День рождения Чапаева

Михаил Дак
     Все знают,  а кто не знает, хочу напомнить или рассказать, как  вам   угодно.
     Василий Иванович Чапаев - герой гражданской войны. Фурманов Дмитрий Андреевич – советский писатель-прозаик, революционер, военный и политический деятель. Наибольшую известность из литературного наследия Фурманова получил роман «Чапаев». В 1934 году по материалам этой книги режиссеры братья Васильевы поставили одноимённый фильм, завоевавший в СССР огромную популярность.
   
     Школа, в которую я пошёл в первый класс, помимо номера восемь носила имя Фурманова. Учительница первая моя - Капитолина Андреевна, по прозвищу «Капа», оставила след в моей жизни незабываемый, научила меня читать, писать и заставила полюбить Чапаева Василия Ивановича на всю жизнь. Я не чувствовал со стороны Капы большой любви и повышенного внимания к себе, у неё были свои любимчики, я в их число не входил,  за что был ей благодарен.
Дома со мной занимались мать и мой любимый дед, её отец. Мой родной отец был занят на работе, по большому счёту, ему было не до меня. Мне хватало матери и деда. Мать кормила, одевала. Дед приучал к труду и дисциплине. Заставляли делать уроки, не без этого, следили за моей успеваемостью.
     С первого класса до десятого я сидел на последней парте среднего ряда. В моей школе  в классах было по три ряда парт. В зависимости от наполняемости класса учениками, я сидел один или с кем-нибудь. И мне было не важно -  девочка это или  мальчик. Но большее удовольствие я получал, когда сидел один, поэтому когда появлялась такая возможность, учителя необъяснимым образом помогали мне в этом, каждый по разному. Мне был важен результат, как его добиться… проблем я в этом не испытывал. К шестому классу все учителя в школе знали об этом, находились, правда, такие, которые пытались это изменить, но безуспешно. Я был спокойным и неконфликтным, руку на уроках не поднимал, но когда меня спрашивали, с удовольствием отвечал, а  иногда с нетерпением ждал, когда меня вызовут.
     Итак, вернёмся в мой первый класс, к моей Капе, да к моей нелюбимой Капе. Теперь я понимаю, как много  зависит от первой учительницы. Я  не могу сказать: хорошая она была или плохая, чего было больше хорошего или плохого, затрудняюсь, но  знаю, что не хотел бы ничего изменить! Кто-то получает удовольствие от любви к своей учительнице, я же получал удовольствие от нелюбви к ней. Хранил я это в большой тайне, даже стеснялся этого.
     Ни мать, ни дед  меня за двойки не ругали, но дотошно разбирали каждую полученную пару, старались внушить мне, что двойка это результат, который необходимо улучшить.  Порой двойки помогают взяться за ум. Дед  запретил  матери не то чтобы наказывать и ругать меня за двойки, просил её даже не замечать их. И это ею выполнялось беспрекословно. Он за этим следил строго. Понятно, что первые двойки, полученные мною, вызывали страх, но очень скоро он прошёл. Я не помню, с какого класса, кажется со второго, он исчез окончательно, но получая двойки, а я их получал с каждым классом всё меньше и меньше, у меня появлялось желание моментально их исправить. Мне понравилось учиться. И в старших классах у меня уже не было ни одной отрицательной отметки.
     Вторая попытка вернуться в первый класс. Так вот история эта произошла со мною после Нового года в первом классе. Утром в один из дней января после зимних каникул мама мне говорит: «Миша, завтра у твоего отца День рождения, приедут родственники, будем отмечать и ещё, скажу тебе по секрету, не выдавай меня, отец тебе купил велосипед и футбольный мяч. Всё это он тебе завтра подарит». Не трудно представить, как я был  счастлив и  ждал этого момента, этого Дня рождения моего отца.  Считал каждую минуту до ночи, мне так хотелось скорее лечь спать, чтобы быстрее наступило завтра.  Отчётливо представлял, как  встану и получу от него велосипед и мяч,  и в школу, конечно, не пойду. Я знал, что подарков дома нет, и что они лежат у отцова брата, и что он привезёт их завтра после обеда.
