Секрет долголетия

Галина Кошель
    На фото - Александра Федотовна Кравчук.
         

                Люди всегда мечтают о долгой и счастливой жизни. Хотят оставаться сильными и молодыми до глубокой старости. Возможно ли жить долго и при этом не лежать прикованным старостью к кровати, а ходить, общаться с людьми и просто радоваться жизни? Может ли человек сам продлить собственную жизнь? Ведь существуют же среди нас долгожители. Сегодня в мире и в нашей стране долгожителями считаются люди, перешагнувшие 90-летний рубеж. Согласно исследованиям, главная черта, характерная для всех долгожителей – это оптимизм, доброта и интерес к жизни. Они улыбчивы и доброжелательны к окружающим. Так в чём же секрет долголетия? Что нужно делать, чтобы жить долгой и активной жизнью?
               
                - Работать надо, - не задумываясь, советует Александра Федотовна Кравчук, жительница села Веселоярск.
               
                И ей можно верить. Ведь Александре Федотовне 1 января 2015 года исполнилось 95 лет. Несмотря на свой почтенный возраст, Александра Федотовна ещё в прошлом году занималась огородом. Весной сажала лук, помидоры, огурцы, другие огородные культуры. Сыновья помогли картошку посадить. Сама поливала огород, полола.
               
                - А какая фасоль у меня выросла, - улыбается Александра Федотовна. – Белая, крупная. Такая красивая!
               
                Мы беседуем с Александрой Федотовной в её доме, в большой светлой  комнате. На улице сильный мороз, а здесь тепло, уютно и солнечно. В доме сделан современный ремонт - стены оклеены обоями, натяжные потолки, красивые межкомнатные двери. Пол покрыт паласом, а в прихожей на входе лежит круглый коврик, связанный её руками. Александра Федотовна нарядно одета – в красивой шерстяной кофточке вишневого цвета, коричневой юбке. Голова повязана ярким цветастым платком. Она сидит на диване, сложив на коленях натруженные руки. В её ясных глазах читается мудрость прожитых лет. 
               
                Александра Федотовна живёт одна. В этом же селе живут своими семьями два её сына - Василий и Николай. Еще один сын Виктор живет в городе Рубцовске. Сыновья помогают матери во всем. Каждый из них звал мать жить к себе, но она наотрез отказалась уходить из своего дома.
               
                - Нынче, наверное, огород сажать не буду, силёнок маловато, - признаётся мне Александра Федотовна. – Кажется, что многое бы сделала по дому – а уже не могу. Что поделаешь… 
               
                - К следующей зиме перейдём жить сюда, к маме, - говорит младший сын Василий, который присутствует при нашей беседе. – Одной ей уже трудно становится.
               
                Александра Федотовна рассказывает о себе. Родилась и всю жизнь живёт в Веселоярске. В семье их было пятеро детей. Сейчас в живых осталось только двое – наша героиня и её младший 85-летний брат Михаил, тоже житель этого села. Училась в школе, окончила 3 класса. Во втором классе, помимо обычных школьных предметов, преподавали ещё и украинский язык, но в третьем – его уже отменили.
               
                - Я санитаркой была в своём классе, - вспоминает Александра Федотовна. – Проверяла руки, уши, шеи – чтобы чистые были. Любила читать, заучивать стихи. Спокойная была. Училась неплохо.
               
                Она тут же прочла наизусть помнившееся ей ещё со школьной поры четверостишие на украинском языке.
               
                Дальше учиться маленькая Шура не захотела. После школы девочка немного побыла дома и вскоре пошла работать в колхоз. По документам она с 13 лет является членом колхоза. Доила коров. На юную симпатичную доярку начали обращать внимание ребята. А однажды, когда ей было неполных 18 лет, в дом пришли сваты. Веселоярск - село большое и своего будущего мужа Арсентия  Шура близко не знала. Раньше они никогда не общались. Совсем еще молоденькая - девушка замуж не собиралась. Однако, жених во время сватовства Шуре понравился и она дала согласие на замужество. Молодые стали жить в доме мужа. Слово родителей тогда много значило. Стоило лишь однажды отцу строго выговорить женатому сыну, что тот без жены ушёл на встречу с друзьями и явился выпивши - такое больше не повторялось. Очень тогда чтили родителей, уважали и считались с их мнением.
               
                Шли дни, минул год семейной жизни. Мужа Александры призвали в армию. На дворе стоял 1939-й год. У них уже родилась дочка, которой суждено было прожить всего 9 месяцев. А вскоре началась война. Арсентий оказался на фронте.
               
                В начале войны Шуру отправили в город учиться на комбайнера. По окончании курсов она стала работать на комбайне штурвальным. В то время комбайны не были самоходные, их таскал трактор. Во время уборочной страды жили  на полевом стане. Ночевали в вагончиках. Недоедали. Голодное было время. В зиму колхоз вновь отправил её учиться, но теперь уже на тракториста. Сдав выпускной экзамен на «хорошо», Шура стала работать на тракторе.
               
