Улыбка

 
           Сколько было выведано секретов благодаря очаровательной улыбке! Сколько агентов втерлась в доверие к источникам информации лишь  из-за своей манеры располагать к себе собеседника и обезоруживать его улыбкой! В фильме «Шпионские игры» (2001 г., режиссер Т.Скотт) опытный агент ЦРУ наставляет молодого сотрудника (псевдоним «Бойскаут»): «Сейчас много современных технологий (шпионажа), но ничто не может заменить жевательную резинку, черные очки и улыбку».
           Окровавленные тампоны, плевательницы, мокрые салфетки и прочие  «деликатные подробности» стоматологической индустрии вкупе с внушительными прайс-листами никогда не попадут в рекламу. Каким образом они могут составить конкуренцию единственному и неповторимому рекламному символу стоматологии – голливудской улыбке. Образу, олицетворяющему здоровье, красоту и успех. «Капитан, капитан, улыбнитесь...» – в известной песне из фильма «Дети капитана Гранта» (1936 г., режиссер В.Вайншток) улыбку совершенно справедливо приравнивают  к флагу корабля.
         Улыбка не только молодит, поддерживая наши мышцы лица в тонусе и препятствуя гравитационному птозу. В фильме «Афоня» (1975 г., режиссер Г.Данелия) милиционер, проверяющий документы у главного героя, обратит внимание, что печальный и растерянный Афоня совсем не похож на того молодого и жизнерадостного человека, который улыбается на фото в паспорте. Но Афоня улыбнется, и сходство станет очевидным. Улыбнувшись, герой комедии не только молодеет, но и избегает проблем с законом, приобретая легитимность.
        Улыбка как правило хорошего тона и гостеприимства. Представим, что вы бегаете по утрам лишь только потому, чтобы потрафить вашему гостю – профессору из Дании. Вам это совершенно не нужно, иначе как объяснить, что, дожидаясь спарринг-партнера, вы курите папиросу. Ехало болело вам это утреннее спортивное ревю. Вы всюду хотите успеть, и ваши мысли далеки от физкультуры. Но ничего этого не увидит одетый в ладный спортивный костюм литературовед (или переводчик) господин Хансен из «Осеннего марафона» (1979 г., режиссер Г.Данелия). Перед тем, как открыть дверь, Бузыкин в одно мгновение изобразит на лице улыбку, предвкушающую радость от пробежки. Улыбка-маскировка. Разве не так же маскирует ситуацию Остап Бендер, обобрав в очередной раз  Кислярского в фильме «12 стульев» (1971 г., режиссер Л.Гайдай)? Он представляет дело таким образом, как будто идет слежка за «отцом русской демократии».  «Улыбайтесь и пойте» – такими словами он выпроваживает Кислярского,  прибегая к ложной конспирации.  Никого не вводит в заблуждение глупая, идиотская улыбка добродушного Швейка. Она  не только маскирует талантливого саботажника, но и олицетворяет  нелепость и  идиотизм всей бюрократической полицейской системы угасающей империи.
        Загадочная сторона улыбки. В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 г., режиссер Л.Гайдай) герой Л.Куравлева (Жорж Милославский)  притворяется и говорит по телефону женским  радостным голосом с зубным врачом  Шпаком. На его лице возникает медовая улыбка, хотя секунду назад  выражение лица квартирного вора-рецидивиста было совершенно серьезным. Получается, чтобы передать по телефону радостное, приподнятое настроение, оставаясь при этом мрачным, совершенно невозможно. Предположим, что вы хотите позвонить родителям по телефону и скрыть подавленное или плохое настроение. Родители не могут лицезреть вас в эту минуту, ведь в противном случае они бы вас сразу же раскусили. Другими словами, с каменным лицом невозможно более или менее достоверно передать  радостную эмоцию – необходимо хоть как-то улыбнуться. Такова правда улыбки!
        С чего начинается любовь? «Опять наши глаза сошлись в улыбке. Я думаю, что ничто так не соединяет людей, как улыбка. И не с улыбки ли начинается каждая истинная любовь?» (из романа А.Куприна «Колесо времени»). 
        В третьем фильме «Откройте, полиция!» бывший «продажный» полицейский Рене Буарон имитирует свою смерть и получает новую биографию – бывшего грабителя банков с недвусмысленной кличкой «Фейерверк» – выбора не было. Но подлинный гангстер, отдавший богу душу, незадолго до этого замыслил грабеж. И вот к Рене приходит дама, не знающая в лицо «мэтра взрывчатки» и говорит, что все приготовления к грабежу закончены. Конечно, для бывшего полицейского все это является полной неожиданностью. Дама, ожидая совсем другую реакцию, правомерно спросит, почему гангстер не показывает никаких эмоций, ведь он так желал пойти на это дело. Ответ Рене, который  по понятным причинам  до этого не улыбнулся, будет блестящим: «Внешне я сдержан, все эмоции – внутри».
