Благородство мужчин в жизни женщины

Наталья Артюшевская
      
       

     Она была не из тех женщин, у которых в жизни был один единственный роман. Не из тех, кому достался счастливый лотерейный билет, в котором совпадали и серия и номер и по которому она бы выиграла принца. А кто из нас в юности не мечал о нем, о принце на белом коне?  И не из тех, кто разбрасывался мужчинами, из которых принца не получилось. Не вышел из него принц, и не надо. Не вышел — это хорошо. Значит он в нем остался.И пусть не выходит. Она  так и думала, когда первый раз выходила   замуж за курсанта летного военного училища.

Свадьбы, как таковой, и не было. Были против родители. И его, и ее. Но зато их пылкие и стремительные отношения не были против их любви. Они не были против их брака. Зато они были счастливы. Он принадлежал только ей. Она принадлежала только ему. Он заканчивал последний курс.А ей оставалось учиться еще год. По окончании его послали на Дальний Восток. Ей пришлось бросить институт. И началась новая, счастливая жизнь. Наладили быт. Купили дров и угля. Таскали их на четвертый этаж, чтобы разжечь плиту для приготовления пищи . Истопить котел, чтобы нагреть воду для ванной и стирки. Он часто улетал. Она работала в школе. Днем он питался в летной столовой. А  по вечерам она кормила его его любимыми котлетами.

С материка часто писали ее родители. Она регулярно отвечала им. Она писала, что у них все хорошо. Он тоже часто отвечал своим родителям. Тоже не жаловался. Но они все чаще его уговаривали расстаться с ней. Обещали лишить его наследства. Он читал ей эти письма и смеялся над ними. Потом все чаще читал их украдкой от нее. Потом она застала его с другой.  Если душа плачет, ей надо вытереть слезы. Но не там, где она начала рыдать. Она улетела на материк к своим родителям.  Он сам собрал ее пожитки. И через девять месяцев пришел контейнер. Все вещи  превратились  в расползающуюся труху. Экспертиза дала заключение: облито концентрированной серной кислотой.


Вскоре он погиб. В Афганистане. Она долго плакала. Но жизнь продолжалась, как бы ей не хотелось тогда умереть.


* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *


         - Привет, Таня! Ты разрешишь мне войти в дом ?
         - Конечно, только родители уже спят, поэтому свет включать не буду и говори потише.
      -  Я только прилетел от родителей и сразу к тебе. Какие у тебя новости?  - Борис что - то достал из кармана.
-Я выхожу замуж. Ты уехал, не предупредив. Не позвонив.
   Из рук Бориса выпало то, что он хотел подарить Тане. Таня нагнулась, чтобы найти в темноте что-то упавшее. Сначала ей под руку попалась маленькая коробочка, бархатная на ощупь. Потом рядом с креслом она увидела что-то блестящее. Она подняла, чтобы разглядеть. Это было обручальное кольцо. Она положила его обратно в коробочку и протянула Борису.
     - Спасибо, Борис. Ты опоздал. Ты не ослышался. Все решено.
     -  Ты любишь его?
     -  Не знаю.
     -  А меня?
     -  Тоже не знаю.
     -  Прощай, счастья тебе.
*   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *


Она не плакала. О чем плакать было? Ничего не потеряно. Вся жизнь  еще впереди. Но уже  двадцать три...


Родители тогда предупредили: « Ты выбрала, тебе и жить. Помни это должно быть навсегда».

Свадьба была шумной и веселой. Он, ее избранец, конечно не был принцем. Обычный, любящий. Но в первый день торжества не удержался, напился. Наверное от счастья. Вечером в первую брачную ночь только и успел произнести: « Раздень меня. Я за это всю жизнь тебя на руках носить буду».
Утром сказал: « Я сегодня пить совсем не буду. Прости. Мне стыдно за вчерашнее». После второго дня  свадьбы, поехали провожать его друзей. Обратно возвращались на автобусе. Стояли около кабины водителя, где находилась ручная касса. Передали 6 копеек на билет. Он их взял. Но тут подскочил пожилой человек и сказал: « Не давайте ему денег, он их прикарманит. Стоит тут, и  у всех на виду обнимается со своей шлюхой». Жених был настолько правильным, что подошел и ударил старика. Водитель развернул автобус, подъехал к милиции и сдал жениха с невестой. Их посадили в КПЗ. Приходили сотрудники милиции опрашивали. Писали. Давали расписаться в протоколе. Расписались оба.

Вдруг через прутья решетки она увидела свою одноклассницу. Она была членом Народной дружины. Таня ее окликнула. Вера подошла, выслушала, и сказала: « Попробую. Сидите. Ждите». К утру открыли камеру. Выписали квитанцию на штраф. Отпустили. Жених был рад проворности невесты. Купил ей цветы.

Жизнь продолжалась. Он служил. Она работала. 
 Родился сынок. Но он ждал девочку. Всегда хотел одеть на головку малыша платочек. И говорил, я хочу такую же , как ты. Любил . Сильно любил свою Таню. Но и сыночку рад был. Тоже любил его с первого дня до последнего. Он рос послушным и правильным. В нем все душИ не чаяли. Как в любом ребенке не чают душИ родители. Как не чают душИ бабушки и дедушки. И счастье продолжалось. Через десять лет родилась девочка. Наконец-то пригодился платочек. Он его купил для первенца. Сам ее купал. Сам с ней нянчился. По ночам не подпускал Таню. « Ты должна отдыхать. За день намаешься.» - повторял он ей.

Он часто улетал. То Камчатка. То Байконур. Сирия. Куба. Она растила детей. И постоянно его ждала. Не было связи. Просто ждала. А когда не выдерживала, бежала к командованию части : « Когда прилетит мой муж?» И плакала. Уже любила. Его любили все. И командиры за его трудолюбие. И родители за его участие в их жизни. И его дети, которых он тоже любил.
  Прилетал, привозил всем подарки. И опять улетал. Уже в Чернобыль.На третий день аварии. И всегда говорил: Не переживай! Я буду жить! Я ведь нужен Вам?
-Конечно! Ты нам нужен! Мы любим тебя! Мы тебя всегда ждем!

   А он опять улетал по заданиям. А его опять все ждали с нетерпением. Его все любили.
   Вот так в его отсутствии выросли дети. Умерли родители. И его, и ее. Состарилась жена .  Но  все любили друг друга.
   
   Умирал он долго и мучительно. Последствия Чернобыля. Она несколько лет провела около его постели. Дети старались делать все возможное, что бы продлить его жизнь. Врачи тоже.

 Уходил тихо.  Попросил закурить. Попросил включить телевизор и одеть ему очки. Сказал жене : « Пиши. У тебя хорошие стихи. Я все помню наизусть».  Внезапно сильно захрапел. Таня вынула из под него подушку. Побрызгала святой водой. Он ушел. Тихо. Без эмоций. Только Таня легла на него и долго кричала: « Вернись! Вернись!»

Не вернулся. Никто оттуда не возвращался.

  Но жизнь продолжалась, как бы ей опять не хотелось тогда умереть в эти трудные минуты.. Но она не могла умереть. Он ведь носил ее на руках не для того, чтобы она умерла вместе с ним. У нее есть любящие ее дети. Надо жить!

              * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *