Мона Лиза и Черный квадрат

Михаил Гольдентул
  Уважаемые читатели, я получил много отзывов на эту статью, и все они сконцентрированы на Черном квадрате.
Пожалуйста, обратите внимание. Это статья о  МОНЕ ЛИЗЕ!!!!!!!!

И еще. Как-то очень многие навалились на Малевича с суровой критикой. Очень рекомендую на Ютюбе послушать лекции Паолы Волковой - Мост над бездной. Среди них есть и лекция о Малевиче.

                *        *        *
                О, Леонардо! Поиск твой –
                Запечатленный в Девственной Монне
                Как Данте в Беатриче. Он искал покой…
                Твоя Идея опытом взращённым – 
                Начало трансцендентности Земной…

                Анатолий Святов



    Мона Лиза самая знаменитая картина в мировом искусстве. Это не оспаривается. Но  она также и самая совершенная картина, что уже не так очевидно и требует доказательств.
Доказать это, разумеется, невозможно.
    Почему же я присоединяюсь к тем, кто считает  Мону Лизу самой совершенной картиной в мире?   Потому что у нее самое оптимальное соотношение информации и энтропии*.  Информации немыслимо много, а энтропия невероятно  низкая.
(*см подробно в моей статье  «Моцарт и Пушкин. Энтропия»)

Что такое информация и что такое энтропия? 

Энтропия это мера неупорядоченности.

     Вот такой пример.  Если пианист будет ударять по клавишам беспорядочно,  нам понятно, что энтропия его музыки очень высокая. Не скучно, конечно, но  нам эта музыка не понравится, потому что нам  нужно какое-то узнавание, то есть нужна определенная упорядоченность. Даже абсолютно новая музыка должна быть построена по существующим правилам, иначе мы ничего не поймем.
    Но даже у пианиста, беспорядочно ударяющего по клавишам, все еще есть какая-то понятная и привычная нам организация. Это само пианино и известные нам клавиши. То есть, не совсем полный беспорядок. Это и спасает авангардистов.
    Можете эту тему развивать дальше.
    Узнаваемость нужна, но она тоже не должна быть чрезмерной.  Иначе нам такие произведения искусства быстро надоедают.
Если пианист будет  играть все время одну ноту, порядок будет высокий, но ничего нового.

    А как же Моцарт и Леонардо, почему их можно слушать и смотреть бесконечно, хотя мы знаем их напамять?

    А вот, именно потому, что их произведения совершенны. В них содержится так много информации,  что всегда можно найти новое.
А энтропия у них максимально низкая, то есть они сделаны как бы очень просто. В этом их обманчивость. При видимой или слышимой простоте, бездна информации.
А совершенство, если помните, это оптимальное, то есть, наилучшее соотношение энтропии и информации. Простота организации и сложность содержания. У Моцарта и Леонардо соотношение самое оптимальное.

    Сейчас я скажу что-то такое, что в меня камни полетят. 
А Бах и Бетховен?
Отвечаю. У Баха организация феноменальная, в высшей степени, но содержания чуть меньше, чем у Моцарта.
А у Бетховена?  Наоборот, содержание сверх всякой нормы, но организация чуть-чуть ниже чем у Моцарта.

    Ну, что,  набрали камней?  Держите их наготове. Пока время только собирать камни. Читайте дальше.

    Конечно, отличить Моцарта от Баха и Бетховена по уровню совершенства невозможно. Они все там в заоблачных высях. Я просто чуть-чуть пошутил, чтобы показать сущность метода.  Я сам 3-й фортепианный концерт Бетховена люблю сверх всякой меры. А от Гольдберговских вариаций в исполнении Глена Гульда просто в восторге, абсолютно.
Кстати, Бетховен так любил 20-й  концерт Моцарта, что даже решил добавить в него немножко информации. Ему показалось, что у Моцарта информации недостаточно. Он написал для него свою каденцию.


    Еще пример. Сказка о рыбаке и рыбке. Информация  по сравнению с «Войной и миром» несравнимая. В «Войне и мире» явно больше информации, зато организация  у сказки изумительная.
   Так что же совершеннее?  «Война и мир».  Почему?  Иноформация бесконечна, и  одновременно порядок очень высокий. Ниже, чем у сказки, но для той необъятной информации, которую содержит роман, порядок высок. Это и есть оптимальность.

   Энтропию сказки и романа современная наука даже может измерить. Вот чего она, к сожалению или к счастью, не может измерить, это количество информации в них.

   Поэтому мое определение совершенства,  как оптимальное соотношение информации и энтропии, носит эмпирический характер.  Концептуальный. Как принцип подхода. Не измерения.

   А почему нельзя измерить информацию даже простой сказки?  Энтропию, в конце концов, можно измерить. Математики и структуралисты до этого дошли. А  информацию в искусстве измерить никак невозможно.
    Почему?
   Вот это самый главный вопрос. 
   Когда мы имеем дело с формальной информацией, например, сообщение – родился мальчик. Эта информация кроме того, что родился мальчик, ничего более не сообщает.
   В сказке  же буквальный содержательный текст  только лишь основа для информации. Если бы  читателей интересовало что именно жена старика каждый раз получала от рыбки, и чем все это кончилось, то эту сказку никто бы не читал. В сказке важна мораль, то есть некая информация даже в тексте и не содержащаяся.

Повторяю:  ДАЖЕ В ТЕКСТЕ НЕ СОДЕРЖАЩАЯСЯ.

    Чем больше в произведении искусства информации, которая в тексте, в нотах, в сюжете полотна формально НЕ СОДЕРЖИТСЯ, тем оно гениальнее.

   Вообще, это величайшее чудо, созданное человечеством.  То, что в искусстве содержится информация, формально в нем не обнаруживаемая. И именно это делает искусство искусством.
   
   Это в простой  сказке.  А в Войне и мире? А в обыкновенной сонате Моцарта? Там только ноты, которые для слушателя означают практически то же, что и сообщение – родился мальчик. Это нота до, или си- бемоль, или ля. Высота звучания, частота колебаний. Все.
   А мы почему то плачем, даже не понимая еще и почему мы плачем. (Правда, от информации – родился мальчик тоже можно заплакать, от счастья, например, если у вас до этого родились пять девочек).

   В космический корабль Вояджер,  который улетел куда-то далеко в космос в 1977 году и никогда не вернется, положили нечто, что представит нашу цивилизацию. В том числе, положили  записи на золотых дисках музыки Моцарта и Баха, которую инопланетяне  не поймут так, как мы ее понимаем.
 
ПОТОМУ  ЧТО  У  НИХ  НЕТ  ГИГАНТСКОГО  СПРЕСОВАННОГО  ОПЫТА  НАШЕЙ  ЗЕМНОЙ  ЦИВИЛИЗАЦИИ.

      То же и с Моной Лизой. Они подумают, вот как выглядят существа, пославшие корабль. И только. 
   Те земляне, пришедшие в Лувр, которые говорят:  «В Моне Лизе нет ничего особенного, не знаем, почему все сходят из-за нее с ума»,  подобны инопланетянам, у которых нет опыта всей нашей земной цивилизации, включая и историю искусства.

   А вот «Черный квадрат» инопланетянам бы понравился. Хотя земляне над ним смеются. Не все, конечно.

   Смотря на «Черный квадрат», никто не плачет, все зубоскалят. А между тем, «Черный квадрат»  -  чемпион по содержащейся в нем информации и одновременно чемпион по организованности этой информации. То есть, энтропия самая  минимальная, а  информация МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНАЯ. Совершенство. Черный квадрат самое совершенное произведение живописи.
Ну, теперь не так смешно? Камни еще не выбросили? 

   Абсолютно черное тело, это которое не отражает ничего, а все поглощает. В школе, помню, приводили пример окна снаружи, как абсолютно черного тела, потому что лучи света, проникнув сквозь него  внутрь комнаты,   уже никак отразиться не могут. Они там полностью поглощаются тысячей углов внутри комнаты.

   Черные дыры вселенной потому и черные, что они все поглощают и ничего не отражают.

   Вот какая забавная аналогия. Черные дыры вселенной содержат в себе ВСЮ возможную информацию.

   «Черный квадрат» Казимира  Малевича это черная дыра, которая содержит в себе всю возможную в живописи информацию.
   Малевич не пошутил, Малевич  был и помимо «Квадрата» гениальным художником, если вам известны его работы.  И хотя история появления квадрата случайна, а не преднамеренна, но случай этот Малевич сразу же понял и осознал со всей силой своей гениальной прозорливости.
Казимир Малевич писал о своей работе:

"... я, занятый вглядыванием в тайну его черного пространства, которое стало какой-то формой нового лика супрематического мира, сам возведу его в дух творящий. ...вижу в этом то, что когда-то видели люди в лице Бога, и вся природа запечатлела образ его Бога в облике, подобном человеческому, но если бы кто из седой древности проник в таинственное лицо черного квадрата, может быть, увидел бы то, что я в нем вижу". (из письма Малевича к П.Д.Этингеру)

   Зубоскалы скажут, подумаешь, да это каждый  может нарисовать. А я спрошу, что ж вы  не нарисовали, если это так просто, а ждали Малевича?
   Чтобы понять величие «Черного квадрата» тоже нужно  знать всю историю человечества и всю историю живописи.

