Государственная независимость по-литовски

Валерий Иванов-Виленский
Литовцы верят в чудеса, и это очень мешает им реально оценивать объективную ситуацию. Более того, находясь во власти иллюзорного, они очень часто принимают белое за – чёрное и наоборот. А когда жизнь всё же показывает им, что выбор сделан неправильно, и надо исправлять допущенную ошибку, упорно усугубляют свою ситуацию бессмысленным упорством в своём заблуждении. Вот и теперь, когда в связи падением мировых цен на нефть, согласно соответствующей формуле падает цена и на поставляемый в Литву из России по трубам газ, местные СМИ объявляют, что никакого снижения цены на газ на внутреннем рынке не будет. Нам объясняют, что открытый в конце прошлого в Клайпеде газовый терминал, куда танкерами из Норвегии доставляется это сжиженное топливо, требует больших затрат на своё содержание и сам весь этот технологический процесс доставки очень затратный. Вот так жители бедной Литвы, которыми правят очень амбитные политики, должны оплачивать экономические интересы богатой в сырьё и морские ресурсы Норвегии. Никакого здравого смысла и рационального подхода для литовцев в этом естественно нет, но зато на внешнем информационном поле здешние политики демонстрируют свою полную «европейскость».
Увы, таких примеров политического, экономического, хозяйственного и даже военного  безрассудства можно приводить очень много. Взять хотя бы угрозу «вооружённого нападения России на Литву», постоянно нагнетаемую самыми высокими эшелонами проамериканской - пронатовской вильнюсской политической элиты. Как следствие, новые колоссальные для Литвы финансовые затраты на открытие натовских военных баз и штабов (в нарушение ст. 137 Конституции Литвы, запрещающей открывать иностранные военные базы в стране), на содержание солдат и закупку вооружений для них… Этот, искусственно раздуваемый фантом «агрессивной России» приводит в ужас и трепет впечатлительных литовцев, что особенно опасно весной, когда, как известно, с неустойчивой людской психикой происходят патологические изменения - и это чревато!
Нет бы, да провести санацию, успокоить население своей страны, взяв курс на  восстановление добрососедских отношений с Великой соседней державой, которая в конце августа 1993 года вывела из Литвы последний свой военный контингент под салюты и приветственные возгласы провожавших. Нет бы, да объяснить гражданам Литвы, что не российские войска за минувшие 25 лет разрушили успешную промышленную экономику республики, вместе с предприятиями и колхозами, а те политики, которые прикрываясь лозунгами о «свободе Литвы», привели свою страну в полное и абсолютное подчинение «вашингтонскому обкому». Нет, этого в Литве не происходит. Более того, читаем сегодня выступление литовского историка А.Каспаравиюса, который на голубом глазу, публично утверждают, что Литва из постсоветского пространства вышла с абсолютно разрушенной экономикой.   
Ну, сколько можно лгать!
Однако реалия таковы, поэтому приходиться объяснять, так сказать со стороны, не через официальные литовские СМИ, что на самом деле происходит и происходило в Литве.
Государственный праздник Литовской Республики «День восстановления независимости Литвы» отмечается ежегодно 16 февраля. В этот день в 1918 году в оккупированном немецкими  войсками Вильне 20 общественных литовских деятелей, составляющих национальный совет литовцев (Литовская Тариба), при оккупационной немецкой администрации Обер Ост, приняли РЕШЕНИЕ (так официально называется этот документ) в котором, кроме прочего утверждается: «Литовская Тариба, как единственное представительство литовской нации, опираясь на признанное право наций на самоопределение и решение Вильнюсской конференции литовцев 18-23  сентября 1917 года, объявляет восстанавливаемым независимое упорядоченное на основах демократии Литовское государство со столицей в Вильнюсе и отделяя это государство от всех государственных связей, которые были с другими нациями».(Кстати, подлинника этого текста "Решения" от 16.02.1918 г. с подписями никто не видел, публикуемое - лишь сомнительного свойства копии)
Смысловая противоречивость приведённого текста, в котором, вроде, утверждается принцип демократии, сразу же перечёркивается национальным государственным приоритетом  только литовцев - и это в Вильнюсе, где литовцы составляли менее 2 процентов населения, как, впрочем, литовцы (в современном смысле этого определения) никогда не составляли этнического большинства на территории исторической Литвы. Более того, эта декларация никак не указывала то государство, восстанавливаемая преемственность которого объявлялась. И это естественно, поскольку задумка немецких оккупационных властей Обер Оста (Литвой эти территории в немецких военных документах не назывались), состояла в том, чтобы аннексировать территории бывшего Великого княжества Литовского, под политически благовидным созданием здесь Литовского королевства во главе с немецким принцем из рода фон Урах. И уже вскоре, эти же члены Литовской Тарибы поддержали 11 июля 1918 года объявление этого немца литовским королём Миндаугасом II.  Только с поражением Германского Рейха в Великой войне 1914-18 гг. окончилась эта политическая авантюра.
Но тогда, зимой 1917-18 гг., на фоне Брестских мирных переговоров между Германией и новообразованным большевиками социалистическим государством СРФСР  начальник штаба Восточного фронт генерал М.Гофман спешил исполнить задание своего непосредственного командира генерала Э.Людендорфа и усиленно работал с членами Литовской Тарибы, созданной им как консультативный орган при оккупационной немецкой власти. Дважды в декабре 1917 года и в феврале 1918 года Литовская Тариба подписывала подготовленные им документы (подробнее смотри здесь: и здесь: цель которых была одна, закрепить германскую власть на расчленённых по национальному принципу восточных территориях Российской империи, павшей в результате подрывной деятельности германских политиков и американских банкиров, в том числе родственников большевика Я.Свердлова. Дважды члены этой Тарибы исполняли волю своего немецкого «шефа». Теперь, во второй раз, заручившись 16 февраля 1918 года приплаченным в рейхсмарках названным «Решением о независимости Литвы», видя в нём свой огромный колониальный интерес, в условиях саботирования Л.Троцким подписания договора на переговорах в Брест-Литовске, немецкие войска 18 февраля 1918 года начали новое широкое наступление на Восток. До 3 марта 1918 года, когда Брестский мир всё же был подписан, немцы достигли масштабных территориальных успехов.
До конца Первой мировой войны 11 ноября 1918 года и окончания оккупации, в том числе и территорий исторической Литвы, оставалось ещё почти 9 месяцев.
Такая вот «независимость Литвы» по-литовски!