22 Анатолий Джугаш Свой среди чужих, повесть

Джугаш
                (Продолжение.Начало в №1-21)


   Пробраться на станцию было не так-то просто.Она сильно охранялась эсесовцами.Поколебавшись в решении,подпольщики договорились осуществить на ней диверсию в момент выхода на дежурство Игната Чирко.
   Немцы не могли бы задержать человека,которому нужно было идти на работу именно на эту станцию.В таком случае  немецкий пропуск,предъявленный именно Игнатом,имел бы определенный смысл.На станцию пропускали только железнодорожников,а Игнат и был таковы на самом деле.А где один пройдет,там сможет пройти и группа?
   Еще,чтобы сделать все незаметно,решили,что на эту операцию пойдут только Игнат,Серица и Клименко.
   О том,что в организации взрывов составов участвовали еще и Иоганн Вебер с Гусевым,знал только Игнат Чирко.Остальным членам группы подрывников знать не полагалось,в целях конспирации.
   План операции для проведения группой,предложенные ранее Игнатом,был прост.По сведениям,которые поступали от ребят,работающих на станции,там был на подходе состав с цистернами бензина,который ждали летчики самолетов "Люфтваффе".
   Немцы в последнее время,прижимаемые наступающими частями советских войск,стянули в группу армий уйму новых самолетов.И того количества горючего,что было на их аэродромах явно не хватало ,для прибывающих в части самолетов:они бездействовали на взлетных площадках.
   Методические налеты русской авиации накрывали аэродромы ежедневно.Но это продолжалось недолго.Стремительно наступающие советские войска вырвались вперед и этому обстоятельству,как не странно,обрадовалось на некоторое время германское командование.Обрадовалось тому,что тылы снабженцев наших наступающих армий отстали от передовых  частей,застряв из-за нераспорядительности некоторых военных начальников,из-за бездорожья,что началось по весне на белорусской земле,богатой своими болотами.Как и самолеты "Люфтваффе",так и советской авиации были в эти дни притерты к земле,из-за распутицы.
   Однако радость фашистов была недолгой.Уже вступил в силу приказ Верховного советского командования,подстегнувший начальников тыловых служб.Он предусматривал суровое наказание за волокиту по законам военного времени.И дело с поставками топлива,боеприпасов для советских ,действующих в направлении главного удара,моментально сдвинулось с мертвой точки.Теперь оставалось решить вопрос с немецкой авиацией,тоже оставить ее без топлива.
   Иоганн Вебер и Игнат Чирко возликовали,когда узнали .что к немцам на станцию прибывает целый эшелон цистерн с авиационным бензином.Устроить гадам фейерверк-это великолепно!Ох,как это поднимет дух горожан в неволе,силы подполья.Тут кстати очень пригодятся те магнитные мины,которые уже доставлены партизанами из леса.
   Так по-началу и хотел сделать Игнат со своими ребятами,то-есть прилепить эти мины под дно цистерн.Состав отойдет от станции.Взрыв состава произойдет уже в пути.Это как раз и на руку.Немцы займутся расследованием этой диверсии,а оно может затянутся надолго,за неимением следов исполнителей. Фактически с расследование дела фашисты не смогут разобраться до конца,ведь Красная армия уже наступает,уже на пороге белорусской земли...
   Однако по-первости подпольщики себя не успокаивали опасность в этом вопросе была верная.Ведь из-за того,что фашисты в последнее время пропускали на территорию станции только ее работников говорило за то,что закладку мин должен осуществить человек,имеющий отношение к работе железной дороги,работающий на ней.
   Раньше,когда минское подполье еще не пострадало о арестов и гибели товарищей,таких людей найти было не мало.Но в последнее время это уже проблема,тем более нужен был человек,который работал бы только на том участке,где должна быть установка этих магнитных мин.Как всех людей не перебирали для исполнения этой опасной задачи,выпало только одно,что такую работу можно поручить только самому Игнату,так как он был смазчиком букс вагонов на этом участке и имел пропуск для работы,именно здесь.