         У кого могут вызвать смех дико хохочущие цирковые клоуны с размалеванными  до ушей улыбками и средневековыми комедийными приемами? Разве что у детей. Ни хохота, ни улыбок мы не обнаружим в выступлениях печального клоуна Л. Енгибарова, драматических комедиях Г. Данелии, многих фильмах Чаплина. Это компенсируется тем, что улыбается зритель. Говорят, что комедиограф Л.Гайдай запрещал смеяться на съемках своих фильмов, требуя самого серьезного отношения к комедии. 
          «Улыбка длиться мгновение, а запоминается на всю жизнь», – пишет в своих изумительных книгах Дейл Карнеги. Очень интересный актер Юрий Демич (1948-1990 г.г.) в одной из передач рассказывал: когда он впервые пришел в БДТ им. Товстоногова, первое, что ему запомнилось, – это была улыбка выдающегося актера театра и кино Кирилла Лаврова. Можно себе представить, что означала для молодого актера подбадривающая улыбка старшего партнера по сцене одного из лучших театров мира.
         Всем известно, что эмоции младенца в виде его крика или плача сигнализируют о неблагополучии малыша: голоден, болен, хочет спать, мокрые пеленки и пр. Другое дело – улыбка во сне недельного ребенка. Что он там видит? Чему улыбается? Непостижимо! После третьей недели жизни у ребенка, как считают специалисты, возникает первая социальная реакция – улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого или склоненное над малышом лицо. До этого же времени улыбку ребенка относят к рефлекторной природе и специалисты прямо признают, что этот вопрос требует более тщательного изучения. Этой загадке много лет, ровно столько, сколько лет человеку разумному. И уж точно больше пятисот с того момента, как появилась загадочная улыбка Джоконды.
        Именно ее улыбка станет визитной карточкой  цивилизации в рассказе Рэя Брэдбери  «Улыбка». Этот фрагмент картины сумеет сберечь и унести с главной площади, где творится буйство – всенародное оплевывание и уничтожение холста Леонардо да Винчи, мальчишка Том, пока его соплеменники будут рвать в клочья картину. Все это будет проходить на своеобразном празднике ошалевшей от ненависти цивилизации, скатившейся к полной деградации, где жгут книги, а праздник науки заключается в том, чтобы раздолбить кувалдами последний в мире автомобиль.   
       Чарующая, загадочная, манящая, затаенная, тонкая улыбка Джоконды. Кому-то ее улыбка кажется немного зловещей. Особенность улыбки – огромная палитра эмоций, которые она передает. Открытая улыбка ликующего футболиста, забившего гол. Сдержанная улыбка победителя – политика, которому сопутствовал успех на сложных переговорах. Виноватая улыбка начальника, сообщившего сотрудникам о грядущем сокращении... Язвительная ирония, восхищение, злорадство, превосходство, подхалимаж, просьба, лесть – для всего этого найдется своя улыбка. А нужно ли много распространяться о том, что такое кривая улыбка или мефистофелевская, ледяная, натянутая, фальшивая... «Лишь едва заметная улыбка, иногда вежливая, иногда насмешливая, играет на этих тонких бескровных губах». Именно такая улыбка показывает сущность поразительно изворотливого, абсолютно беспринципного, но предельно хладнокровного Жозефа Фуше, которого Стефан Цвейг считает «насквозь безнравственной личностью».
        Но улыбка не только показывает наши эмоции. «По мнению польского психолога Кубы Крис, она характеризует и культурные традиции», – пишет журналистка Линда Бенотман в газете Ouest-France (Сайт Inopressa, 16.11.2016). Отсутствие улыбки не обязательно нужно интерпретировать как угрюмость или признак невежливости. Улыбка производит невыгодное впечатление в обществах, политически подавленных, где никогда не знаешь, то ли вам улыбаются с добрыми намерениями, то ли пытаются вас обмануть или ввести в заблуждение. Проведенные опросы показали, что в Индии, Аргентине и на Мальдивах улыбка часто ассоциируется с нечестностью. В Швейцарии, наоборот, улыбка всегда воспринимается как признак честности.
