Любовь. Из цикла Школа

Анатолий Кисельников
«Любовь»

Рассказ из цикла « Школа».




                Осенние каникулы прошли, но Погода продолжала удивлять!
«Уж ни радуется ли и Солнце вместе со мной?! Но если Оно в восторге, то в силу каких причин!? Определённо, Солнце влюблено в наш край, как и я, влюблён в Волжанинову,  в эту удивительную женщину!  Это чудесное чувство проявляется в моей улыбке, в моей походке! И, если бы меня не сочли мои ученики, которые спешат сейчас по улочкам к школе, умалишённым, я бы кричал от восторга на всю Вселенную!» С сияющей улыбкой  на лице размышлял Родионов, шагая по тропинке в центр, к школе. Он, прищурив глаза, время от времени смотрел на восходящее Солнце, обещающее очередной прекрасный День.

                Чем ближе Родионов подходил к школе, тем больше учеников выходили из переулков и поторапливались к школе. За несколько десятков метров от школьной калитки дети встречались, здоровались друг с другом, обнимались, восклицали, смеялись! В восторженные восклицания детей вклинивался прощальный, гортанный переклик гусиной стаи, покидавшей Заволжье в эти последние погожие дни поздней Осени.

                Родионов и Волжанинова встретились у дверей учительской. Волжанинова не смогла удержать чувства, обняла Родионова, поцеловала его в губы, отстранилась, достала из рукава платочек, вытерла возлюбленному губы, с сияющей улыбкой, часто оглядываясь, заторопилась в кабинет. Родионов проводил Волжанинову нежным взглядом, несколько секунд постоял у дверей учительской, изо всех сил пытаясь, прежде чем войти, убрать с лица глупую улыбку от переполнивших чувств. Не удалось. Ну и пусть….

                « Дмитрий Викторович, вы сегодня какой-то странный.  Пятнадцать лет работаю с вами, но не припомню, чтобы вы так загадочно, таинственно, я бы сказала, глупо  улыбались». С озорной улыбкой на прекрасном лице  сказала Фёдорова Наталья Алексеевна. Проговаривая фразу, она особо выделила слово «глупо». Не дождавшись ответа, Наталья Алексеевна растянула в улыбке красивейшие губки ещё больше, продолжила:
« Уж не влюблены ли вы, Дмитрий Викторович?»
« И что вас удивляет, Наталья Алексеевна? Состояние влюблённости - самое нормальное состояние для Человека. Думаю, что вы согласны с моим мнением». Ответил Родионов. Его лицо осеняла  улыбка, конечно же, глупая. Он слегка склонил голову перед коллегой, дав понять, что разговор окончен, взял журнал и зашагал по коридору к своему кабинету.

                Не дойдя несколько шагов, он услышал смех. Самый беззаботный, весёлый смех струился во все щели двери, прозрачными волнами наводнял коридор, играл занавесками на окнах, просачивался сквозь стёкла на улицу и уносился в синее Небо! Родионов улыбнулся, взялся за ручку дверей, и, больше не пытаясь спрятать хорошее настроение за маской безучастия, вошел в класс. Ученики стояли у своих столов. Некоторые из них зажали рот ладошкой, многие тянули губы в беспечной улыбке, самые отчаянные хихикали, смеялись, не в силах побороть накатившее веселье! Родионов поздоровался, разрешил сесть.  Встал дежурный, заговорил громко. Класс притих.
               
                Выслушав доклад дежурного, и отметив отсутствующих, Родионов подошёл к доске, взял мелок из коробочки, прикреплённой к нижней планке доски, начал записывать тему урока.

Урок 1. От Средневековья к Новому времени
Раздел I. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация
Тема I. Великие географические открытия.
Вопросы:
                Родионов начал выводить цифру «один», чтобы записать вопрос первый. В этот момент сзади снова послышался смешок, приглушенный. Родионов стукнул о доску мелом более энергично, чем следовало. Получилась жирная точка после цифры «один». Учитель повернулся к классу: Иванова Таня прижала полные ладони ко рту, раздула щёки, выпучила глаза. Её русые волосы растрепались, куцая чёлка легла на лоб. Таня пытается,  но не может сдержать смех. Смех, приглушённый, прорывается сквозь пальцы. Её поддерживает, конечно же, Рыбаков. Он, по обыкновению, пригнул голову, прижал к щекам ладони, смеётся. Над ладонями торчат красные уши. Его плечи вздрагивают. Пуще всех старается Бахарев. Он не пытается маскироваться, смеётся открыто, громко, потирает ладонью стриженый затылок. 

