Тайна звездочки из красной эмали

Олег Каминский
     Пожалуй,  нигде,  как  на  войне,  не  происходит  столько  поразительных  по  своему  драматизму  событий.  Судьба  миллионов  пропавших  без  вести  людей  до  сих  пор  остается  тайной,  большинство  родственников  павших  так  и  не  узнали,  как  встретили  свой  последний  час  их  родные.  Тем  не  менее,  со  временем  открываются  закрытые  ранее  архивы,  становятся  доступными  любые,  даже  секретные  когда-то,  документы  и  мы  находим  всё  новые  и  новые  подробности  о  подвигах  защитников  нашей  Родины.  Причем,  исключительно  важной  и  интересной  является  информация,  которую,  сейчас  можно  уже  без  проблем  узнать  в  военных  архивах  Германии.    

     Недавно  мне  стали  известны  показания  бывших  немецких  летчиков,  о  сбитой  ими  нашей  летчице  в  августе  1944  года  над  Румынией.  Естественно,  меня  это  очень  заинтересовало,  так  как  об  этом  случае  у  меня  не  было  никаких  сведений,  хотя  уже  много  лет  я  занимаюсь  исследованиями  о  боевых  делах  наших  летчиков.  Каковы  же  были  обстоятельства,  при  которых,  как  утверждают  немецкие  ветераны  Люфтваффе,  погибла  неизвестная  советская  летчица?   

     Утром  20  августа  1944  года  над  Бессарабией  всходило  кроваво-красное  солнце,  словно   раскаленный  шар.  Утреннее  небо  было  безоблачным  и  обещало  жаркий  летний  день.  И  тут   на  западе  под  Яссами  ударили  сразу  тысячи  орудий,  «катюш»  и  минометов.  Это  было  начало  Ясско-Кишиневской  наступательной  операции  советских  войск.  Полтора  часа   летел  град  снарядов  и  мин  на  глубину  восьми  километров  на  позиции  немецко-румынских  войск.  Солнце  исчезло  под  непроницаемой  пеленой  дыма  и  пыли,  поднятой  с  сухой  земли.   Град  снарядов  снес  заграждения,  сровнял  с  землей  окопы  и  укрепления,  разбил  землянки  и  доты,  разбил  орудия  и  тяжелое  вооружение,  оборвал  линии  связи,  нанес  многочисленные  потери  в  живой  силе. 

     После  артиллерийской  подготовки  войска  2-го  Украинского  фронта  при  поддержке  авиации  5-й  Воздушной  армии  перешли  в  наступление.  В  сторону  фронта  прошли  более  200  штурмовиков  под  прикрытием  истребителей.  Они  атаковали  войска  противника,   оборонявшиеся  в  полосе  наступления  и  дороги  в  районе   Тыргу-Фрумос — Роман — Яссы.  В  небе  разгорелись  ожесточенные  воздушные  бои,  один  из  которых  произвел  неизгладимое  впечатление  на  участвующих  в  нем  немецких  летчиков.  Вот  что  вспоминает  об  этом  бое  бывший  пилот  Мессершмитта-109  унтер-офицер  Йоганн  Твитмайер: 

     «…Когда  русские  прорвались  к  Яссам,  нашей  3-й  группе  77-й  истребительной  эскадры  было  приказано  срочно  перебазироваться  на  другой  аэродром  в  Хуши.  После  короткого  инструктажа  мы,  рано  утром,  около  8  часов,  взлетели  с  аэродрома  Яссы.  В  полете,  мы  встретилась  с  группой  советских штурмовиков  Ил-2,  в  сопровождении  истребителей  Як-9.  С  малой  высоты  русские  летчики  штурмовали  немецкую  пехоту  и  технику.  Один  Як-9,  который  обстреливал  немецкий  грузовик,  был  атакован  мной  с  близкой  дистанции  снизу.  Мне  удалось  добиться  попаданий  в  мотор  и  левое  крыло.  «Як»  потянул  вверх,  сделал  половину  переворота  и  упал  в  районе  аэродрома  Яссы.  В  последующем  воздушном  бою  с  другими  русскими  истребителями  я  сам  получил  попадания  в  мотор  и  правое  крыло.  При  вынужденной  посадке  в  Бырладе  шасси  моего  «Мессершмитта»  подломились  и,  самолет  перевернулся.  С  травмами  головы  я  был  помещен  в  местный  лазарет…» 