     Время после школы тянулась так долго, что я еле дожил до вечера, прошёл длинный вечер, наступила ночь… И вот наконец утро! Соскочил с кровати и – к матери:
    -Можно я не пойду сегодня  в школу?
    -И не думай об этом, ты пойдёшь в школу, а после занятий сразу домой. Отец приедет после обеда и  привезёт обязательно обещанные  подарки.  Сегодня День рождения твоего отца,  не огорчай его, – ответила она мне.
     Я собрался и пошёл в школу. Иду и одна мысль - сегодня День рождения отца, сегодня он мне подарит велосипед и мяч.
     И вот  первый урок.
    -Дети, знаете, у кого сегодня День рождения? - говорит Капа.
 «Во история - думаю я, - откуда она узнала». Вскакиваю с места и почти кричу:
    -Я знаю, сегодня День рождения моего отца...
    -Миша, - говорит Капа, -  нет. Сядь и не вставай без разрешения. Сегодня День рождения нашего лучшего ученика Серёжи К.
     Я чуть не умер от обиды, от  ненависти к ней, ко всем кто в классе, к Серёже К. С трудом дождался конца уроков. Помню, со звонком последнего урока побежал домой. Дома застал отца с велосипедом и мячом, и тут же забыл обо всём на свете. Я целовал отца,  прыгал от счастья, радости моей не было границ. Теперь передо мной была другая задача - дождаться конца зимы...
     Но до конца зимы ещё половина января и февраль, а в феврале у меня День рождения... Мне будет восемь лет, первый День моего рождения, который я буду отмечать в школе. Мама разбудила меня утром в День моего рождения, 9 февраля, помогла собраться и вручила пакет-сумку с пятью килограммами разных конфет. Говорит: «Угостишь в школе учительницу и ребят». Я пошёл. Помню, как было тяжело тащить эту сумку. А  поэтому не торопился, знал, что у меня сегодня День рождения, и много конфет… просто завались. Опоздал чуть-чуть на первый урок, Капа без вопросов разрешила войти в класс и сесть на своё место. Я прошёл, сел, пакет поставил на пол под парту. Испытываю небольшое волнение, думаю как сказать о том, что у меня День рождения, надо думать, ситуация необычная. Но всё разрешилось само собой.
Капа говорит:
    -Ребята, сегодня День рождения... у кого?
Я уверенно поднимаю руку...
    -Миша, опусти руку, ты не можешь знать этого, -осадила она меня. -Сегодня День рождения Чапаева Василия Ивановича.
И потом весь урок рассказывала про нашу школу, про Фурманова, чьим именем  она названа, про книгу о Чапаеве, о фильме «Чапаев», который мы пойдём смотреть всем классом сегодня после уроков в местный клуб "Энергетик" и многое другое.
     Закончился урок, я встал, взял пакет и пошёл домой, даже не раскрыл и не достал ни одной конфеты. Дома пакет положил себе под кровать, и только через два дня рассказал об этом деду. Дед долго смеялся и сказал, что он тоже не знал когда День рождения Чапаева Василия Ивановича, но теперь будет его отмечать вместе со мной.
     Прошло десять лет. Прошло ровно десять лет. 9 февраля. Мне восемнадцать. Звоню по телефону, Капа поднимает трубку.
Я говорю:
    -Капитолина Андреевна, сегодня День рождения Чапаева Василия Ивановича, поздравляю Вас!
    -Большое спасибо, - отвечает она мне, - а кто это звонит?
    -Миша, Ваш в прошлом ученик, – представляюсь я ей...
Пауза…
    -А-а,  это ты, Миша, тот который меня каждый год поздравляет с Днём рождения Чапаева... Я всё хочу  спросить, а когда у тебя День рождения?
    -31 октября, - сказал я.
         

11 февраля 2015 года