   Во время своего дежурства в своей смене,прицепить ему эти мины ничего бы не стоило.Да,если бы так!Фашисты не дураки.Они в первую очередь при расследовании аварии и взрыва и подрыва состава с топливом арестуют тех,кто имел доступ к обслуживанию эшелона.Конечно,от Игната они мало чего добьются,не такой он человек,чтобы выдать своих товарищей.Тертый в жизни подполья калач,на мякине не проведешь его.
   Но потерять сейчас при пытках в гестапо активного товарища по борьбе,неуловимого своего связного,каким являлся Игнат,Иоганн Вебер и советский офицер,разведчик Иван Утробин не мог это позволить себе и подполью минчан.Это было бы дорогой ценой...Нет надо было искать другой выход.И он был найден.
   Один из подпольщиков,телеграфист по профессии,передал ему данные о том,что в его смену в адрес коменданта станции поступила телеграмма с приказом организовать"зеленую улицу" составу с отметкой:"опасный груз".
   -Что это за груз неясно,-сказал телеграфист,-но та приписка,которая была под текстом телеграммы интересна.-Она гласит:за неисполнение отвечать головой.Штандартенфюрер Мориц Гофгартен.
   -Опять этот Морий?-подумал об этом обер-лейтенант Иоганн Вебер.
   Однако это известие он воспринял восторженно.Как удалось выяснить за последнее время,этот штандартенфюрер оказывается прямой начальник майора Хельмута Крайделя.
   Отсюда вывод:либо в вагонах,что прибудут на станцию находится имущество одного из филиалов школы по борьбе с партизанами,того,что рассыпался под ударами наступающих советских военных соединений,либо то,что награбил сам штандартенфюрер и его молодчики в оккупированных районах Советского Союза.
   Или первое или второе? Да нет скорее всего второй вариант.Штандартенфюрер хочет запастись чем-то на свой черный день после краха рейха.Только свое личное с такой настойчивостью,да еще в нынешней суматохе фронта,он решился переправлять состав поезда с непонятным  грузом,да еще с такими грозными приказами.
  -Что ж есть случай,господин штандартенфюрер,испортить вам.настроение,-усмехнулся про себя Вебер.-Во всяком случае вы фон Гофгартен явились к нам в роли ангела-спасителя,в роли помощника по осуществлению диверсии на железнодорожной станции...
   Когда Игнат со своими спутниками прошмыгнул за первые станционные пристройки,эшелон цистерн с бензином стоял уже на третьем пути.
   Станция жила напряженной жизнью.Высвечиваемые лучами прожекторов теснились на ней составы,со всевозможной военной техникой.Стояли эшелоны с войсками,галдящих фрицев.
   Стоявшие плотной цепочкой эсесовцы обыскивали цепким взглядом каждого прохожего,которые ходили по станционной площадке,подозрительных людей,грубо и беспременно ощупывали.Искали оружие,взрывчатку,все точто могло в настоящий момент выбить из колей,залихорадить и так уже довольно ненадежную жизнь и работу станции.
   -Ну,что будем делать?-прошептал Игнат,прижавшимся к нему подпольщикам.-Мыслить о том,что  этот остолоп,что торчит перед нами,он мотнул головой в сторону кряжистого шуцмана,что маячил перед ними в полумраке перед глазами--пропустит нас всех к эшелону,без пользы.
   =Вот не було бабе хлопот,тай купила порося,-отозвался тут же,стоявший по-соседству,вытягивая длинношеюю голову,Иван Серица.
   -Конечно,по своему рабочему пропуску,с немецкой печатью на нем я один могу еще пройти...Хотя смена моего дежурства еще начнется через час,но все явится к своему эшелону раньше,все же рискованно.А вдруг фриц начнет принюхиваться,как пес. Может сказать,что тут шляешься раньше времени? И кто знает,что за этим последует.Хотя об этом и сами знаете,разговор у этих гадов короткий-штык под ребро...
   -Вот тебе Вася  и не чешись,-поддакнул ему Чирко.-А что,парни,этого надзирателя с копыт долой.Шмякнуть об угол пристройки его недолго.Хотя потом фашисты за одного битого сотни небитых потащат в гестапо на допрос.
   -Шмякнуть-след действительно останется.Не тащить же эту немецкую образину с собой потом?Еще неизвестно,что выйдет дальше.Был бы он поближе к эшелонам,горя б не было.Через некоторое время здесь так рванет,что не только этого гада,потрохов у остальных фрицев не останется.Но может так получится,что порушится все,а этот остолоп за углом останется.