     Ещё  один  бывший  летчик  3-й  группы  унтер-офицер  Карл-Хайнц  Бёттнер  дополнил  рассказ  своего  камрада  шокирующими  подробностями: 

     «…При  посещении  нами  места  падения  сбитого  «Яка»  мы,  к  нашему  удивлению,  установили,  что  погибшим  пилотом  истребителя  была  женщина.  Кроме  того,  по  знакам  различия  мы  определили,  что  она  была  комиссаром.  Смерть  этой  летчицы  подействовала  на  нас  очень  угнетающе». 

     «Одну  красную  звездочку  из  эмали,  снятую  с  униформы  погибшей,  потом  передали  мне  в  лазарет»  -  сказал  в  заключение  этой  грустной  истории  унтер-офицер  Твитмайер.

     Кто  же  эта  погибшая  летчица?  Я  рассмотрел  все  случаи,  могущие  иметь  отношение  к  этой  истории.  Причем,  не  исключал  того,  что  по  прошествии  многих  десятков  лет,  уже  пожилые  немецкие  ветераны  могли  что-то  напутать  с  типом  сбитого  советского  самолета,  или  с  какой-нибудь  другой  подробностью.   

     Практически  сразу  мне  стало  известно,  что  в  этот  день  была  сбита  легендарная  летчица  805-го   штурмового  авиационного  полка  старший  лейтенант  Анна  Александровна  Егорова.  26-летняя  уроженка  Тверской  области,  небольшого  роста,  тоненькая,  она,  тем  не  менее,  была  незаурядной  летчицей.  Воевать  она  начала  ещё  в  сентябре  1941  года.  Летая  пилотом  связи  на  легком  У-2,  она  произвела  236  полетов,  доставляя  важные  донесения,  за  что  была  награждена  орденом  Красного  Знамени.  Осенью  1942  года  по  настоятельной  просьбе  Егоровой,  её  перевели  в  штурмовую  авиацию,  и  она  стала  служить  в  805-м  штурмовом  авиационном  полку. Пройдя  соответствующую  переподготовку,  она  с  апреля  1943  года  летала  уже  на  тяжелом  штурмовике  Ил-2,  произвела  на  нем  41  боевой  вылет  и  была  награждена  вторым  орденом  Красного  Знамени.  Вместе  с  ней  стрелком-радистом  летала  её  24-летняя  подруга  Дуся  -  младший  сержант  Евдокия  Алексеевна  Назаркина.   

     В  роковой  для  девушек  день  20  августа  их  самолет  был  сбит  во  время  штурмовки  немецкими  зенитчиками.  Назаркина  погибла,  а  Егорова  осталась  жива,  хотя  и  попала  в  плен,  из  которого  была  освобождена  в  январе  1945  года  танкистами  5-й  Ударной  армии.  Спустя  двадцать  лет  после  окончания  войны,  6  мая  1965  года,  за  мужество  и  героизм,  Егоровой  (по  мужу  Тимофеевой)  было  присвоено  высокое  звание  Героя  Советского  Союза  («Золотая  Звезда»  №  10679). 

     Но,  как  быстро  я  выяснил,  трагедия  с  Назаркиной  и  Егоровой  не  имеет  никакого  отношения  к  истории,  рассказанной  ветеранами  Люфтваффе,  поскольку  произошла  не  под  Яссами  в  Румынии,  а  в  районе  Студзянки  над  Сандомирским  плацдармом  в  Польше,  почти  в  500  километрах  северо-западнее,  да  и  самолет  был  штурмовиком,  а  не  истребителем.  К  тому  же,  Егорова  воевала  в  составе  16-й,  а  не  5-й  Воздушной  Армии. 