                Родионов смутился. Он подумал, что, возможно, его костюм сегодня выглажен плохо, или, вероятно, воротник рубашки сбился на бок, или расслабился галстук. Дмитрий Викторович сказал:
« Я выйду на минуту, и очень надеюсь, что за это время вы настроитесь на работу».
                Дмитрий Викторович вышел из класса, подошёл к трюмо, установленном у глухой стенки рекреации. Костюм, хотя и поношенный, но выглаженный. И ворот рубашки не скрутился в трубочку, и галстук не съехал набок. Он вернулся к двери: смех не утихал. Родионов вошёл в класс, и, строго глядя на Бахарева, попросил его:

                «Фёдор, успокойся. Я сегодня не расположен к конфликтам, пусть даже самым незначительным.  Я напоминаю тебе, началась вторая учебная четверть, и  мы приступаем изучать интереснейшую тему.  И я очень надеюсь, что в процессе работы над темой ты, и все вы, молодые люди, жаждущие познаний, зададите в первую очередь себе множество вопросов. Я уверен, получиться занимательная дискуссия, в которой каждый из вас выразит своё субъективное мнение. Истина рождается в споре, истина доступна пытливому уму, истина очень уважает своеобразное, нестандартное мышление и самое смелое воображение. Название темы «Начало нового времени». Учёные пришли к выводу, что начало нового времени характерно глобальными переменами в социальной, экономической, политической, культурной и духовной жизни всего Человечества. Историки датируют эпоху нового времени с начала шестнадцатого века по начало двадцатого века. Эпоха нового времени – это Ренессанс!  Ренессанс - в переводе с итальянского и французского языков обозначает возрождение. У вас, мои хорошие, конечно же, возник сам собой вопрос: возрождение чего? В какой критической ситуации оказалось Человечество, что выдающиеся умы той эпохи Франческко Петрарка, Джаванни Баккачо, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Сандро Боттичелли, Данте Алигьери, и другие посвятили себя развитию науки, культуры, архитектуры. Что побудило их на это сподвижничество, какие провалы в умах людей образовались, с которыми дальнейшее развитие стало невозможным? И второй вопрос: ренессанс в России, в нашей России.…»

                Смешок не утихал. Родионов сделал паузу, строго посмотрел на Бахарева. Но ученик, напротив, засмеялся ещё громче. Он и не собирался извиняться за неадекватное поведение на уроке. Фёдор занялся, на его взгляд, более интересным делом:  он вперил взгляд в Никиту Гришина. А Никита любовался прекрасным лицом Беликовой Маши. Не один век трудились талантливые скульпторы над этим лицом: в меру удлинённое, и нос почти римский,  и губы выразительные, и глаза божественные, и волосы ангельские. Они ниспадают золотыми кольцами на худенькие плечи. И лоб высокий и чистый, не отяжелён грубой чёлкой! На щеках Беликовой Маши играет румянец. Толи она волнуется, внимая словам учителя, толи она чувствует взгляд Никиты, и её сердце трепещет и мечется, словно птица, угодившая в силки торговца – птицелова!?
                Никита сидит на последней парте. Всё от того, что он ввиду своей природной полноты всегда опаздывает занять место рядом с Беликовой Машей. Пока Никита доплетётся до второй парты в первом ряду от окна, на стуле, рядом с сумкой Маши, лежит сумка Саши Богданова, рыжего, нахального,  шустрого и упорного. Весь класс давным-давно знает, что Богданов с первого класса ухаживает за Беликовой. Он исподтишка  подкидывает ей в карман, или в сумку записочки, признаётся ей в любви, приглашает  зимой на санках слететь стрелой с приволжской кручи, или на Реку летом, чтобы побороться с метровыми волнами во время напористого южного ветра. Но Беликова не отвечает на записки, ходит с поднятой головой и не обращает внимание ни на Богданова Сашу, ни на Никиту Гришина.