   -Игнат,а может фрицу предложить прогуляться к вагончикам.Так мол и так объяснить ему:в целях сокрытия следов преступления советских подпольщиков,не угодно ли тебе,комрад,пройтись с нами по перрону?-улыбнувшись,проговорил Захарчук.
   -Иди,подскажи ему это-беззлобно поддел в ответ Игнат.
   -Однако шутки в сторону.Дело не ждет,Подводя итоги нашего совещания,скажу,что Юрко прав.Но только в его слова вношу поправку.Прорваться без нашего мимо фрицов,обыска можно спокойно.И сделать это надо именно в этом месте.Только фашиста надо оставить живым,а воспользоваться его военной формой.,я думаю...
   Со стороны стрелочного перехода у начала перрона,нарастая раздался гул.По стуку бандажей колес по стальным рельсам,чуткое ухо смазчика букс вагонов Игната Чирко уловило-шел порожняк.Этот состав ворвался на станцию из тьмы,разрезая ее кинжальным светом прожектора головы паровоза. Выскочив неожиданно из-за хвостового выгона поезда,который в это время уже стоял на пути возле станции,порожняк,отдуваясь клубами черного дыма  и пара,в одно мгновение вырос в размерах,заполняя скрежетом своих тормозов вокруг все пространство.Бешенный поезд был все ближе и ближе.
   На его оглушительный гудок в ответ прохрипел гудок товарного поезда,который стоял на соседнем пути.Вздрогнул от этой жути,чуть отодвинулся часовой перед группой ребят Чирко.
   Этого мгновения было достаточно для того,чтобы Игнат рванулся из-за угла пристройки.Всего два прыжка вперед и его тело зависло над фигурой эсесовца.Рука смазчика мертвой хваткой захлестнула фрицу шею в замок.Рывок тела подпольщика в сторону и вот уже часовой очутился в укрытии,где пряталась группа минеров.
   -Ловко же он его,-мелькнула ысль в разгоряченном мозгу у Юрко Захарчука.
   Еще минута прошла и с фашиста было стянуто обмундирование и пятнистая,как шкура лягушки,плащ палатка.В рот ему затолкнули его же вонючую портянку,стянули руки ремнем.Одежда фашиста пришлась впору Юрко.Еще последний вагон поезда,захлестывая сквозняком лица парням,проносился мимо них,а Юрко уже стоял на площадке перрона станционного пути,поправляя каску и автомат.Фигура его в полумраке ,опускающейся н землю ночи,ни чем не отличалась от фигуры немца,который еще недавно мозолил парням глаза на том же месте,где сейчас стоял Юрко. Нокаутированный фашист,моча лежал в подворотне,прикрытый кусками шифера,сорванных с крыши во время последней бомбежки.
   Когда,громыхая на выходных стрелках,умолк,проходя,последний состав через станцию и ,наконец,успокоилось эхо гула,Игнат,постояв некоторое время еще с парнями,не торопясь,вышел на площадку.Огляделся.Соседних часовых не было видно.Он прошел походкой делового человека мимо Юрко,стоявшего в немецкой форме,перемахнул ногами первый путь дороги,нырнул,пригнувшись,под теплушку эшелона,который он собирались минировать.Отсутствовал он немного.Выскочил обратно уже из под соседнего с теплушкой вагона.
   Проходя мимо Юрко,шепнул ему:
   -Давай быстро сматываться.
   Переодеваться в свою одежу Юрко не стал,сказав:
   Так легче добираться будет назад.Кто остановит меня в одежде врага.
   Свою одежду собрал в узел,прихватил с собой.
   -Ну,парни,с богом.Фрица не трогать.Пусть отдохнет во славу русского оружия,пошутил Игнат перед дорогой.-Что же потопали.Путь не близок.Расходиться будем по-одиночке.Маршрут тот,о котором договорились еще вчера.Все.
   И,Игнат первым растворился во мраке ночи.Спустя некоторое время не стало на этом месте и парней его группы минеров.
   


                (Продолжение следует.Начало в №1-22)