   Это называется  АССОЦИАТИВНОСТЬ.
НА  НЕЙ  ОСНОВАНА   ИНФОРМАЦИЯ  ПРОИЗВЕДЕНИЙ  ИСКУССТВА,   ФОРМАЛЬНО  В  НИХ  НЕ  СОДЕРЖАЩАЯСЯ!!!!!

   Ну, хорошо, с совершенством вроде понятно и с «Черным квадратом» тоже, а все же чем тебе так Мона Лиза нравится? Что там за информация такая?

Это вопрос вопросов.
 
   В фильме о Леонардо, создатели ввели сцену , когда Рафаэлю Леонардо показывает Мону Лизу, и Рафаэль плачет, видя этот портрет. Подобная сцена есть и в фильме о Гойе, которому показывают, спрятанную в кладовой дворца, картину Веласкеса «Менины», и Гойя тоже почти плачет.
В этом состоит прием авторов, понимающих совершенство Моны Лизы. Если сам Рафаэль заплакал, можете себе представить, что это за полотно он увидел.

   О, если бы я мог объяснить совершенство и величие Моны Лизы словами.

 О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

    Я бы рассказал, что сотни искусствоведов пытались и продолжают объяснять ее магическое и магнетическое воздействие и смысл.
Они говорят, что Мона Лиза это идеал женщины, или даже, что это идеал человека. (Как приятно, что идеалом человека выбрана женщина).
Они говорят, что в Моне Лизе представлена сама природа. 
Они говорят, что Леонардо нарисовал самого себя в облике женщины. Они доказывают, представьте себе, с помощью компьютерного анализа, что на автопортрете Леонардо и на портрете Моны Лизы изображено одно и то же лицо.
Они говорят, что после нескольких попыток нарисовать истинный лик Мадонны (Мадонна Бенуа, Мадонна Лита, Анна с Марией и младенцем),  Леонардо воплотил бессмертный образ Мадонны в облике Моны Лизы.

Даже я придумал свое собственное объяснение. Не устали? Камни на месте?

   Анализируя пейзаж на полотне Леонардо, я выяснил, что это пейзаж местности, где он родился. Я также вычитал у Фрейда, что разлученный в детстве с матерью-крестьянкой, на которой отец Леонардо НЕ был женат, он  всю жизнь носил в своей пямяти прекрасный образ своей матери. Леонардо поддерживал с ней отношения до самой ее смерти. Легко предположить, что сын был  внешне похож на свою мать. И похожесть, установленная компьютерным анализом, на самом деле есть похожесть Моны Лизы на  мать Леонардо. Вот с чьим портретом Леонардо  всю жизнь до самой смерти не расставался, и который, в конце концов, достался королю Франциску, который приютил старого Леонардо в замке Клу.

    Я бы мог также рассказать  о том, что Мона Лиза нарисована с мастерством непревзойденным. О том, что у нее черты лица не просто красивые, что было бы скучно, а невыразимо завораживающи и даже таинственны. О том, что инопланетяне, подумав, что вот какие люди населяют нашу планету, сильно бы ошиблись, потому что это не лицо человека, но лицо идеала, мечты, к  которой все время человечество безуспешно стремится, и которую  уникальный гений Леонардо смог единственно  воплотить в живописи. (Любите живопись поэты!)

    Но все это ничего не объясняет. Объяснить это невозможно.

   Последний пример с поэзией. Я обратил внимание, что актеры, читающие стихи, всегда выбирают  «Некрасивую девочку» Заболоцкого. Несомненно, стих  гениальный, все его знают, но в нем вся информация содержится в тексте, включая и мораль в конце, поэтому он легко доступен и так нравится публике. Но вершиной Заболоцкого является «Можжевеловый куст», который никто никогда не читает, потому что нет понятного для слушателей сюжета. Там вся информация сублимирована – не содержится буквально в тексте. Только вот Александр Суханов хорошо поет его.

Я увидел во сне можжевеловый куст,
Я услышал вдали металлический хруст,
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.
Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.
Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.
Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст,
Легкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой!
В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим,
Облетевший мой садик безжизнен и пуст…
Да простит тебя бог, можжевеловый куст!


Ну, вот это все, что я хотел сказать о Моне Лизе и Черном квадрате.
Мона Лиза это Черный квадрат по количеству содержащейся в ней информации. Там все, что человечество узнало до нее и все, что оно узнает после.