                Родионов оценил ситуацию, задумался. Мысль пришла, подсказала логичное решение. Родионов в очередной раз отметил для себя, что Шевцова Таня вынуждена выдвигать стул за границу стола, чтобы увидеть текст на доске. Всё оттого, что  Саша Богданов за Лето вытянулся, похудел, плечи его стали не в  меру широки и угловаты.  Учитель решил пожертвовать несколькими минутами драгоценного времени урока, улыбнулся, обратился к Богданову:
« Саша, ты сидишь на второй парте. Ты за Лето сильно вырос.  Таня Шевцова сидит за тобой. Ей очень плохо видна доска».
« Пересадите его, Дмитрий Викторович! Дылда, Сашка, сядь на заднюю парту!» Потребовала Шевцова. Благодушие сплыло с лица Богданова. Он с печалью посмотрел на золотые волосы Беликовой Маши, огрызнулся:
« Я не виноват, что ты замухрышка, Танька!» Шевцова подвела глаза, выдохнула:
« Фу-у-у-у!»
« Саша, посиди один урок с Никитой Гришиным. Если понравится, будешь сидеть с ним. Ведь вы, насколько я знаю,  друзья». Богданов рывком открыл сумку. Он  сгрёб в неё свои принадлежности с парты, побрёл на галёрку, с неприязнью глядя на Гришина.

                Гришин Никита воспользовался случаем в мгновение ока! Из каких источников он почерпнул столько энергии? Не смотря на полноту, Гришин соскочил с места, и словно мяч, покатился в междурядье парт, скороговоркой произнося:
« Я сяду с Беликовой Машкой. И мне не видно доску, я сегодня забыл очки». Класс покатился со смеху! Как бы не так! Вначале урока сидел в очках, и вдруг их не стало, и исчезли они в тот момент, когда освободилось место на второй парте, в первом ряду от окна? Беликова грациозно повернула голову, внимательно посмотрела на Гришина, надула губки, отвернулась к окну, выдохнула:
« Ну и дурак ты, Ник!» Класс рассмеялся ещё громче! Создалось впечатление, что внутри каждого школьника внезапно зашипел и воспламенился бенгальский огонь! Искры от горения разметались по классу…. Бахарев Фёдор схватился за живот, откинулся на спинку стула, орал сквозь хохот:
« Ник, Ник, ха-ха-ха! Нииик!» Протянул Фёдор, давясь смехом. Но вдруг он перестал смеяться, сказал с насмешливостью:
«Ну, ты и лошара, Гришин». Значение слов Фёдора  Никита Гришин не понял, не разгадали их и другие  ученики, естественно, исключая Машу Беликову. Она широко распахнула глаза, надула губки, с изумлением глянула на Бахарева.

