Забытый юбилей неизвестной звезды

Александр Молчанов 4
Казалось бы, зачем вспоминать человека, о котором в России мало кто знает?
Но ведь не наша вина в том, что вплоть до начала 80-х годов минувшего века огромная страна была идеологически избирательно отрезана от мирового шоу-бизнеса, и  голоса иных эстрадных кумиров планеты мы слышали лишь украдкой или не знали о них вовсе.

Клод Франсуа, которому 1 февраля прошлого года исполнилось бы 80 лет - из их числа. Вспоминается лишь единственное его появление на Первом канале нашего телевидения, да и то в дуэте с Мирей Матье.
Кем же был человек, после трагической гибели которого расставались с жизнью наиболее экзальтированные его поклонницы?
Кто он, чью эпоху  (презираемую псевдо интеллектуалами) называли Клодоманией, чьи композиции и по сей день остаются столь часто исполняемыми и успешно ротируемыми во всём мире?

Знавшие Клода Франсуа люди вспоминают, что он, будучи явным перфекционистом, нуждался в постоянном признании результатов своей разнообразной деятельности, словно беря у жизни некий реванш.
Вероятно, пошло это ещё с детства, поначалу счастливо проведённого в Египте, на берегу Красного моря, где отец Клода работал диспетчером Суэцкого канала; где был большой дом, прислуга и все условия для комфортной, даже роскошной жизни.
 В столь благостную картину вторглись политические реалии, в результате которых правительство Гамаля Абдель Насера национализировало Суэц, репатриировав в числе прочих иностранных специалистов и семью Франсуа. На Родине же оставшимся без средств беженцам пришлось ютиться в крохотной квартирке, перебиваться случайными заработками, что в итоге подкосило здоровье отца, который к тому же стал частенько прикладываться к бутылке.

 В шестнадцать лет Клод фактически стал главой семьи. На его плечах – забота о маме (итальянке по происхождению) и сестре. Он идёт работать мелким клерком, а затем, благодаря полученному в детстве музыкальному образованию (скрипка, фортепиано), незаурядным способностям и собственному неуёмному желанию, устраивается в оркестр, выступавший в ресторанах и ночных клубах при отелях Монако и Жуан-ле-Пена.
 Клод виртуозно играет на ударных инструментах, любовь к которым пронёс через всю жизнь, одновременно делая настойчивые попытки подготовки сольных вокальных номеров, имеет первый успех.
 
В те годы вся молодёжь Европы отплясывала в ритмах твиста и джайва. И начинающий музыкант не только прекрасно вписался в модные тенденции, но и, перебравшись в Париж, стал одним из самых ярких исполнителей этого стиля, демонстрируя редкую пластичность, бешеную энергетику и не похожую ни на кого танцевальную технику. Он даже выпустил свою первую сорокапятку «Восточный твист», которая, впрочем, с треском провалилась. Тем не менее, в очень модной тогда музыкальной телепрограмме «Привет, друзья» впервые прозвучало: «Новая звезда родилась!»
А когда на рубеже 70-х годов Францию захлестнула волна заокеанского рок-н-ролла, Cloclo (как теперь публика называла своего любимца) столь же стремительно и умело продолжил головокружительную карьеру в совсем ином жанре.

 Клод Франсуа очень тонко чувствовал время и в конце десятилетия стал теперь уже Королём Диско. Но это было позже, а пока он с огромным успехом исполняет французские адаптации английских и американских хитов, ставших впоследствии культовыми. Новый имидж его весьма привлекателен: опрятный ухоженный вид, красивые светлые волосы, идеально сидящие костюмы и, конечно же, песни, наполненные проникновенностью и доступными всем переживаниями. Клод всегда рассказывал истории, в которых каждый человек мог узнать себя.
 Со временем менялась и стилистика выступлений, и их антураж. Вернувшийся из Лас-Вегаса и потрясённый увиденными там фантастическими шоу, Cloclo  решает взять их за образец. Он вводит в свою программу женскую танцевальную группу «Клодетки», а позже и бэк-вокал, усиливает яркость представлений, усложняет и разнообразит аранжировки. Его концерты становятся самыми красочными и динамичными на французской сцене, превращаются в варьете высочайшей пробы.

 Начинается массовая истерия поклонниц, сопровождаемая обмороками и разрыванием одежды певца в мелкие клочки. И тот не без видимого удовольствия подыгрывает публике, не забывая при этом о главном в своём творчестве. Будучи королём твиста, рок-н-ролла или диско, он всегда оставался настоящим французским шансонье, певцом глубоко лирического, чуть наивного и трогательного любовного направления.

Обладая отменным музыкальным вкусом и профессиональным чутьём, Клод упорно ищет, находит и привлекает к сотрудничеству талантливых композиторов, поэтов, инструменталистов и аранжировщиков, которые как блины пекут произведения, мгновенно  возносящиеся к вершинам хит-парадов.
И качественный прорыв не мог не случиться! Вместе с соавторами - композитором Жаком Рево и поэтом Жилем Тибо – Клод Франсуа написал поистине выдающуюся песню «Comme dHabitude» (Как обычно), ставшую самой экспортируемой французской мелодией.
 Сначала она произвела фурор в Европе. А после того, как Пол Анка написал английский текст на эту мелодию, и под названием MY WAY (Мой путь) песню исполнили Фрэнк Синатра и Элвис Пресли, она прочно находится в ряду самых цитируемых произведений музыкальной эстрады 20-го века, соревнуясь в популярности с YESTERDAY и BESAME MUCHO.
Существует свыше 1000 версий этой композиции, которая звучит в среднем каждую минуту на одной из мировых радиостанций. В нашей стране, пожалуй, удачнее других (на стихи Ильи Резника) её поют Иосиф Кобзон и Ренат Ибрагимов.
 
