнецов, потеряв опору под ногами, молотил руками и ногами по воде, пытаясь вернуться к спасительному берегу. Но течение медленно и неотвратимо несло его на самый опасный участок реки, к водовороту.
Все оцепенели . И только один из мальчишек, самый старший из всех, Павлов Ваня - десятилетний, стройный хлопчик, бросился на помощь товарищу. Забрёл по  горло в воду и протянул руку, пытаясь достать Колю. Но напрасно, вода всё дальше и дальше уносила того от берега. И тогда Ваня бросился вверх по крутому берегу, не замечая колючего шиповника, и с криком:" Спасите! Помогите! Колька тонет!" - побежал в сторону колхозных гаражей.
 Молодой мужик лет тридцати, по прозвищу Толя-слесарь, возился возле трактора, прицепляя к нему борону, как вдруг увидел несущегося к нему паренька. И ещё не разобрав, что кричит этот мальчишка, понял: случилась беда. И побежал к нему с криком:"Где? Что случилось?". "Колька тонет под Тимохой!" - прокричал тот и заплакал. Раздумывать было некогда, и Анатолий бросился к реке. Вот где пригодилась ему армейская подготовка. В своём родном взводе он был одним из лучших бойцов: ловким, быстрым, сообразительным. И в трудные минуты жизни умел действовать быстро, правильно и хладнокровно.Слетев мигом с горы он увидел оседающего в воде мальчика. Тот уже не кричал, а медленно уходил под воду. "Только бы успеть" -стучало в висках у Толи-слесаря, - "Только бы успеть!". Страха не было, было отчаянное желание спасти паренька. Быстрыми сажёнками, он подплыл к нему, и схватив безвольное, почти скрывшееся под водой тело мальчика, стал грести обратно одной рукой, по сантиметрам приближаясь к берегу. Вытащив на берег бесчувственного парня, он положил его животом себе на колено, наклонив голову  вниз. Тело того стало подёргиваться и изо рта полилась вода, и раздался стон. "Живой!" - ликовал Толя, - "А в больницу надо всё-таки его доставить." Подхватив бледного мальчишку на руки он стал подниматься по склону, а навстречу ему уже бежали мужики, его товарищи по работе.
 На торжественном собрании Толю-слесаря наградили почётной медалью "За спасение утопающих", сказали много ярких, красивых слов и назвали его спасателем. С тех пор в селе не стало Толи-слесаря, но появился новый герой -Толя-спасатель.

 Вряд ли кто-нибудь смог бы  меня убедить лезть в реку, в такой холод, отцеплять какую-то блесну. Но авторитет Толи-слесаря-спасателя сделал своё дело. Раздевшись и зайдя в воду по пояс, я размотал леску, опутавшую камень. Толя-спасатель, не сказав мне спасибо, скрутил на катушку леску и слегка пошатываясь, пошагал к своему дому. И я, одевшись,бежал вслед за ним. И думал о том, что герои в жизни бывают такими простыми и обыкновенными людьми.