                Богданов первое мгновение с удивлением наблюдал за Гришиным, но когда сообразил, что Никита возжаждал занять его законное место, место рядом с его любовью, Беликовой Машей, с которой он сидит с первого класса, и со второй четверти первого класса начал писать ей записочки и подбрасывать их ей во время переменки в портфель в то время, когда Беликова грациозно выходила из кабинета, задрав свой носик и не глядя на него, то он налился яростью и прохрипел:
« Гришин, после уроков жду тебя за школой!» Гришин Никита скатился со стула, повернулся к Богданову, сжал кулаки, набычился, ответил:
«Пометаем гирьки, только не надорвись!» Заскочил на стул, пыхтя.
« Я уверен, что таким способом очень личные вопросы не решаются. Никто из вас не виноват в том, что образовался любовный треугольник. Последнее слово за…»
« Ха-ха-ха, Дмитрий Викторович! Тут не треугольник!» Снова заржал Бахарев. Класс не поддержал Фёдора! Все в недоумении: почему не треугольник? Что знает Бахарев Фёдор такое, что ещё остаётся для остального класса тайной за семью замками? Все смотрят на Машу Беликову, эту белокурую красавицу, словно завороженные! Но Беликова таинственно улыбается, смотрит в окно. Нежданно- негаданно она обратила взор вначале на Гришина, который всё ещё пыхтел и теребил чуб толстыми пальцами, потом перевела взгляд на Богданова, долговязого, нескладного, смотрящего очарованно на золотые волосы Беликовой, пропела:
« Да что они понимают в любви, молокососы». Снова отвернулась, уставилась в окно.
« Вот ты, Маша, и объясни нам, что такое любовь». Вежливо попросил учитель.  Маша Беликова прикрыла глаза, попросила:
« Вы так внезапно задали вопрос, Дмитрий Викторович. Можно, я подумаю».
« Да что думать, ну что думать, Машка. Самое главное, не забывать презерватив!» Бахарев задрал нос, засмеялся развязно.
« Уверен, что ты, Фёдор, превратно понимаешь значение слова. Любовь – не партнёрство. Банальный секс не предполагает взаимного влечения парня и девушки на основе общих интересов. Итогом подобных  отношений не может стать семейный союз.
Партнёрство, на мой взгляд, вульгарно и ставит Человека на одну ступень с животными, которых, как известно, Природа не наделила Разумом.  Послушайте, дети, как наши предки относились к союзу мужчины и женщины. Сохранились древнейшие рукописи, в которых передалось нам наставление богини любви, Лады – Богородицы». Родионов прочитал на память несколько строк:
« Она (Лада) приносит в жизнь людей домашний уют, дружелюбие, взаимопонимание, любовь, продолжение Рода, много-детство, взаимовыручку, семейный уклад, взаимоуважение и взаимопочитание. Поэтому про такие Союзы говорили, что в них царит лишь Лад да Любовь». Учитель подумал некоторое время, продолжил беседу:
« Тебе, Фёдор, трудно осмыслить наставление наших пращуров, потому что твоё сознание находится в плену слов, которые ты услышал из сомнительных источников. Кстати, совсем недавно вы посетили так называемую лекцию. Я на ней тоже присутствовал, я помню некоторые наставления. Вот, например: в половую связь вступают после свадьбы или по обоюдному согласию.  Или вот ещё фраза: средства защиты лучше покупать в аптеке и фирменные; у них срок годности пять лет. А вот эти слова повергают в шок: нет дела другим людям, чем занимаются два человека! Потом вас просветили в том, что, оказывается, есть много видов полового удовлетворения. Не считаю, что об этом нужно было говорить, потому  что даже мне непонятна эта сомнительная теория. Вот что я вам скажу, мои дорогие. Вы пребываете в подростковом возрасте. Для ваших лет характерно биологическое созревание организма, которое сопровождается нервными, и другими, очень глубинными сдвигами в сторону взросления. Вы несёте ответственность за чистоту ваших мыслей, поступков, действий, потому что именно период жизни, в котором вы сейчас пребываете, ответственен за всё последующее  развитие.  Это период физического роста, оформление психологии, половое созревание. Качество  этих  формирующихся  свойств тела и духа превратятся в стержень вашего характера. Так что, мои хорошие, не торопитесь, не перешагивайте через две ступени по лестнице жизни. Заклинаю вас, прислушивайтесь к внутреннему голосу, к чувствам и ощущениям, будьте принципиальны, постарайтесь пропускать их через фильтр нравственности, дайте возможность развиться и телу и духу естественным образом». 
« Ха-ха, Дмитрий Викторович! Какие виды полового удовлетворения есть?» Нахамил Бахарев Фёдор. Он смотрел на учителя немигающими глазами. В них нет и признака стыда. Учитель вздрогнул, наклонил голову, сделал движение рукой, будто смахнул соринку с пиджака.  Класс притих. Десяток пар глаз смотрели на своего учителя и ждали ответ.  Родионов помедлил ещё несколько секунд, выпрямился, ответил с улыбкой:
« Когда я был в вашем возрасте, мне, как и сейчас вам, не всегда были понятны источники чувств и ощущений. И если раздражители были неясны, то непостижимо было мне, неведашему о том, что существует культура чувств, как на них реагировать.
                Чтобы не быть голословным, приведу вам пример. Как известно, спокон века в деревнях и посёлках, как и в нашем небольшом городе, нет тайн. Все и всё друг о друге знают, знают даже больше, чем нужно. Напрягите память, проанализируйте жизнь семей благополучных в нашем поселении, и неблагополучных. И вы обязательно откроете глубинные причины успеха в жизни и неудач.  Стремитесь к ренессансу ваших чувств, поступков. Не забывайте слова Льва Толстого:
«Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторяется несколько раз, то же дело становится привычкой». ( Лев Николаевич Толстой. « О добрых делах».)