В недрах творческого окружения Клода Франсуа родились многие замечательные композиции, которые и сегодня на слуху, тиражируемые десятками исполнителей. И значительная часть их появилась на свет именно здесь, в живописном сельском местечке Даннемуа, ставшим для певца больше, чем домом.
Обретя финансовую устойчивость, он купил в регионе Иль-де-Франс старинную мельницу с участком земли, превратив её в удивительный загородный дом – с увитыми виноградом грубыми каменными стенами, огромными каминами и открытыми деревянными балками; с большим цветником, местами обитания многочисленных животных и птиц; с уникальным винным погребом и постоянно вращающимся мельничным колесом.  Клоду нравился простоватый вид дома, напоминающего старые английские усадьбы. Только здесь он чувствовал себя самим собой, здесь жил с любимыми женщинами и играл с двумя своими сыновьями.

Продолжалась бурная гастрольная деятельность певца. Он неоднократно с успехом выступает в знаменитой парижской «Олимпии», покоряет главный концертный зал Великобритании – Королевский Альберт Холл и другие площадки Европы, совершает туры в Африку, в Канаду и США, на Антильские острова, Гаити, Гваделупу, Мартинику. На островах Реюньон в Индийском океане на его концерт приходит свыше 8 тысяч (!) поклонников.
Cloclo собирает 20 тысяч зрителей у ворот Pantin в Париже, жертвуя средства для «Perce – Niege» - фонда помощи детям-инвалидам, возглавляемого его другом Лино Вентурой. Он даёт концерт в пользу Научного медицинского центра в Тюильри, организует доступный мини-тур с передвижным шапито (на 4 тыс. человек) для жителей предместий Парижа.
В Швейцарии певец упал со сцены, повредив ногу; в марсельской давке получил ощутимый удар по голове. Однажды он падает от сердечного приступа, вызванного переутомлением, прямо на концерте; в Лондоне становится жертвой теракта Ирландской Республиканской Армии, чудом оставшись живым; уцелел в двух покушениях...

Cloclo словно стремится всё успеть, работает буквально на износ, будто хочет сделать как можно больше в самых разных областях. Он продюсирует молодых певцов, руководит собственной звукозаписывающей фирмой «Диск Флэш», выкупает музыкальный журнал «Подиум» и доводит его тираж до 500 тыс. экземпляров, создаёт эротическое издание «Абсолют» и даже иногда выступает в роли фотохудожника, выпускает туалетную воду «Eau nair» (Чёрная вода), что артистам тогда было не свойственно, снимается в кино и участвует во многих телешоу.
 В Рождественские праздники идола всей Франции принимает Президент республики Валери Жискар дЭстен, а канал RMC вручает ему Кубок самого популярного певца своего времени. Он выступает вместе с Шарлем Азнавуром и Жильбером Беко, с Мишелем Леграном и Далидой, с Демисом Руссосом, Джоди Фостер, Сержем Гинзбуром, Мишелем Сарду и Джоном Холидеем, с Нана Мускури и Саша Дистелем. 25 его дисков стали бриллиантовыми.

…11марта 1978 года Клод Франсуа, вернувшийся накануне ночью из Швейцарии, где записывал программу для BBC, вместе с последней подругой Каталиной готовился в своей парижской квартире на бульваре Эксельман к телевизионному шоу, которое должно было состояться вечером. Он договорился по телефону с сестрой о предстоящих выходных в Даннемуа, принял душ и, выходя из ванной комнаты, поправил рукой слегка покосившийся светильник… 
 Он был патологически аккуратен.

…Франция в тот трагический день испытала настоящий шок. Тяжело смотреть документальные кадры, на которых толпу, состоящую из тысяч рыдающих поклонников, еле сдерживают шеренги полицейских.
 
…Похоронили Клода Франсуа на небольшом сельском кладбище в Даннемуа, где ему всегда бывало так хорошо, где он мог оставаться самим собой. В день погребения вышел в свет последний его прижизненный сингл «Alexandrie Alexandra». И дату релиза певец выбрал сам за несколько дней до смерти.
 Франция не забыла своего любимого сына, своего Cloclo: одна из площадей элитного 16-го квартала Парижа (неподалёку от его квартиры) названа «Клод Франсуа», о нём снят художественный фильм «Мой путь» и множество телепрограмм, написаны книги и статьи.

Так кем же был этот не знакомый советским людям человек, проживший только 39 лет, диски которого до сих пор ежегодно продаются полумиллионными тиражами: певцом, шоуменом, композитором, продюсером, предприимчивым и удачливым бизнесменом?
Вы поймёте это сами, набрав в любой поисковой сети Интернета его фамилию.
Вы услышите много знакомых и любимых мелодий, откроете для себя новые, наконец, увидите этого замечательного исполнителя и его опередившие время клипы.
Вы не пожалеете, это уж точно…