       Приходилось ли вам наблюдать, как наэлектризованная  обстановка собрания смягчалась благодаря лишь одной улыбке оратора, хотя он не произнес еще ни одного слова? Такова  сила улыбки! А какое это тонкое средство уйти от неприятных  вопросов – без слов, многозначительно улыбнуться. «Улыбайтесь, господа!» – говорит тот самый барон Мюнхгаузен.
          В 1982 году на испанском чемпионате мира по футболу никто не ожидал от итальянской сборной  каких-то выдающихся результатов. Всю дорогу игру сборной сопровождала жесточайшая критика со стороны итальянских СМИ. До чемпионата и в групповом турнире итальянцы ничего не показали, еле-еле выйдя в следующий этап. Все изменилось после матча с Бразилией, в котором итальянцы не только выиграли, но словно преобразившись, показали превосходную игру. Тогда все газеты мира обошла улыбка главного тренера итальянской сборной Энцо Беарзота, который приведет национальную команду к победе на чемпионате мира.  Какая была эта улыбка? Вы правы – немного загадочная и хитроватая. 
        Философ-просветитель Вольтер изображен Гудоном с очевидной саркастической усмешкой. Насмешливый, ироничный, пронзающий взгляд Вольтера, ярого критика косности, религии и глупости (как его сейчас не хватает!). На одном из портретов Гоголя (работы Моллера Ф.А.) можно увидеть едва уловимую тонкую улыбку автора бессмертной комедии «Ревизор» и «Мертвых душ». В полном собраний сочинений Чехова (М.: изд. «Художественная литература», в 12 томах, 1961–1963 г.г.) в каждом томе есть фотография писателя различных периодов его жизни. Почти на всех фотографиях интеллигентный Чехов выглядит серьезным, как и положено классику русской литературы и патриарху изящной словесности. Но есть несколько фотографий автора (в 4,5,9 томах), где остроумнейшего писателя с тончайшим юмором и деликатной иронией «выдают» глаза. «И улыбка, без сомнения, вдруг коснется ваших глаз...».
        Каким образом воздушные  гимнасты, выполняющие головокружительные трюки под самым куполом цирка, делают это с непременной артистической улыбкой? Видимо, это и есть то, что называют профессиональным мастерством. Между прочим,  улыбающиеся лица гимнастов зачастую выглядит более непринужденно, чем опасливые выражения лиц пешеходов, переходящих проезжую часть на зеленый свет. «Улибку!» – требует, не выговаривая букву «ы», цирковой силач, немец Беккер, в драме  «Гуттаперчевый мальчик» (1957 г., режиссер В.Герасимов) от своего ученика, выполняющего опасные воздушные упражнения на конце четырехметрового шеста.
       «Человек, который смеется». Речь пойдет не о романе В.Гюго. Речь пойдет об одном моем знакомом, лицо которого обладало удивительным свойством. Когда вы смотрели на него издалека, казалось, что он улыбается. Но по мере того как вы к нему приближались, эта улыбка исчезала и, подойдя к нему совсем близко, вы понимали, что его улыбка – всего лишь иллюзия. Мало того, что это вводило вас в заблуждение, так еще и действие улыбки было противоположным. Обычно, по мере приближения знакомых друг к другу, улыбки становится более явственными. Разумеется, мой знакомый долго ходил с прозвищем «Человек, который смеется», и столько же времени все ломали голову по поводу его  удивительной улыбки. Может быть, все дело было в особых, неправильных чертах лица,  которые под различным ракурсом давали такой причудливый эффект.
       Улыбка способна сгладить почти любой ваш промах. Если прилетев в аэропорт, вы взяли нечаянно чужой багаж, но тут же обнаружился его владелец, то без извинения с соответствующей мягкой улыбкой ситуация остается двусмысленной. Если в метро вам наступят на ногу или случайно толкнут, как правило, вас одарят той виноватой улыбкой, которая часто сопровождает неуклюжие действия пассажиров, подобно тому, как в комедиях неловкие действия персонажей вызывают смех. 
       В «языке жестов», который отчасти может компенсировать за границей  незнание иностранного языка, улыбка идёт первым корпусом, за ней следуют взмах руки, подзывающий официанта, удивленный взгляд на ценник, утвердительный кивок головы... Сколько информации может передать улыбка!
       Милый мой, твоя улыбка... Если мужчина с улыбкой смотрит на женщину, то это рассматривается как комплимент и считается в порядке вещей. Представитель сильного пола по достоинству оценивает красоту слабого. Это естественно, так и должно быть в мире, где существует женщина – олицетворение красоты. Но если женщина улыбнется мужчине, то это интерпретируется как событие с далеко идущими последствиями. Это уже не просто знак внимания и не просто комплимент...   


Рецензии