                Итак, ренессанс в России проявился великими произведениями в литературе, искусстве, архитектуре. Гений русской мысли, Лев Николаевич  Толстой….

                Урок завершился так, как и положено ему заканчиваться: контрольные вопросы по изложенной теме, опрос домашнего задания, комментирование ответов и выставление отметок в журнал, запись домашнего задания. После звонка - радостные возгласы учеников, скрип замков на сумках, треск и стук мебели и вылетание ликующих учеников из кабинета.

                Последними из кабинета выходила троица. Беликова шла не спеша, высоко неся прекрасную голову. За ней катился Гришин, взъерошенный и раскрасневшийся. Впритирку к нему шёл долговязый Богданов. Он, не отрывая глаз от золотых волос Беликовой, награждал Гришина тычками в бок. Тот отвечал пухлым кулаком Богданову в спину и толкал полным бедром, стремясь оттеснить соперника. 

                Учитель наблюдал сцену с улыбкой.
« Очень давно я не сражался за избранницу сердца, очень давно, очень». Промелькнула мысль.

                После работы Родионов сидел в учительской на затёртом диване. Он ожидал Волжанинову. Но приятные мысли и ощущения, возникающие в ожидании свидания с любимой женщиной, вытравливали из сердца размышления о том, правильно ли он поступил, пересадив Сашу Богданова.
«Я недостаточно внимателен к ученикам и слишком долго не был влюблён! Очерствело сердце, поэтому я не знал, что Богданов давно бегает за Беликовой, и что Гришин вздыхает при виде её  тоже, и что между ними соперничество! Определённо, я подлил масло в огонь! Произойдёт дуэль!» И дуэль произошла за углом школы, в обычном месте.  Родионов и Волжанинова вышли из школы вместе. Путь их пролегал мимо злополучного угла, за которым и шло выяснение  отношений между Гришиным и Богдановым. Да, дипломатические ресурсы иссякли….

                Но не только Родионов и Волжанинова шли домой мимо дальнего школьного угла, обычным местом единоборств. К пятачку панкратиума плыла, высоко, словно райская птица, неся голову, и Беликова Маша с учеником из одиннадцатого класса. Худой, смазливый подросток, одетый в джинсовую пару, нёс портфель Беликовой и со смехом рассказывал ей, видимо, забавную  историю. Беликова смеялась, хлопала ресницами, словно бабочка крыльями.

                Услышав её смех, соперники отцепились друг от друга, вытирая рукавами разбитые носы, смотрели оторопело на Беликову.
« Слава Богу. Конфликт исчерпан!» Со смехом сказал Родионов.

***
                Родионов и Волжанинова шли домой. Они не обращали внимание на любопытные взгляды, которые не сводили с них и молодые, и старые жители. Родионов молчал.
« Дима, ты сегодня ведёшь себя как школьник. Ну что ты молчишь?»
« Оля, я молчу, потому что опасаюсь, что любовь превратила меня в восторженного глупца.  Скажу что нибудь очень, очень глупое, расплескаю умилением переполненную чашу моей любви. Ты обидишься, прогонишь меня». Волжанинова рассмеялась, взяла Родионова за руку, ответила:
« Я очень давно ждала от тебя признания в любви. Что же нам теперь делать?»
« Вариантов не много. Либо ты приходишь в наш дом, либо я в твой».
« Я не могу, у меня кот и собака». Ответила Волжанинова.
« А у меня мама!» Возразил Родионов. Взгляды влюблённых встретились. В них озорство и нежность.
« А не мама ли о тебе печётся? А ты, я подозреваю, боишься, что я окажусь не такой внимательной?» Рассмеялась Волжанинова. Родионов стал оправдываться:
« Нет, ты превратно истолковала…»

Волгоград 2015 Год.

Продолжение следует.