                - Однажды рано утром приехал на полевой стан председатель колхоза и сказал бригадиру, что уже пора выезжать на работу, - продолжает вспоминать Александра Федотовна. – Тот кинулся заводить трактор – не может завести. Трактора тогда заводились плохо. Мальчишка, который с нами работал, тоже крутил, крутил – ничего не получается. Они устали, присели отдохнуть. А тут я подошла к трактору, кое-что подкрутила, попробовала завести - он заработал. Села и поехала пахать свой участок. Распахала его весь к вечеру. Руководству колхоза понравилось, как я работаю. Дня через два премию привезли. Платье мне вручили, в клеточку. С юбкой - четырехклинкой. Какое же оно было хорошее! Одежды ведь тогда не было. Я так радовалась платью. На праздник 7 ноября в нём в клуб ходила.
               
                В 1942 году муж прислал Шуре весточку, что ранен и находится в госпитале Рубцовска. Всё бросив, она поехала его навестить. После лечения Арсентия отпустили домой на побывку на 10 дней. В следующем году у Шуры родился сын Лёня. Она по-прежнему жила с родителями мужа. Шла война. Рабочих рук не хватало. И, учитывая, что у Александры грудной ребёнок, председатель колхоза поручил ей работать при больнице. Выделили участок на определённое количество дворов и закрепили за ней. Александра должна была ходить по домам, проверять чистоту, выявлять - нет ли больных. И сообщать эту информацию в больницу.
               
                - Столько вшей тогда у людей было много, - говорит Александра Федотовна. – Сейчас вот такого нет.
                В конце 1943 года привезли в село калмыков – спецпереселенцев. Их в то время считали изменниками родины. Очень тяжело им жилось - вдали от родных мест в суровых сибирских условиях, без средств к существованию. Умирали многие. Во время обхода зашла Александра в дом, а там совсем один маленький калмыцкий ребёнок.
               
                - Совсем замерзал, - вспоминает Александра Федотовна. - На улице зима. Мать его умерла, дом не топлен. Глядит на меня голодными глазёнками, есть просит. А мне и дать ему нечего. Как же было бросить его на погибель? Человек же… Побежала в больницу, всё рассказала. Наказали – вези сюда. На скотном дворе быстро запрягла лошадь - и за ним. Закутала мальца и привезла в больницу. Получается – спасла его. Где он, жив ли сейчас – не знаю.
                Шло время. Наконец-то закончилась война. Муж вернулся домой. Родители помогли купить жилье. Хоть и плохонький был домик - пятистенник, но свой. Семья стала жить отдельно. Родилось еще трое сыновей. 
               
                Вскоре после войны умерла мама. Она долго болела. В последнее время совсем не вставала с постели.   
                - До сих пор помню слова отца, - делится Александра Федотовна. -  Он мне говорил - болезням не подчиняйся. И маме это же говорил. А мама все равно подчинилась. Да и сам он подчинился. Через 10 лет ушел вслед за мамой. В степи работал. Прихватило его, лёг и помер. Мало они пожили на свете.
               
                Александра Федотовна неспешно рассказывает о своей жизни. О том, какие хорошие у неё были свёкор со свекровью - помогали во всём, никогда  не обижали. О том, что давно, в начале 80-х годов, похоронила мужа, а 14 лет назад - и старшего сына Лёню. Что, несмотря на прошлые тяготы и невзгоды – она счастливый человек, потому что у неё есть трое замечательных сыновей, 8 внуков и 10 правнуков. А ещё - что раньше в селе жили открыто, дома не запирались. Люди были дружными, уважали друг друга, помогали друг другу. Сегодня совсем другая жизнь. Село изменилось до неузнаваемости.
               
                - Сельчане сейчас хорошо живут, - говорит Александра Федотовна. – Такие красивые все ходят. Раньше в селе стояли дома с соломенными крышами, а сейчас даже шифер снимают, кроют железом. Очень хочется, чтобы  все люди были здоровы. Пусть живут благополучно. Дай Бог, чтобы никому не довелось пережить того, что мы пережили - и холод, и голод. И, самое главное, войну… Мы раньше мало видели хорошего. Не понимали, что надо учиться. Считали, что нужно работать. И работали - не покладая рук.
               
                Я смотрю на натруженные руки Александры Федотовны. На руки, которые нянчили детей, стряпали хлеб, стирали, убирали, доили коров… Держали штурвал комбайна, водили трактор, запрягали лошадей… Работали тяпкой на бесконечном колхозном свекольном поле под палящими лучами солнца... Сколько же всего переделали за долгую жизнь руки этой простой деревенской женщины…