Одна детская тайна

Ада Платонова
Все началось, когда мне исполнилось девять лет. Предшествующие событиям годы были полны тепла родительской опеки;  они тянулись неторопливо и размеренно – обычное детство маленькой  школьницы из благополучной семьи. 
Потом пришли перемены. Отец получил назначение в дальнее зарубежье, и  на семейном совете было решено оставить меня – временно, пока родители не  обживутся на новом месте – под присмотром бабушки. Так я переехала в старый дом на берегу реки, стоявший на окраине города.  Я тогда не совсем понимала значение слова  «хутор», но сейчас осознаю, что оно как нельзя лучше подходило к моему новому месту проживания.

Старый, дореволюционной постройки дом, окруженный многочисленными флигелями, сараями и сараюшками, заросший  плющом и кустарником, мне, тогда еще маленькой девочке, казался таинственным и немного пугающим. Сколько  здесь было необследованного, неизведанного: и огромный тенистый сад с множеством старых абрикосовых деревьев,  и  малинник, в дебрях которого часто прятались змеи, и необычайно притягательные  пристройки, которые были намного старше самого дома.  Бабушка очень боялась, чтобы я не пошла к реке, поэтому  мне беспрепятственно позволялось делать  какие угодно изыскания,  но только  в пределах двора, окруженного живой изгородью.

Так я обнаружила этот флигель. Он был старый, самый старый из всех хозяйственных построек, закрытый на странный, изрядно заржавленный засов.  Засов не   хотел поддаваться моим слабым усилиям, но я была упорна:    после десятиминутных стараний   дверь приоткрылась.  Читатель мой, не доводилось ли тебе смотреть триллер «Другие»? Есть там сцена, где ребенок впервые видит чердак своего нового дома –  очень похожая  обстановка предстала мне. Старые, очень старые предметы окружали меня: часы – ходики, чашечные весы,  торшер с  темно-синим абажуром, картина, на которой мальчик-китаец (а может быть  девочка-китаянка) с красивым веером в руке сторожит овец.

… И ковер. Ковер не был свернут: он лежал на старом столе узором кверху.  На всех коврах, виденных мною до сих пор, были  невыразительные  и ничем не интересные геометрические линии. На этом ковре  был изображен олень. Он стоял у пруда, окруженного  лесом и, подняв голову, смотрел  прямо в глаза.  Я ходила по флигелю, брала в руки разные предметы, но  время от времени  переводила взгляд  на оленя. Я поймала себя на мысли, что избегаю поворачиваться к нему спиной. Если же это и происходило, то я  даже затылком  ощущала этот взгляд.

Теперь  я часто посещала флигель. Олень меня страшил, но я чувствовала странную тягу, непонятное влечение, которое усиливалось с каждым днем.  Бабушка посмеивалась, называла меня  маленьким антикваром и очень удивилась, когда  холодным осенним вечером я обратилась к ней со странной просьбой:

   -  бабушка, - сказала я, - давай повесим старый ковер с оленем в мою спальню.

Так, мой олень  и я стали неразлучны.  Меня по-прежнему пугал его взгляд, он преследовал меня в любом уголке комнаты;  даже засыпая, закрыв глаза, я ощущала  его. Это было ощущение давления, как будто огромный поршень  очень-очень медленно  опускался на мое беззащитное тело.   Но между нами  образовалась устойчивая связь, олень держал  меня, как атом держит вращающиеся вокруг него электроны.  Больше того, он проник в мои сны. И я приняла это как само собой разумеющееся.

 И вот наступил тот день, когда олень заговорил.  Он пришел в мой сон,  в котором я беззаботно каталась на качелях,  во весь голос хохоча, чего я не делала в реальной жизни никогда – я была весьма сдержана. У меня не возникло удивления, когда к качелям подошел мой тайный друг-олень.

 - не иди, - сказал он тихим глухим голосом;
 - куда? – не поняла я;
 - просто не иди туда, и все.

…я проснулась и долго лежала, глядя в предрассветное окно, не понимая, что все это означает.

Утром меня подхватила обыденная суета, и я забыла про этот сон. День прошел как всегда: школа, уроки, дела домашние, книги.  Вечером  прибежала соседская девочка; их дом стоял в отдалении, но был ближайшим к нашему.  Её  визит внес разнообразие – она пригласила меня на день рождения, на завтра, на 6 часов вечера. Бабушка дала свое согласие, и я с радостью стала обдумывать подарок.  Несколько возбужденная, я долго не могла уснуть. Я лежала,  думая про завтрашний день и поглядывала на оленя. Олень, как всегда, смотрел прямо мне в душу.

Завтра  трансформировалось в сегодня и плавно  покатилось к вечеру.  И вот я, в своей комнате, перебираю наряды – что бы надеть такое-этакое на день рождения?  Вдруг, роясь в шкафу, я ощутила толчок в спину. Это было не физическое воздействие.  Ощущение было похоже на  аэродинамический удар струёй горячего воздуха. Обернувшись, не понимая, что происходит, я  встретилась взглядом с оленем. И вместе с этим взглядом вспыхнуло воспоминание о тихом голосе, звучавшем во сне: «Не иди…» Ах, как же мне хотелось пойти, но  голос внутри меня прямо кричал: «НЕ ИДИ!!!»

Удивлению бабушки не было предела, когда я сказала, что хочу остаться дома. Она даже температуру мне измеряла, ничего не понимая.
Я сидела, с книгой на коленях, представляя, как  веселятся  приглашенные и тихо грустила. Даже ловила себя на мысли, что зря не пошла.

 И вдруг спокойный осенний вечер взорвался страшным грохотом. У нас зазвенели стекла. Ничего не понимая, я и бабушка выбежали во двор: соседний дом превратился в столб пламени, и оттуда доносились крики. Они и стали тем кошмаром, который преследовал меня  всю жизнь -  именно эти крики, вопли горящих живьем детей.

 Как узнали позже, взорвался газовый баллон; дом был старым, сразу же рухнула крыша, похоронив тех, кто еще был жив. Из  девяти человек, находившихся в доме, спасти удалось  пожилую женщину и мальчика; они сильно обгорели и остались инвалидами.

А меня спас мой таинственный друг. Я продолжала бояться его взгляда, но знала:  у меня есть покровитель.

Потом приехали мои родители и забрали меня.  А олень остался. Меня,  маленькую глупую девочку, никто не стал бы слушать, да и вообще подняли бы на смех, если бы я предложила забрать в Испанию старый, изъеденный молью ковер.

Долгие годы после описанных событий я   ощущала во сне знакомый тревожный взгляд.

После смерти бабушки я пыталась разыскать ковер, но безуспешно. Может быть, он  осел у кого-то из соседей. Не знаю. Но очень хочу верить, что душа, заключенная в олене, обрела покой.  И вечную  мою благодарность за   дарованное  спасение.