Чужие грабли

Дмитрий Пикалов 2
В 70-е годы в США молодые неолибералы решили провести реформы в образовании, здравоохранении и правоохранительной системе. Тогда, собственно, и родилась так называемая «рейтинговая» система, построенная на математических выкладках математика Джона Нэша. В их основе лежала идея о том, что система, в которой каждый из участников процесса стремиться обмануть других, наиболее устойчива. Что бы было понятно, возьмем такую ситуацию, у меня есть украденная картина Сальвадора Дали, у вас – краденные деньги. Вы хотите приобрести картину, я хочу получить деньги. Друг другу мы не доверяем. Поэтому ни о какой личной встрече и прямом обмене речь идти не может. Единственный вариант, мы договариваемся и оставляем картину и деньги в тайниках, а потом сообщаем друг другу, где они находятся. Так вот Джон Нэш математически доказал, что в случае, если я вас обманываю, и в моем тайнике ничего нет, я не только ничего не теряю, но и в случае, если вы доверились мне, приобретаю ваши деньги. А вот если я вам доверился, то могу остаться и без картины и денег.  Жесткая математическая логика.

Взяв ее за основу, американские неолибералы ввели рейтинговую систему в образование, теперь школы должны были соответствовать рейтинговым требованиям. В итоге это привело к тому, что появились так называемые «эффективные школы» и «неэффективные школы». Естественно, что родители забирали детей из «неэффективных школ» и переводили в «эффективные». В итоге, американские школы вместо того, чтобы обучать школьников, стали стремиться соответствовать критериям эффективности, и общий уровень образования у них серьезно просел к 90-м годам. Несмотря на компетентностный подход, который тоже оказался миной замедленного действия, так как являл собой больше бумаготворчество и «хотелки», а не реальную образовательную модель.

В полиции ситуация стала еще более катастрофической, так как вместо серьезных преступлений подгоняя статистику стали фиксировать менее серьезные, к примеру, вместо вооруженного грабежа – инцидент на улице. В итоге статистика давала постоянное уменьшение количества и тяжести преступлений, хотя это совсем не соответствовало реальному положению дел. Тоже и в медицине.

Но самое главное, и в полиции, и в медицине, и в образовании, на смену профессионалам пришли эффективные менеджеры, основной функцией которых была манипуляция со статистическими данными. Ведь «эффективность» оценивалась в динамике роста положительных тенденций. В итоге к 90-м годам, система зашла в тупик. И от нее отказались. Даже Джон Нэш в конце концов, поборов собственную шизофрению, признался, что его модель экономического человека, выбирающего такую стратегию поведения, которая дает максимальную выгоду, в действительности не существует. Человек - сложное существо, и к тому же поставленное в жесткие рамки рейтинговой системы, стремится всеми силами эту систему обмануть.
 
Но, в 90-е годы наши неолибералы из Высшей школы экономики, вместе с западными грантами в нагрузку позаимствовали и их тупиковую модульно-рейтинговую образовательную модель вкупе с компетентностным подходом. Сложно сказать, специально ли было это сделано, чтобы развалить оставшуюся от СССР систему образования, либо нашим неолибералам просто не хватило ума понять всю ущербность и тупиковость заимствованной модели. Или, просто, грантовые суммы затмили их разум. Но в итоге в российскую систему образования была инкорпорирована чуждая модель, которая в итоге привела к полной стагнации и развалу всей систему отечественного образования. Ведь лежащие в основе модульно-рейтинговой модели математические уравнения Джона Нэша вообще не подразумевают идею взаимного доверия. А без взаимного доверия, мы вообще бы не смогли выжить и построить цивилизацию. 

Поэтому и ЕГЭ, в основе своей имеющей туже идею Джона Нэша, никогда не будет рабочей системой, потому как взаимное недоверие власти к чиновникам от образования, а их соответственно,  к учителям и педагогам, ученикам и их родителям, к вузам и школам, в итоге приводит к тому, что каждый год саму систему обманывают и каждый год огромные усилия и средства тратятся на ее модернизацию и усложнение, чтобы ввести дополнительные критерии оценки и исключить возможность обмана системы. И так до бесконечности, потому как сама модель тупиковая. В США это давно уже поняли и от нее отказались. А мы с упорством слабоумного продолжаем наступать на чужие грабли.