     Разыскивая  следы  неизвестной  летчицы,  я  нашел  упоминание  ещё  об  одной  трагической  истории,  произошедшей  при  освобождении  Молдавии.  Причем  речь  идет  снова  о  стрелке-радисте  с  очень  распространенным  тогда  именем  Дуся.  По  свидетельству  очевидцев,  при  налете  советской  авиации  на  железнодорожную  станцию  Бессарабка  был  сбит  и  сгорел  штурмовик  Ил-2.  В  самолете  было  обнаружено  два  обгоревших  тела,  одно  из  которых  было  женского  пола  (очевидцы  определили  это  по  обуви  и  женской  косе).  Возможно,  это  были  летчики  672-го  штурмового  авиационного  полка:  пилот  -  младший  лейтенант  Петр  Николаевич  Дядус  и  стрелок-радист  -  Евдокия  Дмитриевна  Демченко,  в  скромном  звании  рядового.  Родилась  она  по  одним  данным  в  1921  году,  по  другим  данным  -  в  1925  году,  в  селе  Винница  Дворичанского  района  Харьковской  области.      

     По  показаниям  других  очевидцев,  штурмовик  Дядуса  и  Демченко  был  сбит  в  районе  села  Стурдзены  Каушанского  района,  а  обезображенные  до  неузнаваемости  тела  членов  экипажа  были  похоронены  местными  жителями  в  братской  могиле.  Жаль,  но  и  этот  экипаж  не  имеет  отношение  к  трагедии  над  Ясским  аэродромом,  так  как  станция  Бессарабка  и  село  Стурдзены  находятся  слишком  далеко  от  него.  К  тому  же  это  был  снова  штурмовик  Ил-2,  а  не  истребитель  Як-9.  Вдобавок,  экипаж  входил  в  состав  соседней  17-й  Воздушной  Армии.  И  самое  главное:  самолет  был  сбит  не  20  августа,  а  чуть-чуть  позже  на  один  день,  то  есть  21  августа.      
      
     Перелистывая  документы,  я  узнал,  что  в  составе  5-й  Воздушной  армии  воевала  и  погибла  ещё  одна  женщина – 30-летняя  уроженка  Гомельской  области  Евгения  Федоровна  Панкова.  Она  была  незаурядной  женщиной,  прославилась  своим  упорным  характером  и  целеустремленностью  ещё  в  довоенные  годы,  дослужилась  до  звания  капитана  и  была  не  просто  пилотом,  а  летчиком-испытателем.  Погибла  Панкова  тоже  в  Бессарабии,  но  не  в  августе,  а  1  сентября  1944  года,  при  не  выясненных  обстоятельствах  во  время  перелета  в  Текучи,  и  была  похоронена  в  Бельцах.  В  общем,  снова  не  та  летчица,  которую  я  искал.
 
     Ещё  долгое  время  я  пытался  узнать  имя  неизвестной  летчицы,  но,  сколько  я  не  пересматривал  множество  различных  документов,  никаких  сведений  о  других  летчицах,  сбитых  в  тот  период,  найти  не  удалось.
 
