Николай Владимирович Зубов

Людмила Дементьева
Позволю себе начать рассказ о любимом композиторе своим исполнением его романса.  Нет,наверное,певца или певицы,не исполнявшего в своих концертах этот романс  Николая Зубова. Немного об авторе было известно из рассказов Игоря Золотусского. В плеяде Зубовых было 6 композиторов.Николай Владимирович не имел специального  музыкального образования, не знал нот, но имел необыкновенную память... Музыку  помогали записывать его друзья. Он написал 165салонных и цыганских романсов.
Издавались они огромными  тиражами...Хотелось знать больше! И,наконец,появились новые сведения. Двоюродная  внучка Нина Владимировна Лукина обнаружила архив своих родственников.В нём были письма,  стихи, ноты. Среди них и всеми любимый романс"Побудь со мной!" Из архива  стало  известно, что автор слов не Михаил Пойгин, как считалось долгие годы, а сам  композитор.

Нашла  Нина  Владимировна и список дворян России, а в нём и дату рождения  Николая Зубова - 22 июля 1867г. Родился он в семье губернского секретаря Владимира Алексеевича Зубова. Детские годы его прошли в имении  деда Алексея Александровича Зубова в живописных местах Вологодчины.  Были сведения,  что  Н.В.Зубов "выдержал  экзамены при Александрийском кадетском корпусе для  лиц, желающих поступить вольноопределяющимися 3-го разряда:явился к  исполнению воинской повинности и зачислен в ратники ополчения 2 го  разряда  в 1888г., определён на  службу в канцелярию Санкт-Петербургского  градоначальника писцом в 1889г и назначен канцелярским служителем 2-го  разряда в 1892г."


А в 1893г. Зубов создаёт первый романс. В 26 лет! Его всегда влекла музыка,  да и все родственники были очень музыкальны. Так, двоюродный  брат - певец  Михаил Зубов 7 лет выступал на сцене Ла - Скала в Италии, затем в Киевской,  Харьковской, Одесской операх. Сам Николай  Зубов создавал романсы на  стихи  русских поэтов и свои стихи. Писал он и фортепианные  миниатюры.К 100-летию А.С.Пушкина им был написан вальс"Скорбная  лира".   

В 1899г. лучшие свои романсы Зубов написал для исполнительницы старинных  русских  и  цыганских  романсов  Анастасии  Вяльцевой.  Впервые  он  услышал  её в концерте  в  Петербурге  в  1899г.  Ему  было 32г.. ей - 28лет. Он  был  очарован  ею  и  сразу  посвятил  ей два романса: "С  тобой  вдвоём",  на  слова  М.Пойгина,  и  "Под  чарующей  маской  твоей",  где  слова  А.В.Маттизена  помогли  Зубову  объясниться  в любви:

"Чар  твоих  мне   не  сбросить  оковы,
Я  во   власти  твоей  красоты"...

Любовь Зубова к Вяльцевой была всепоглощающей, вдохновляющей его на новые    романсы. Это любовь всей его жизни. Зубов ослеплён её талантом, очарован ею и почти все романсы посвящает ей в  течение 6 лет.(1899 - 1905г.)Я не могу не рассказывать о Вяльцевой.Кто любил, тот понимает чувство композитора,что вся его жизнь- в ней, его любимой женщине! Но любовь Зубова была безответной. Её сердце принадлежало блестящему гвардейскому офицеру Василию Викторовичу Бискупскому. Он моложе её на 7 лет. Но любовь не  считает годы, она вне возраста. В 1904г. началась Русско - японская война. Бискупский ранен. Анастасия, разорвав контракт на огромную сумму в 26 тыс.руб., отправляется на фронт рядовой сестрой милосердия. В 1912г. у неё обнаружили рак  крови. Кровь для переливания даёт горячо любящий муж. Но в 1913г. Вяльцева  умирает.

Что же с Николаем Зубовым? После отъезда  Анастасии он ещё напишет романсы, но  уже без посвящения Вяльцевой:"Я хотел бы тебя забыть." С 1906г.он не создаёт  музыкальных произведений.

Романсы Н.Зубова, написанные для Вяльцевой:

Без любви жить не могу (Н. Мурзич)
Быть может (Н. Зубов)
Вы полюбить меня должны ((N.N.)
Дай забыться (Н. Зубов)
Догадайтесь сами (Н. Лохвицкая-Бучинская)
И не могу, и все люблю (А. Маттизен)
Люблю я, люблю я! (А. Маттизен)
Не звезды в час волшебной ночи (М. Бродский)
Не зови, не приду я в объятья (П. Галенковский)
Не уходи, не покидай (М. Пойгин) (вероятно, из-за этого романса и возникла путаница, т. к. в нотных сборниках, а, возможно, и в поэтических романсовых, название того и другого, а также романсов других авторов со схожими сюжетами, иногда дается кратко - "Не уходи" - Н.К.)
Ночные думы (А. Маттизен)
О, милый мой, в твоей я власти (М. Пойгин)
О, не смущай меня (Н. Лохвицкая-Бучинская)
Побудь со мной (N.N.) (Странно, что в списке автор неизвестен, а дальше приводятся тексты нескольких романсов и автором слов указан Н. Зубов - Н.К.)
Под покровом таинственной ночи (А. Долгов)
Под чарующей лаской твоею (А. Маттизен)
Прочь печаль и сомненья (Е. Попова)
Пусть это сон (А. Маттизен)
Расступись, честной народ... (Я запела, всех чаруя) (В. Платонов)
Снова со мной ты (N.N.N.)
С тобой вдвоем (М. Пойгин)
Я все жду (В. Платонов)
Я хотел бы тебя забыть (Н. Зубов) И замыкает список "крик души" Зубова - романс "Я тебя бесконечно люблю" (В. Мятлев)."

В список не вошли еще несколько романсов Н. Зубова из репертуара Вяльцевой, но не имеющие посвящения.

На мое плечо головкой (Н. Зубов)
Люблю ль, люблю ль (А.М.)
Молчи! (Н. Зубов)

В дискографии Вяльцевой приведены еще романсы Н. Зубова, записанные на грампластинки.

Жажду свиданья (Н. Зубов) (в список не включен - Н.К.)
Опьянела (Н. Мурзич) (в список не включен - Н.К.)
Под чарующей лаской твоею (А. Маттизен)