     Так  кто  же  погиб  в  бою  над  Ясским  аэродромом?  По  логике  вещей,  ответ  на  этот  вопрос  могут  дать  только  документальные  источники,  такие  как,  например,  «Донесения  о  безвозвратных  потерях  летчиков  5-й  Воздушной  Армии»  за  август  1944  года.  Нахожу  эти  донесения,  и  внимательно  просматриваю  каждую  страницу.  Узнаю,  что  20  августа  были  сбиты  и  попали  в  плен  летчики  167-го  гвардейского  штурмового  авиационного  полка  лейтенант  Ю.  Б.  Дунин,  младший  лейтенант  П.  Е.  Шестаков,  не  вернулся  с  боевого  задания  старший  лейтенант  А.  А.  Поносов  и  другие.  На  всякий  случай,  проштудировав  списки  потерь  штурмовиков  и  бомбардировщиков  я  убедился,  что  среди  погибших  экипажей  женщин  не  было.  Ну,  конечно,  -  ведь  немцы  утверждают,  что  женщина  была  пилотом  истребителя.  А  сколько  истребительных  авиаполков  было  в  составе  5-й  Воздушной  Армии  в  августе  1944  года?  Ровно  десять:  149-й, 150-й,  151-й,  168-й,  177-й,  178-й,  179-й  гвардейские,  а  также  192-й,  486-й  и  492-й  истребительные  авиаполки.  После  долгих  поисков  мне  удалось  выяснить,  что  из  состава  этих  полков  20  августа  погибли  всего  три  летчика.  Один  из  них  -  26-летний  лейтенант Семен  Иванович  Скрипник  из  179-го  гвардейского  истребительного  авиационного  полка,  который  не  вернулся  с  боевого  задания  из  района  Вултурул.  Второй  -  24-летний  младший  лейтенант  Николай  Васильевич  Васильчиков  из  486-го  истребительного   авиационного  полка,  который,  как  сказано  в  документе,  «при  сопровождении  штурмовиков  в  район  Яссы  не  вернулся  с  боевого  задания».  Третьим  был  известный  ас  5-й  Воздушной  Армии  27-летний  командир  168-го  гвардейского  авиационного  полка  майор  Федор  Фролович  Мусатов.  За  выдающиеся  отвагу  и  мужество,  проявленные  в  боях,  он  был  награжден  тремя  орденами  Красного  Знамени,  орденом  Суворова  3-й  степени  и  даже  английским  «Крестом  за  боевые  заслуги» (Officer Order of the Bristish Empire). 

     Но  почему  же,  в  списках  потерь  нет  никакого  упоминания  о  погибшей  летчице?!

     Снова  и  снова  я  перечитывал  строки  боевых  донесений.  Выяснил,  что  майор  Мусатов  в  тот  день  одержал  свою  последнюю  десятую  воздушную  победу:  северо-западнее  Яссы  он  сбил  ФВ-190.  Уточнил,  что  Мусатов,  как  написано  в  донесении,  «при  сопровождении  Ил-2  штурмовал  своим  самолетом  аэродром  противника  Яссы,  был  сбит  зенитной  артиллерией  противника,  упал  вблизи  аэродрома»  и  погиб.  Стоп!  А  ведь  это  описание  очень  похоже  на  описание  боя  со  стороны  немецких  ветеранов,  не  правда  ли?  Может  быть,  именно  об  этом  истребителе  говорится  в  воспоминаниях  летчиков  Люфтваффе?  Конечно,  в  описаниях  обеих  сторон  сходится  не  всё,  но  многое.  Главные  совпадения:  истребитель  не  только  сопровождал  штурмовики,  но  и  сам  занимался  штурмовкой,  бой  происходил  в  районе  Ясского  аэродрома,  вблизи  которого  и  упал  истребитель.  Наконец,  высокое  офицерское  звание  Мусатова,  которое  немцы,  не  очень  то  разбиравшиеся  в  чужих  чинах,  могли  принять  за  ранг  комиссара.  А  почему  же  немецкие  летчики  решили,  что  погибшим  пилотом  была  женщина,  спросите  вы?  Тут  мне  остается  только  руками  развести  и  предположить,  что,  вероятно,  немцам  бросилась  в  глаза  какая-то  женская  вещь,  найденная  ими  в  кабине  упавшего  самолета  или  при  самом  убитом,  которая  ввела  их  в  заблуждение  и  навела  на  мысль  о  женщине.  Во  всяком  случае,  других  объяснений  этому  у  меня  нет.               

     Впрочем,  всё  это  всего  лишь  предположение,  хотя  и  спорное.  Зато  совершенно  ясно,  что  это  -  следствие  чьей-то  ошибки:  либо  бывших  немецких  летчиков,  либо  автора  этой  печальной  и  странной  истории…